Елена Жалыбина
План-конспект беседы с детьми по речевому развитию «Зимние святки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для социокультурного развитие, посредством приобщения детей к обычаям и традициям русского народа
Задачи:
1) закрепить и обобщить у детей представление и знания о святках, народных обычаях, традициях нашего народа;
2) расширять словарь за счёт имён существительных (святки, колядки, гурьба, оберег);
3) воспитывать уважение, интерес к русским традициям, к русскому фольклору, чувство коллективизма.
Предварительная работа: чтение, рассматривание иллюстраций, заучивание колядок, изготовление звездочек, атрибутов для игры.
Публикация «План-конспект беседы с детьми по речевому развитию „Зимние святки“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Коляда, колядки, святки. Конспекты занятий для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: игра, звездочки, угощение.
Ход беседы:
Святки – самый веселый и светлый зимний праздник. Святочная неделя проходила зимой с 07 по 19 января. В это время было несколько праздников: рождество Христово 07.01, Новый год – 14 января и Крещение - 19 января. Святки начинались в Рождественский сочельник и продолжались до Крещения. Это особый праздничный период, который длится две недели. В это время люди ходили в гости к родственникам, пожилым, больным людям, дарили подарки с хорошими пожеланиями, готовили разнообразную еду, накрывали праздничный стол.
Издавна на Руси в Святки проходили самые шумные гулянья с колядками, таинственными гаданиями, любимыми песнями, праздничными угощениями. Разжигали костры, играли в разные игры, катались с гор на санках, пели и плясали, скатывали с гор горящее колесо и кричали: - колесо гори, катись, с весною красною вернись!
Дети ходили с самодельной звездой по деревням. Она символизировала восходящее солнце.
Ряженье - традиция, проводимая во время Святок. Это такие развлекательные представления, во время которых люди переодевались, надевали маски на лицо, чтобы их никто не узнал. В таком виде они устраивали игры, веселили народ. Главным занятием в святки было хождение ряженых и колядование, гадание, баловство.
В святки, колядующие ходили от дома к дому и исполняли колядки. В них колядовщики желали богатого урожая и поздравляли с Рождеством. Ходили колядовали целую неделю. Колядовщиков угощали различными праздничными явствами, давали их с собой. Одаривание, при колядовании не просто плата, а обряд, обеспечивающий удачу семье в наступившем году.
Воспитатель: - А что же это за слово колядка? (Ответы детей). Да, колядка – это такая песенка, с пожеланием хорошей жизни, богатства, здоровья, хорошего урожая.
Давайте вспомним колядки, которые мы учили. Пришли Святки, запевай колядки.
Молодцы! Вот сколько мы вспомнили колядок!
Воспитатель: - Весь вечер колядовщики ходили по домам, пели колядки, их угощали и поздно вечером все шли в один дом, ставили стол в центре избы, высыпали на него угощение и садились в круг, как солнышко вокруг него. Этим обрядом снимали с еды все плохое, а потом приступали к трапезе. После застолья приходило время игр.
Воспитатель: - А теперь, честной народ, выходите все вперед. Будем весело играть и веревочки мотать! Проводится игра «Кто скорее намотает веревку на палочку». Молодцы! Хорошо мы поиграли.
Воспитатель – Без гаданья, что за Святки? Погадаем мы, ребятки? Проводится игра – гадание «Чудесный мешочек». Каждый ребенок из мешочка нащупывает и вынимает какой-то предмет, показывает его всем детям. Ребята высказывают свои предположения, кем будет ребенок, когда вырастет. (Дудка – музыкант, мяч – спортсмен, ножницы – парикмахер, книжка – писатель, краски – художник, машина – водитель, градусник – врач, нитки – швея, пирожок – пекарь, и т. д….)
А еще я каждому даю звездочку (из фольги) и предлагаю загадать желание. Дети загадывают желание.
Вот и подошла к концу наша беседа. Вы узнали об этом русском старинном празднике. Всем спасибо за внимание! (Дети угощаются сладостями)