Елена Василькова
План-конспект мастер-класса «Я удивляю и радую малыша!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Мастер-класс по экспериментированию «Познавательные опыты с водой».
Краткая аннотация: Мастер-класс был организован и проведен для родителей и воспитателей старшей группы МАДОУ МО г. Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 182 «Солнечный город». В данном мероприятии приняли активное участие дети данной возрастной группы.
Цели мастер-класса для педагогов и родителей:
- способствовать повышению компетенции в создании условий для развития творческой активности ребенка через экспериментирование;
Публикация «План-конспект мастер-класса „Я удивляю и радую малыша!“» размещена в разделах
- актуализировать представления о процессе развития познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
Задачи, реализуемые с детьми дошкольного возраста в ходе эксперимента:
- познакомить воспитанников с основными свойствами воды;
- развивать любознательность и наблюдательность, мышление, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обогащать словарный запас детей, развивать речь;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Практическая значимость: представленные в мастер-классе опыты с водой могут быть интересны как педагогам, работающим в данном направлении (детское экспериментирование, так и родителям дошкольников. Совместные открытия сближают, а возможность самому (пусть даже с небольшой помощью взрослого) совершить маленькое чудо – запомнится надолго!
Теоретическая часть: Здравствуйте! Тема нашей встречи «Познавательные опыты с водой», она выбрана не случайно, потому что дети по своей природе исследователи. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен, изучать, открывать мир. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; разбирать игрушки, изучая их устройство. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные вопросы - «зачем?», «как?», «почему?». Именно в ходе поисково-исследовательской деятельности удовлетворяется потребность ребенка в познании. Самой доступной и интересной формой поисково-исследовательской деятельности является экспериментирование.
В повседневной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами. Многие увлекательные игры-исследования начинаются с таких действий как, измерение глубины луж, переливание воды, пересыпание песка, шуршание листьями. Все это в значительной мере и есть проявление любознательности, стремление к исследовательскому поиску.
Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Внесение игрового момента в обучение усиливает интерес детей к проведению исследований. В процессе игр – экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он позволяет детям получить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания (ФГОС ДО). В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Ход мастер-класса:
- Ребята, сегодня я хотела бы пригласить Вас в гости к любопытной лягушке-путешественнице. Помните, ей очень хотелось узнать, куда летят утки? И когда она это узнала – ей очень захотелось полететь вместе с ними на юг. Лягушка даже придумала, как ей лететь, используя вместо крыльев ивовый прутик, который утки держали с обеих сторон, а она прицепилась за него посередине. В результате своего путешествия лягушка оказалась на новом незнакомом пруду. И так как она была очень любопытной, ей захотелось все-все вокруг рассмотреть. К тому же день только начинался и времени у нее было очень много. Давайте вместе с лягушкой-путешественницей понаблюдаем.
Сначала попробуем отгадать загадку.
Загадка: Очень добродушная, я мягкая, послушная. Но когда я захочу, даже камень источу! (Вода). Отлично!
Хотите познакомиться со свойствами воды? Как движется вода? (Вода стремится вниз). А может ли она подниматься вверх?
Наша любознательная лягушка увидела на поверхности воды цветы невероятной красоты! Они уже «проснулись», распустились. Но были еще и те, которые только начинали открывать свои лепестки.
Опыт 1: «Бумажные цветы»
Оборудование: цветная бумага, ножницы, емкость с водой.
Ход проведения: из бумаги вырезаем небольшие цветы. Складываем цветы лепестками внутрь. Наполняем емкость водой. Выкладываем бумажные бутоны на поверхность воды. Цветы начинают распускаться.
Объяснение: сгибая бумагу, мы создаем излом и уменьшаем в этом месте ее толщину. Бумага в отличие от, например, резинового шарика, не обладает такой упругостью, чтобы вернуть себе изначальное состояние. Поэтому на суше бутоны остаются сложенными. А при соприкосновении с водой, бутоны начинают впитывать в себя жидкость. Вода проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бутоны намокают и набухают от центра к лепесткам. Изломы бумаги выпрямляются и цветы раскрываются.
Вывод: Вода может подниматься вверх.
Вдруг налетел ветер. Появились облака и пошел дождь.
Опыт 2: «Облако в банке»
Оборудование: 3-х литровая банка, крышка, горячая вода, лёд.
Ход проведения: наливаем в трехлитровую банку горячую воду (уровень 3-4 см, сверху прикрываем банку крышкой, на нее выкладываем кусочки льда.
Объяснение: теплый воздух внутри банки начнет охлаждаться, конденсироваться и подниматься вверх в виде облака. Да, вот так образуются облака.
А почему идет дождь? Капли в виде нагретого пара поднимаются вверх, там им становится холодно, они тянутся друг к дружке, становятся тяжелыми, большими и… снова возвращаются на родину.
Вывод: в природе происходит круговорот воды.
После дождя выглянуло солнышко, и любопытная лягушка увидела на небе радугу. Давайте и мы попробуем сделать радугу в стакане!
Опыт 3: «Радуга в стакане»
Оборудование: прозрачные стаканы, один прозрачный стакан большего размера, вода, шприц, сахар, краски.
Ход проведения: в первый стаканчик насыпать сахар не нужно, во второй следует бросить половину чайной ложки сахара, в третий – полную ложку сахара, в четвертый – полторы.
Теперь в каждый стаканчик нужно добавить воды, размешать сахар.
Для первого берется красный цвет и размешивается, для второго – зеленый, в третий добавить синий цвет, а в четвертый – желтый.
Затем надо взять шприц и набрать воду из первого стаканчика с красной водой без сахара. Вылить содержимое шприца в пустой приготовленный бокал.
Далее набирается с помощью шприца зеленая вода из второго стаканчика, в которой растворено половина чайной ложки сахара, шприц нужно опустить на дно бокала с красной набранной водой и медленно выпустить воду с зеленой краской.
Теперь такую же процедуру следует провести с третьим стаканчиком, где вода синего цвета с содержанием сахара в количестве одной ложки. Выпустить ее нужно из шприца по аналогии с предыдущим действием.
И остался четвертый стаканчик. Все то же самое – набирается из него вода при помощи шприца, выпускается на дно бокала.
Объяснение: все цветные слои воды не смешались, а расположились один за другим, имея четкие границы. Чем больше добавлено сахара, тем больше плотность воды, этим и объясняется отсутствие смешения. Чем больше использовать цветов, тем опыт окажется красочнее и нагляднее.
Вывод: вода имеет плотность.
По итогам мастер-класса были проведены:
- Итог с детьми: лягушке-путешественнице очень понравилось увиденное. И она поскакала дальше обследовать свое новое место жительства. А Вам было интересно? С помощью кисточки и красок окрасьте воду в цвет Вашего настроения!
- Рефлексия с родителями и воспитателями: метод «Чемодан, корзина, мясорубка». Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. На желтом листочке, который прикреплен к плакату с изображением чемодана, необходимо нарисовать наиболее важный момент, который человек вынес из мастер-класса, готов забрать с собой и использовать в своей деятельности. На сером листочке – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусорную корзину», т. е. можно прикрепить ко второму плакату. Синий листок – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению в своей деятельности. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить», размещено на листе «мясорубка». Листочки писались анонимно и по мере готовности приклеивались участниками самостоятельно.
Вывод:
Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач.