Татьяна Шевень
План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дифференциация звуков [С] - [Ш]»
Краткая характеристика уровня речевого развития ребенка: Ребенок семи лет, ученик первого класса. Нарушение звукопроизношения свистящих, шипящих, сонорных звуков. Фонематическое восприятие развито недостаточно. Нарушение слоговой структуры слова. Словарный запас развит на бытовом уровне. Грамматический строй и связная речь не соответствуют возрастной норме.
Публикация «План-конспект индивидуального логопедического занятия „Дифференциация звуков [с]-[ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Цель: Формирование правильного звукопроизношения звуков [С] и [Ш] в слогах, словах,.
Задачи:
• Развитие артикуляционных движений;
• Развитие дыхания;
• Совершенствование движений мелкой моторики пальцев рук;
• Уточнение, различие артикуляции звуков [с], [ш];
• Развитие фонематического слуха;
• Формирование лексико-грамматического строя речи.
• Оборудование: предметные картинки на звуки [с], [ш]; артикуляционная гимнастика в картинках; игра «Найди вещи»; игра "Самолет"; игра "Собираем ягоды"; мяч.
Ход занятия
• Организационный момент
- Здравствуй, Слава! Как у тебя дела? Как настроение? Сегодня на занятие к нам пришли гости! Посмотри внимательно на картинки. Этих веселых ребят зовут Маша и Саня.
(приложение 1)
- В имени Маша мы слышим звук [ш]
- В имени Саня мы слышим звук [с]
- Сегодня мы будем продолжать учиться различать эти два звука.
II. Основной этап
• Артикуляционная гимнастика
Для того, чтобы наш язычок мог легко произнести эти звуки, сделаем несколько специальных упражнений:
- «улыбочка – трубочка»;
- «заборчик – трубочка»;
- «чистим зубки»;
- «вкусное варенье»;
- «кошка молочко лакает»;
- «чашечка».
• Работа на уровне звука, совместно с игрой "Самолет"на развитие дыхания
- Слава, у наших гостей есть любимое занятие – летать на самолете. Когда самолет набирает высоту и летит вверх, он издает звук [ш], когда летит вниз, звук [с]. Представь, что ты летишь на самолете, помоги самолету облететь все высокие горы. (Делаем вдох носом и на выдохе произносим звуки [с] и [ш], направляя самолет, то вверх, то вниз).
(приложение 3)
• Уточнение артикуляционных укладов.
- Давай покажем Сане, как мы умеем «свистеть». Губы в положении улыбки, язык упирается в нижние зубы. Зубы расположены близко друг к другу. Воздух проходит посредине языка.
- Теперь, «пошипим» для Маши. Губы «трубочкой», чуть вытянуты вперед. Зубки на расстоянии друг от друга. Язык в форме «чашечки» поднимается за верхние зубы.
Дополнительное задание: (Можно предложить ребенку произнести звуки [с] и [ш] попеременно с-ш-с-ш-с-ш… Затем, показать артикуляцию звука без участия голоса. Ребенок должен догадаться, какой звук так произносится).
• Работа на уровне слога совместно с игрой для пальчиков «Собираем ягоду».
- Слава, ты знаешь, Саня очень любит смородину. Когда он собирает ягодки, то поет свою песенку: «Са-са-са», «со-со-со», «су-су-су, «сы-сы-сы». Давай соберем ягодки вместе с Саней. Ставим пальчики на рисунок, шагаем по смородинкам, напевая песенку---
- Маша очень любит вишню. Когда она собирает ягодки, то поет свою песенку: «Ша-ша-ша», «шо-шо-шо», «шу-шу-шу», «ши-ши-ши». Давай соберем ягодки вместе с Машей---
(приложение 4)
• Работа на уровне слова. Игра «Найди вещи».
- Саня и Маша очень хорошие друзья и любят играть вместе. Сегодня они опять перепутали все свои вещи. Помоги друзьям разделить их. Вещи, которые потерял Саня, имеют звук [с], а вещи, которые потеряла Маша - звук [ш].
(приложение 5)
- Какие вещи возьмет себе Маша? (шапка, карандаши, шары, шкатулка, шуба).
- Какие вещи возьмет себе Саня? (савок, сапоги, санки, краски, самокат).
• Физминутка (Игра с мячом).
Логопед и ребенок встают.
- Слава, давай вспомним, какие вещи были у ребят? Логопед называя слово и передавая мяч ребенку, предлагает определить, какой звук в названном слове. (шапка – [ш]; cанки – [с] и т. д.)
• Работа на уровне словосочетания.
- Какая из вещей Сани тебе нравится больше, выбери ее. (Ребенок выбирает картинку). – Какая она? (вещь). У нас получилось словосочетание: (например, самокат железный). – Как ты думаешь, можем мы сказать «самокат железная»? – Конечно, нет! Так как самокат - он чей? - он мой, самокат какой?– он железный.
- Какая из вещей Маши тебе нравится больше, выбери ее. (Ребенок выбирает картинку). – Какая она? (вещь). У нас получилось словосочетание: (например, карандаши цветные). – Как ты думаешь, можем мы сказать «карандаши цветной»? – Конечно, нет! Так как карандаши какие? – они цветные, их много.
При наличие времени можно предложить ребенку составить другие словосочетания.
• Работа на уровне предложения.
- Посмотри, Саня принес нам картинки. (ребенок рассматривает картинки). – Назови их. (Если ребенок затрудняется назвать, логопед помогает).
- Их названия очень похожи, будь внимателен. Покажи крышку, крыску, уши, усы, мишку, миску, каску, кашку.
- Саня предлагает выбрать картинку со звуком [с]. Придумаем предложения с этой картинкой. Не забывай правильно произносить звук [с].
- Маша предлагает выбрать картинку со звуком [ш]. Придумаем предложения с этой картинкой. Не забывай правильно произносить звук [ш].
(приложение 6)
III. Итог занятия
- Ответь пожалуйста, с какими звуками мы сегодня играли? - [с] и [ш].
- А кто приходил к нам сегодня на занятие? Саня и Маша. (Ребенок называя имена, делает акцент на звуки).
- Наше занятие закончилось, до встречи!