Татьяна Ивановна Добикова
Пять советов родителям, как заниматься с ребенком
Ребенок - это личность, во многом превосходящая взрослого. Процесс взросления - это, скорее, раскрытие имеющегося потенциала, нежели его накапливания путем опыта и знаний.
1. Проводить занятия с детьми лучше перед сном и даже в постели, так как:
а) дети активны, ибо хотят оттянуть время сна;
б) они знают о предстоящем сне и не думают об играх и других развлечениях;
в) перед сном у них есть время поразмыслить о беседе, полученный опыт закладывается в подсознание.
2. Хорошо подытожить беседу определением сути урока в виде краткой, яркой и емкой фразы - формулы из нескольких слов.
Публикация «Пять советов родителям, как заниматься с ребенком» размещена в разделах
Желательно, чтобы ребенок придумывал ее сам, лишь при незначительной лексической и смысловой помощи родителей. Утром, вспомнив придуманную "формулу мудреца", ребенок получает незначительное поощрение, например, в виде дополнительных свобод (одеть на пол часа штаны на изнанку, пять минут непослушания, возможность поделиться надоевшей едой с собакой и т. п.) Стимулы "свободы" предпочтительнее материальных, так как:
а)"свертывание" или "сжатие" объема полученных знаний способствует синтетичности мышления;
б) самостоятельно придуманная ребенком формула особо близка его сердцу личными ассоциациями, а потому запоминаема и доходчева;
в) сжатую формулу легко надолго запомнить и развернуть знания в случае жизненной необходимости.
3. Придумать и зарисовать несложный символ беседы, то есть сжать образ. Рисунок подписать "формулой мудреца" и вывесить на видное место, так как благодаря этому:
а) совершенствуется образное творчество;
б) задействуются возможности и резервы зрительной памяти;
в) полученные знания легче припоминаются.
4. Продумать и спланировать в течение дня несколько ситуаций дающих ребенку возможность использовать знания беседы в деле и закрепить их на практике, так как:
а) практическое закрепление - наиважнейший способ закрепления знаний;
б) гармоничное сочетание мысли, слов и дела - самый мощный сплав, формирующий нравственный стержень личности.
5. Не пользоваться искренностью ребенка для критики. Искренне и уважительно относиться к мнению ребенка.
Отрицательные примеры, показывать предпочтительно на постороннем, положительные желательно припоминать из жизни ребенка. Во время беседы лишь делиться своим мнением. Навязанное родительское мнение чаще всего деформирует и травмирует внутренний мир ребенка. Внутреннее напряжение ребенка сформированное активным и беспринципным родительским вмешательством, прорывается почти всегда и, как правило, через годы. За всяким напряжением следует разрядка.