Ибрагимова Хеди
Песочной терапия
▼ Скачать + Заказать документы
Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Лавенфельд в 1928 году.
1.2. Достоинства и преимущества песочной терапии для детей в рамках психологического сопровождения
Игра на песке является естественным языком для детей
Используя различные фигурки для построения, ребенок строит новые взаимоотношения с самим собой и другими
Ребенок на песке самовыражается, происходит «отреагирование» своего внутреннего напряжения
При построении своего мира для ребенка здесь нет никаких правил и ограничений
Публикация «Песочной терапия» размещена в разделах
Здесь можно воевать и драться, можно убивать и оживлять героев
Можно лить воду, сколько захочешь, можно сделать дождь
Можно изменить свой мир и стать в нем главным…
1.3. Противопоказания к использованию песочной терапии :
Противопоказания к использованию песочной терапии :
-если уровень доверия между ребенком и взрослым недостаточно высокий;
-если ребенок находится в состоянии сильного возбуждения;
-если у ребенка очень высокий уровень тревожности;
-если у него на руках ранки и царапины;
-если у него аллергические реакции на песок.
1.4. Организация песочной терапии
Кабинет для песочной терапии должен быть отдельной комнатой, в которой стены обставлены полками, глубиной 15-20 сантиметров, чтобы была возможность полностью видеть все фигуры. Также это могут быть и шкафы с дверцами. Если вы работаете с детьми с дефицитом внимания лучше держать игрушки в закрытых ящиках или за занавеской. Также можно использовать коробки для различных групп-транспорта, растений и. т. д.
Для психологической работы нужен ящик из природного материала-дерева. Размер ящика 50/70/8/. Такой размер ящика соответствует объему поля зрительного восприятия, что позволяет охватить ящик взглядом целиком. Необходим один ящик с влажным песком, другой – с сухим, ребенок выбирает сам.
Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий цвет.
Дно – вода, а стены-небо. Поднос засыпают наполовину промытым и прокаленным песком. Песок может быть разный по текстуре. Чем он мельче, тем он лучше успокаивает. Также должен быть кувшин с водой для увлажнения песка. Изюминка песочной терапии коллекция игрушек и предметов. Все игрушки и предметы это символы сознательной и бессознательной жизни ребенка, и чем они будут приближеннее к жизни и действительности, тем эффективнее пройдет терапия.
В коллекции должны быть разные игрушки, привлекательные и непривлекательные, страшные и вызывающие отвращение. Песочная терапия может быть эффективна даже с небольшой коллекцией, так как игрушки и песок активизируют любопытство и воображение ребенка.
1.5. Коллекция фигур
В коллекции должны быть представлены разные категории объектов для работы-люди, животные, транспорт, дома, морские символы…
Фигуры должны быть: большие и крошечные, бесцветные и яркие,
прозрачные и непрозрачные. Натурально грубые и сделанные из разнообразных материалов: металла, стекла, глины, камня, древесины и пластмассы.
В категории «люди» желательно подбирать миниатюры разных полов, рас, возрастов, цветов и размеров. Люди могут быть разных исторических периодов из мультфильмов и. т. д. В категории «животные» должны быть фигуры разных размеров и пород. Хорошо, если они будут представлены в агрессивных и мирных позах.
В «категории» растения могут войти, морские водоросли, горные, тропические, пустынные и той местности, в которой вы живете. А так же прутики, веточки, комнатные растения…
В категории «здания» можно использовать, замки, крепости, избы, магазины, разрушенные здания. А домашняя обстановка может быть представлена столами, стульями, кроватями, туалетными принадлежностями. Дом для ребенка может быть символом Самости, это «Я» ребенка, или символом убежища защиты.
В категории «транспорт» могут быть грузовики, телеги, велосипеды, санки, поезда, вертолеты, и. т. д. Транспортные средства могут символизировать движение и изменения.
В категории «разное» могут быть:
-зеркала;
-солнце, луна, звезды, снежинки;
-свечи, фонари, светофор, масляные лампы;
-ароматические объекты, старые флаконы из-под духов и. т. п.
-символы коммуникации-телефоны, компьютеры, ручки, карандаши;
-мосты;
-объекты, связанные с питанием - овощи, сыры, хлеб и. т. д.
