ксения мартынова
Пять приемов, чтобы создать у мам детей раннего возраста доверие к психологу и мотивацию на сотрудничество
▼ Скачать + Заказать документы
В мае в детский сад приходят родители, которые готовятся отвести своих детей в группу раннего возраста. Запланируйте провести с ними семинары – практикумы, которые позволят наладить контакт с мамами и мотивируют их заниматься с детьми. Чтобы заинтересовать родителей, используйте пять основных приёмов.
Не просто описывайте игры малышей, а играйте в них с мамами, показывайте их на видео. Когда вы даете теоретическую информацию, все время останавливайтесь на родительском опыте и уточняйте, как он перекликается с вашими словами. Это поможет мамам включиться в активную работу, по желанию проговорить проблемные ситуации и в результате стать увереннее в своей компетентности, понять, что они многое могут сделать для детей сами. На активном этапе семинара-практикума используйте коллективное обучение на реальных материалах. Устройте интерактивную выставку пособий, которая поможет родителям осознанно подбирать игрушки для малышей. Мамы научатся понимать причины изменений в развитии детей, у них снизится тревожность при необходимости обращаться к педагогу-психологу, невропатологу и другим профильным специалистам.
Публикация «Пять приемов, чтобы создать у мам детей раннего возраста доверие к психологу и мотивацию на сотрудничество» размещена в разделах
1. Поиграйте с родителями в детскую игру.
На этапе целеполагания привлеките внимание родителей к тому, чем занимаются или будут заниматься их дети на занятиях с педагогом-психологом. Вам помогут игры, которые нацелены на то, чтобы сплотить группу и снять напряжение. Проведите с мамами игру, которую обычно используете с воспитанниками в качестве ритуала приветствия. Покажите, как в нее играют дети, на видео или слайд-шоу. Видеопрезентация вызовет у родителей активный интерес, у них появится мотивация узнать о занятиях больше.
ПРИМЕР. В игре «Солнышко здоровается» родители встают в круг. Педагог-психолог берет красивое набивное солнышко из ткани и называет свое имя. Затем он здоровается с родителем, который стоит рядом и передает ему солнышко. Сосед называет свое имя, здоровается и передает солнышко дальше. Попутно педагог-психолог использует видеопрезентацию о том, как воспитанники играют в эту же игру. По опыту этот прием приковывает внимание родителей.
2. Переключайтесь на опыт родителей.
После того как вы заинтересуете родителей, познакомьте их с основами нормативного развития ребенка. Периодически переключайтесь на непосредственный опыт родителей, приглашайте их и к диалогу. Родители воспримут теоретический материал полнее, если вы создадите опору на видеоряд и дадите возможность прочитать опорные понятия на большом экране.
ПРИМЕР. По опыту, когда педагог-психолог обсуждает значение таких игр, как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», он выясняет: только единицы из мам играют в них со своим ребенком и изредка в них играют бабушки. Тогда нужно остановиться и разъяснить, что развивают эти игры. Расскажите родителям: механизм соединения слов с движениями пальцев не только способствует развитию мелкой моторики, но и стимулирует развитие речи. Фольклорные песенки и потешки развивают у ребенка чувство языка благодаря своей напевности и мелодичности. Когда взрослый в процессе пальчиковых игр произносит стишок или потешку вслух, он тем самым добивается эмоционального отклика у ребенка, а значит, малыш начинает интересоваться происходящим, хочет повторить игру. Когда взрослый поглаживает определенные участки ладони и пальцев ребенка, он проводит массаж по акупунктурным точкам, активизирует иммунитет. Игры на основе потешек помогают родителю и ребенку сблизиться, дают чувство защищенности и любви. Покажите родителям игровые действия и повторите их вместе с мамами. При этом демонстрируйте на экране, как в них играют воспитанники.
3. Все время подчеркивайте взаимосвязь процессов в развитии ребенка
Показывайте процессы становления движений, общения, мышления и речи у ребенка не изолированными друг от друга, а во взаимосвязи. Так вы поможете родителям понять, как много в развитии ребенка зависит от них. Во время работы постоянно обращайтесь к родителям: «Как вы думаете, для чего ребенку нужно это занятие?» Дополняйте ответы, чтобы помочь родителям сформировать осознанное отношение к тому, какие процессы и каким образом происходят во время детского развития.
