Марине Бабаджанян
План-конспект к занятию по формированию речи «Осенняя пора» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
Обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках.
Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме.
Закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека.
Развивающие:
Развивать внимание, память.
Улучшать общую моторику и координацию движений.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.
Речевые:
Отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений. Способствовать формированию грамматического строя речи.
Активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие.
Обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Воспитательные:
Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.
Воспитывать чувство любви к родной природе.
Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.
Предварительная работа:
Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, раскрашивание осенних листьев, дидактические игры.
Методы и приемы, использованные на занятии :
информационно – рецептивный метод,
словесный метод,
наглядный метод,
практический метод,
игровой метод.
Ход занятия
Воспитатель :Ребята, наше занятие я хочу начать с очень красивого стихотворения, послушайте, пожалуйста внимательно.
Поспевает брусника
Стали дни холоднее
И от птичьего крика
В сердце только грустнее
Стаи птиц улетают - прочь
За синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе!
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: Об осени.
Воспитатель : По каким приметам вы догадались, что это осень?
Дети: Птицы улетают, деревья "разноцветные", стали дни холоднее, и т. д.
Воспитатель: Какие приметы осени ещё вы знаете?
Дети называют основные приметы осени.
Воспитатель: А почему природа изменяет свой цвет именно осенью?
Дети: Мало света, тепла.
Воспитатель: Назовите слова, которые мы наиболее часто используем в разговоре про осень?
Дети: Листопад, слякоть, дождливая погода, пасмурно и т. д.
Игра «доскажи словечко»
- За осенью идёт… (Зима)
- А после зимы. (Весна)
- После весны идёт. (Лето)
- А за летом наступает (Осень)
- Потом всё повторяется в природе.
Вопросы воспитателя, на которых дети отвечают полным предложениям.
- Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)
- Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)
- Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)
- Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)
Воспитатель :А вы знайте как осенние месяцы назывались в старину?
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Воспитатель :Вы уже поняли, что осень может быть разной.
В сентябре ещё тёпло. Особенно в начале месяца. В это время паучки начинают летать на своих паутинках, а днём бывает даже жарко, как летом. Это время ещё называют бабьим летом. Но уже чувствуется по утрам и вечерам приближение холодов.
Воспитатель :А сейчас послушайте стихотворения об октябре и ноябре,и вы почувствуйте, чем они отличаются.
Сеет дождик в октябре
Лужи на дороге.
В желтой кружатся листве
Осени тревоги.
Лес багряный за рекой
В белой дымке скрылся
И тумана пеленой,
Как плащом укрылся.
Тучи по небу с утра
Стаями летают.
Дни листки календаря
Октябрю считают.
---
В ноябре и дождь и снег,
Лес стоит весь мрачный.
Знает каждый человек,
Что ноябрь — невзрачный.
В ноябре деревья спят
Прибит дождём осенний сад.
Дождик кончится. Потом,
Покроет снег своим ковром.
Воспитатель : Давайте повторим :Что же происходит в природе осенью?
Рассказы детей.
Физ-минутка
Листопад, листопад!
Листья по ветру летят,
Словно в танце закружились
И на землю опустились
Отдохнули и опять-
Полетели танцевать.
Игра «Закончи предложение»
Летом небо ясное, а осенью (хмурое)
Летом дни длиннее, а осенью (короче)
Летом воздух теплый, а осенью (холодный)
Летом листья на деревьях зеленые, а осенью (желтые) .
Воспитатель: А вы знайте как меняется жизнь у зверей в лесу осенью?
У кого берлоги нет,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора? (Заяц)
Воспитатель: Расскажите, как подготовился к зиме заяц?
Рассказы детей. К зиме заяц постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов – лисы и волка. Норы у зайца нет. Зимним днем он обычно спит в в снежной ямке А ночью выходит еду добывать: обгладывает кору упавших деревьев.
Воспитатель : А теперь разгадайте о каком звере идет речь в загадке.
Хитрая плутовка – рыжая воровка
В лесу первая краса,
Догадались, кто? (Лиса)
Воспитатель: Что вы можете рассказать о лисе?
Рассказы детей. Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет пушистым хвостиком нос и, чтобы не замерз, и спит. Лиса очень ловкий и хищный зверек. У нее хороший слух Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь, она быстро раскапывает снег и хватает добычу.
Воспитатель: Отгадайте ещё одну загадку.
Трещат кусты под лапою
Под лапою мохнатою,
Дом ищу себе в лесу,
Крепко выспаться хочу. (Медведь)
Воспитатель: Расскажите, как подготавливается к зиме медведь?
Ответы детей. Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как заяц петляет и путает следы, чтобы никто не знал, где он устроился на зиму. Перед спячкой медведь питается с утра до вечера. Он ест корни растений, плоды, ягоды, мед. Рыбу, не брезгует павшими животными. Зимой у медведицы появляются медвежата, совсем крошечные, величиной с рукавичку. Медведь спит в берлоге пять месяцев. Все это время он обходится без пищи.
Воспитатель : Мы с вами уже говорили о том, что дерево сбрасывает свои литья. А знайте, почему листья опадают?
Дети :Деревья готовятся к зиме. Листочки укроют землю сплошным ковром, чтобы защищать корни деревьев от морозов. Они очень нужны почве и растениям. В них к тому же полезные вещества для почвы. Листья разлагаются, и полезные вещества всасываются в почву.
Воспитатель: Ребята, давайте мы поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний листочек.
Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Насекомые осенью- прячутся, исчезают.
Люди осенью – убирают урожай, утепляются, пашут поля.
Воспитатель: Вы обратили внимание, что у нас стоит ствол дерева без листьев. Давайте мы с вами раскрасим листья в осенние оттенки и прикрепим к нашему дереву. И оно сразу станет нарядным и красивым.
Дети после того, как раскрашивают листья, приклеивают на ствол дерева.