-символы времени - часы;
-различные контейнеры и емкости;
-лопаточки, кисточки, сито и деревянные ложки.
2.1 Знакомство ребенка с песочницей
Психолог демонстрирует ребенку ящики с песком один из которых с влажным, окраску ящика и кувшин с водой.
Ребенку предлагается поработать с сухим или влажным песком. Для детей должно быть много разных емкостей, в том числе сито, ложки и миски, различные кисточки и лопатки, необходимо объяснить, для чего они нужны в песочнице. Психолог знакомит с фигурками на полочках и рассказывает, что все, что все фигурки разделены по сериям-есть место для людей, есть место для животных, домов и. т. д.
2.2 Правила поведения детей в песочнице
Дети так же начинают рано сталкиваться в жизни с правилами и ограничениями. Песочная терапия хороша тем, что в ней нет никаких правил и ограничений кроме двух: нельзя игрушки брать с собой домой и строить можно только в ящике с песком.
2.3 Инструкция
Инструкции могут быть, различные, в зависимости от цели работы. Если вы проводите терапию, то инструкция должна звучать свободно:
«Ты можешь построить в песочнице все, что захочешь, здесь ты главный…»
«Выбери игрушки на полочке, подойди к ящику и расставь их на песке…»
Можно предложить ребенку корзину для игрушек, которые ему захочется взять, не задумываясь. Время выбора не ограничивается. После этого ребенка просят дать название картинки и составить рассказик.
В контексте педагогической работы с песочницей инструкции формируются с конкретными развивающими задачами. Педагог переносит на песочницу некоторые задания. Например, откапать буквы и сложить из них слова, поставить на поднос животных и их детенышей, высыпать в песок разноцветные бусинки и собрать их.
Тематические инструкции даются для проработки определенного сюжета.
Например: «То, что делает меня счастливым», «Моя семья в виде животных…». Это дает возможность ребенку не только посмотреть на ситуацию со стороны, но и на символическом уровне найти способы ее разрешения.
Моделирующие инструкции используются для моделирования определенного состояния или переживания «Я радуюсь, потому что …», «То, что я люблю?», «Друг-это…», «День рождения», «Мой поход в зоопарк»… Выбор темы зависит от конкретного ребенка. Цель построения данной картины развитие эмоциональной сферы и нахождение позитива в жизни в этой игре ребенок получает резерв. После построения этих картин идет обсуждение с ребенком.
2.4 Продолжительность и частота встреч
В основном на создание песочной картины уходит около 30 минут. Затем ребенок начинает играть на подносе один или вместе с психологом. Играя с фигурками на песке ребенок «осознает» себя, свои внутренние процессы и расставляет их в нужной для себя последовательности. Так происходит акт саморегуляции, включающий в себя процесс заземления негативной энергии в и манипуляции с фигурками.
2.5 Роль психолога в песочной терапии, правила работы с детьми
Игра является естественной формой самовыражения для детей, поэтому не требуется много рассказывать о песочной терапии. После того, как мы познакомили ребенка с ящиком и фигурками на полках дали соответствующую инструкцию, рассказали правила, и ребенок начал выбирать фигуры, то задача психолога в этот момент соблюдать тишину, и не вмешиваться в процесс и не давать никаких советов. В это время важно избегать всяких интерпретаций и вопросов, которые могли бы «закрыть» ребенка и увести в сторону. Пока ребенок выбирает фигуры и играет с ними в песочнице, психолог выполняет функцию наблюдателя. Когда ребенок построит картину, мы просим рассказать о ней и, если возможно, дать название. У самого терапевта существует много правил и ограничений - нельзя критиковать, оценивать спрашивать - «почему, зачем» ребенок использовал конкретные фигурки, нельзя комментировать, уделять внимание одним фигурам и игнорировать другие…
Ни в коем случае не прикасайтесь к фигуркам на подносе и не передвигайте их без согласия ребенка!