ПРИМЕР. В разговоре о психомоторном развитии ребенка делайте упор на роли родителей как самых первых учителей малыша. Скажите, что при нормативном варианте развития все процессы у ребенка формируются по очереди, от простых к сложным. Они довольно точно по возрасту сменяют друг друга. Эту последовательность выявил и описал физиолог И. М. Сеченов, и до сих пор в нашей стране педиатры с рождения ребенка и до трех лет тщательно отслеживают качественные изменения двигательной и психической активности ребенка. Эти изменения принято называть психомоторным развитием. Оно показывает, как созревает организм и психика, как он адаптируется к воздействию окружающей среды. Психомоторное развитие обусловлено генетическими факторами, но в то же время большое значение имеют условия воспитания ребенка и образ жизни, которого придерживаются родители в семье.
4. Устройте интерактивную выставку
На этапе активной работы погружайте родителей в предметную среду, с помощью которой вы на занятиях решаете задачи, аналогичные теме семинара. Способ ознакомить родителей с предметной средой – организовать интерактивные выставки. На них родители осмотрят игрушки и пособия, смогут потрогать их, понажимать и постучать по ним так же, как это делают сами дети. В процессе игры находитесь рядом, отвечайте на вопросы, подбадривайте и поддерживайте.
ПРИМЕР. Чтобы привлечь внимание родителей к возможностям развивающих пособий, предложите им выбрать одно из них, то, что привлекло больше остальных. Это лучше сделать после того, как мамы осмотрят все, что есть на выставке. Попросите их поочередно презентовать свой выбор с точки зрения того, насколько пособие полезно для развития ребенка. Помогайте мамам включаться в обсуждение, дополняйте высказывания, предлагайте алгоритмы действий с игрушками.
5. Используйте коллективное обучение.
Коллективное обучение – еще один прием, который подходит для этапа активной работы. Предложите родителям самостоятельно изготовить несложное пособие, которое нацелено на определенную функцию мозга. Заранее подготовьте материалы по количеству участников и организуйте рабочие места. Пособия, которые родители изготавливают самостоятельно, они потом с охотой воспроизводят дома. Пособия помогут им самим понять, каков уровень развития, например, мелкой моторики ребенка, и убедиться, что с ним надо заниматься.
ПРИМЕР. На семинаре-практикуме о том, как стимулировать речь и мышление ребенка раннего возраста через мелкую моторику, предложите родителям изготовить пособие, которое помогает формировать понятийный аппарат. Для каждой микрогруппы приготовьте картонные круги с сегментами, тематические наклейки в двойном экземпляре, прищепки. Попросите родителей договориться о том, какое понятие они отразят на каждом круге: игрушки, одежду, еду. Затем надо разместить тематические наклейки на круге и приклеить вторые экземпляры наклеек на среднюю часть прищепки.
Попросите родителей презентовать готовые пособия, поиграть в них, а затем назвать одним словом то, что получилось. После обучения передайте готовые пособия в группу и попросите воспитателя провести с детьми игру-занятие. По опыту важным моментом становится то, что воспитанники узнают, что эту игру сделали их папы и мамы. Они играют с большим удовольствием, старательно используют прищепки под контролем воспитателя и педагога-психолога, пробуют повторить названия картинок, использовать в речи обобщающее понятие. В результате задания воспитатель обращает внимание на сложности моторики у некоторых детей и уделяет им больше времени. После семинара-практикума в детском саду родители по своему почину приобрели в хозяйственном магазине прищепки с цветной маркировкой, самостоятельно приготовили цветные круги, разложили в цветные контейнеры и тоже принесли их в группу. Некоторые мамы повторили задание дома, заметили слабость тонуса рук и трудности сочетанных движений у детей. В итоге они стали чаще заниматься с ребенком, впоследствии обратились к логопеду и неврологу.