2.6 Ведение протоколов, фотоматериалы для каждой сессии
На каждой встрече необходимо фотографировать картинку ребенка, записывать рассказ, название, его ответы на ваши вопросы и свои личные наблюдения. Так как на фотографии отражается не все аспекты, например, если фигурка закопана, то она не будет видна, поэтому психолог каждый раз зарисовывает картинку ребенка в виде схемы. Это помогает проводить анализ и увидеть повторяющиеся символы, перемещение их на подносе и другое. Фигурки людей на схеме отображаются в виде кругов со стрелочками.
2.7 Вопросы, которые можно задавать ребенку на сессии:
-Есть ли ты на твоей картинке?
-Ты хотел бы здесь быть?
-Кем бы ты был?
-Где бы ты жил?
-Есть ли кто-то на картинке, кого ты знаешь?
-Что бы ты тогда сделал?
-Какая часть картинки или фигурки тебе больше нравится?
-А кто победит?
-Интересно то, что ты использовал здесь, в этой части…
-Ты хочешь показать свою картинку маме, когда она зайдет.
Если ребенок не соглашается показать, то мы покрываем поднос тканью. Вопросами не нужно увлекаться, так как ребенок может подумать, что он что-то сделал не так.
3.1 Кому подходит детская песочная терапия
Детская песочная терапия подходит :
-Если ребенок испытывает эмоциональные трудности, робость, агрессивность, плаксивость…
-Возбудимым и гиперактивным детям
-Детям, которые не умеют правильно проявлять свои чувства
-Кто испытывает трудности во взаимоотношениях с взрослыми или сверстниками
-Кто испытывает различные страхи
-У кого существуют неврологические проблемы-тики, энурез, грызение ногтей, заикание и. т. д.
-При коррекционной работе в рамках психологического сопровождения
-При развивающей работе в психолого-педагогическом подходе
3.2 Особенности детской песочной терапии
Особенности детской песочной терапии :
-Когда ребенок строит, для него открывается визуальный мир и этим миром он может себя корректировать и научиться управлять собой
-Некоторые дети любят работать на полу, некоторые сидеть или стоять
-Если дети играют на песке, то это означает, что они еще не определились в своей жизни и находится на стадии «копания» и засыпания в сосуды песка
-Иногда дети фигурки закапывают, мы же должны это зафиксировать
-Если ребенок берет все подряд и в неограниченном количестве, то это может означать, что сейчас ему важно «проработать» свое внутреннее напряжение
-Если дети строят только хорошее или плохое, означает, что они часто видят что-то одно
-С влажным песком приятней работать напряженным, тревожным, гиперактивным детям или подросткам
-Есть дети, которые не могут строить при наблюдателе (слишком много контроля в их жизни) Можно спросить: «Я могу почитать книгу в стороне? Будет это для тебя лучше?» А есть дети, которым важно и нужно, чтобы смотрели на их работу (низкая самооценка, тревожность, неуверенность)
3.3 Стадии на песке, которые ребенок проходит в песочной терапии
По Джону Алану ребенок проходит на песке следующие стадии
Первая стадия
Стадия Хаоса, на которой происходит «разрядка», отреагирование отрицательных эмоций, переживаний ребенка, демонстрирование своей проблемы. Они обычно занимают 4-5 подносов, характерна для 3х-5-ти летних детей. На этой стадии ребенок хватает множества фигурок, все, что попадает в его поле зрения, он буквально все сваливает в ящик с песком от 20 до 100 игрушек и предметов, беспорядочно расставляет их на подносе, часто перемешивают с песком. Используются фигурки разного размера, сюжета нет. Мир напоминает «свалку или винегрет» На этой стадии ребенок часто строит не прикасаясь к песку руками. Это стадия показывает эмоциональное смятение и внутренний хаос, доминирующие в жизни ребенка. Подобные действия отражают наличие внутреннего беспокойства, страха, смятения, негативной внутренней динамики… Эго ребенка находится во власти тревожных чувств. Через «хаос» происходит постепенное «проживание» своего эмоционального состояния и освобождение от него. После многократного символического повторения психотравмирующей ситуации (от 4-х до 5-6-ти построений, изменяется эмоциональное отношение к ней.
Вторая стадия
Стадия Покоя, пассивная фаза. Постепенно от картины к картине умещается количество используемых фигурок и появляется сюжет. Дети в этот период будто восстанавливают свои силы, внутреннюю энергию для следующей стадии-стадии борьбы. Эта стадия длится недолго, через два - три построения они приступают к новому сюжету.
Третья стадия
Стадия Борьбы за территорию и пространство. На этой стадии дети активно строят войну, драки, происходит столкновение и противостояние «хороших сил с плохими» Добро сражается со злом, хищники с травоядными, индейцы с ковбоями, пираты с моряками. Все, что способно двигаться, расстреливается, уничтожается и взрывается. В таких играх нет победителя, но ребенок всегда знает, что он на «стороне хороших сил» и уверен, что добро победит. И этот период может повторяться довольно долгое время. Построенные картинки часто называются: «Война», «Мир и война», «Хорошие и плохие»… Ребенок на этой стадии должен «отвоевывать» свои трудности, проблемы в своем собственном темпе, его нельзя торопить и помогать. Через несколько недель сражения принимают напряженный и организованный характер, противнику сохраняется жизнь и дарится свобода. Можно предположить, что эта стадия подходит к концу. Через некоторое время появляются первые признаки уравновешенности, появляется герой, который наводит порядок и побеждает.
Стадия борьбы возникает на 6-8 встрече, продолжается от 2-х до 4-х построений и у детей 6-8 лет.
Четвертая стадия
Стадия порядок. Стадия структурирования, упорядочивания своего внутреннего мира, души, мыслей, желаний, принятия своих чувств как положительных, так и негативных. На подносе с песком все фигурки упорядочены. Это стадия разрешение конфликта, здесь можно наблюдать более благополучные картины, мир, покой, равновесие. Между природой и людьми восстанавливается порядок и спокойная жизнь. Животные в парах находятся под присмотром или в загонах.
В городе или деревне есть некое движение - дороги, по которым можно безопасно пройти, мосты, дорожные знаки. У людей есть занятия, в садах растут растения, деревья или кусты, которые приносят урожай. Мы ясно видим, что проблема разрешилась, и ребенок может занять свое место в этом мире. Эта стадия характерна для детей 9-10 лет и продолжается 2-3 сеанса(8-й-10-й поднос)
Пятая стадия
Стадия творческая, фаза самовыражения, самораскрытия, бессознательная выработка новой формы поведения и взаимоотношений. На символическом уровне происходит ощущение завершенности и целостности через изображение на подносе квадратов, треугольников или кругов. На этой стадии дети часто сообщают, что могли бы и не посещать психолог. Мы так же видим, что ребенок психологически «вырос», меняется его отношение к проблеме или она вовсе исчезает. Пятая стадия характерна для подросткового возраста. На подносах обычно это 10-12ая картина. Дара Калфф в 1961 году выделила некоторые возрастные аспекты в выборе фигур. В возрасте 6-7 лет у детей преобладают растения и животные, а также натуральные предметы-камни, продукты питания, мебель, связного сюжета, как правило, нет. К 11-12 годам все чаще появляются люди и темы конфликтов и сражений.
3.4. Местоположение фигур на подносе с песком, их роль и значение
Что обычно анализируется в песочных картинах
-Расположение фигур на подносе с песком
-Ландшафт песочной картины
Анализ расположения предметов в песочнице строится на основании опыта юнгианских песочных терапевтов. В наше время используется схема предложенная Дарой Калфф. Ноона используется только для классического направления песочной терапии в ситуации игр на песке она не работает. Местоположение фигур на подносе отражают информацию о внутреннем мире ребенка, зашифрованную в образах и символах.
Расположение фигур на подносе с песком
Поверхность песочной картины можно условно разделить на три равные части по вертикали и три разные части по горизонтали. Каждая часть имеет определенное символическое значение. Объекты, расположенные в левой части подноса, символизируют процессы, желания и события в прошлом, уже прожитые и представляют внутренний мир ребенка. Центральная часть символизирует актуальное настоящее, то, что важно для ребенка в данный момент. Правая часть символизирует будущее и планы и представляет внешний мир. Верхняя часть говорит о фантазиях, мечтах в настоящее время.
Это то, что ребенок осознает и понимает. Нижняя часть бессознательное ребенка, его инстинкты, то что скрыто от нас. Здесь мы можем увидеть скрытые ресурсы ребенка. Цент песочной картины - это «Эго» ребенка, центр самости. Центр может отражать наиболее актуальные проблемы личности и связывает разные элементы композиции. Центр означает целостность, патанцеальные возможности ребенка.
Ландшафт песочной картины
-Третья группа игр связанна с использованием воды, которую льет ребенок на поднос.
Ребенок может совершать определенные манипуляции с песочной поверхностью. Он заполняет песком формочки, рисует на песочной поверхности линии, делает отпечатки, собирает песок в комочки и создает горки. Тактильный диалог между песком и руками ребенка может быть связан как с положительными, так и с отрицательными переживаниями.
Ребенок очень рано приобретает «песочный» опыт, он играет в песочнице и на пляже, наполняя песком формочки, изготавливает пирожки и горки. Это позволяет превратить бесформенный песок в различные объекты.
4.2. При проведении песочной терапии дети наполняют песком формы, а затем оставляют их в перевернутом виде, словно некие горки, либо делают «пирожки» руками обозначая свое присутствие. Изготовление «пирожков» с помощью формочек можно рассматривать, как своеобразное выражение себя.
4.3. Рисунки и отпечатки на плоской поверхности песка
Плоская поверхность песка служит основой для развития творчества ребенка. На ней можно рисовать тропинки, всевозможные объекты, на которые способно воображение и мышление. На плоской поверхности песка можно с помощью кисточки прочерчивать извилистые речки, обнажая голубое дно, можно нарисовать свое настроение и тут же изменить его, можно нарисовать свою любимую игрушку или мечту. На поверхности песка ребенок также может оставить отпечатки различных частей тела или предметов, что позволяет создавать различные образы. Детям интересно создавать такие изображения -это является для них удивительной игрой. На ограниченном пространстве песочницы можно рисовать прямые или извилистые линии, а так же спирали, постепенно совершенствуя свои изобразительные навыки. Создание визуальных образов становиться для ребенка одним из способов невербальной коммуникации.
Начиная с двух лет, дети любят делать отпечатки рук или ног на песке, словно говоря нам: «Это я. Я есть я существую» Однако создание отпечатков рук, ног или различных предметов - это один из способов оставить знак своего присутствия. Таким образом, ребенок самовыражается и это делает его «Я» сильнее. Создание отпечатков чрезвычайно важный для бессознательного процесс. Он связан с самоактуализацией, заявлением о себе «Я - есть» В юнгианской песочной терапии создание отпечатков рассматривается как начало процесса развития индивидуализации.
4.4. Рытье ямок и тоннелей, закапывание предметов и их извлечение
Различные проблемы ребенка, связанные с дефицитом материнской поддержки, психологической и физической безопасностью, ростом или состоянием здоровья отражаются в манере использования им песка. Копая песок пересыпая его с места на место, рытье ямок тоннелей, закапывание предметов и извлечение их из песка чрезвычайно важный процесс для проживания личных травм и эмоциональных состояний.
В психотерапии дети часто любят прятать в песок различные предметы. Часто они любят сами находить свои предметы, но иногда они, прося найти психолога. Помощь в поиске предмета, спрятанного в песке, символизирует веру ребенка в то, что психолог поможет ему справиться с трудностями и открыть в себе нечто ценное.
Закапывание предметов и извлечение из песка также может означать готовность ребенка преодолеть свой страх, отвращение перед чем-то не понятным, либо поиск и обретение ранее потерянной ценности, например, такой как родительская любовь или любовь к самому себе. В педагогической работе эта техника используется для развития сенсорики и мелкой моторики руки, для развития памяти.
4.5. Использование воды. Капание мокрым песком и выливание воды в песочницу.
4.6. Развитие познавательных процессов в ящике с песком
Психологическая роль развивающих занятий в ящике с песком:
-Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приемы обучения
-В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются познавательные функции.
-Совершенствуется предметно- игровая деятельность, что способствует, развитию сюжетно-ролевой игры.
-В песке развивается тактильная чувствительность, как основа развития ручного интеллекта
- Развивается речь и мелкая моторика руки