Гущина Елена
Песочная терапия в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста с нарушениями зрения имеют низкий уровень тактильной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук, вследствие чего они не могут спонтанно овладеть различными предметно - практическими действиями. В связи с малой двигательной активностью мышцы рук детей с нарушениями зрения оказываются слишком напряжёнными. Все вышеперечисленное сдерживает развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно - практической деятельности детей, поэтому в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения уделяется большое внимание развитию мелкой моторики рук, для чего используются специальные игровые упражнения и занятия.
Публикация «Песочная терапия в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Песочная терапия является одним из средств развития мелкой моторики детей с нарушениями зрения. В нашей стране песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Она представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок строит свой собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок.
Песочная терапия - это игра. Именно игра помогает детям дошкольного возраста учиться строить отношения с внешним миром, познавать его и выражать свои чувства.
Игровые упражнения с песком – это, прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь ребенку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов, кроме того, песочная терапия является одним из средств развития мелкой моторики детей с нарушениями зрения.
Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница, песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Песочница представляет собой деревянный ящик. Размером 50х70х8 (где 50х70 размер поля, а 8 - глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия.
Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта - небо.
Игровые занятия с песком могут проходить как индивидуально, так и в малых группах (2 – 4 человека). Периодичность занятий 1- 2 раза в неделю. В процессе занятий можно использовать игрушки, вспомогательные предметы, макеты предметов домашнего обихода. Возможно построение фигур из песка, добавление воды.
Игры с песком играют важную роль в развития ребенка. Песочная терапия рассматривается как одна из форм символической коммуникации. Сначала ребенку можно предложить поиграть с мокрым песком, а затем играть с сухим песком, используя при этом ведерко, грабли, лопатку, формочки. Пластические свойства песка способствуют тактильной стимуляции и развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Рассмотрим некоторые игровые задания с песком, направленные на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушениями зрения :
«Знакомство с песочницей». Детям предлагается «поздороваться» с песком, порисовать на нем, чтобы дети почувствовали, какой он на ощупь: холодный или теплый, шершавый или гладкий, приятный – неприятный. Попросить выполнить следующие действия: дотронутся до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки. Одновременно всеми пальцами сначала легко, затем с нажимом. Сжать кулачки с песком, а потом медленно высыпать его в песочницу. Дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной. Перетереть песок между пальцев, ладоней. Затем намочить песок и обратить внимание детей на то, что песок изменился, он не сыплется, похож на кашу. Теперь из него можно лепить, перемешивать его руками, черпать совком или формочкой, делать горки, пещеры, дороги, прятать в него игрушки.
«Необыкновенные следы или песчаные отпечатки». Дети оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки и т. д.
«Дорисуй фигуру». Для этой игры понадобится: мешочек, в котором находятся геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция, разного цвета и разной величины.
Дети по одному запускают руку в мешок, достают по одной геометрической фигуре и отвечают на вопросы:
• Какая геометрическая фигура в руке?
• Какого она цвета?
• На какие предметы похожа эта фигура?
В песочницу кладется геометрическая фигура, и дети пальчиком или палочкой дорисовывают до полной картины.
«Песочный дождик». Рассказываем, о том, что в песочной стране тоже может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Показываем, как медленно или быстро сыпать песок из кулака в песочницу, на вторую ладонь, на ладонь другого человека. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальцами, а другой ребенок будет сыпать песок на палец. Ребенок должен назвать этот палец. Если он еще не умеет их называть, то пусть откроет глаза и покажет, куда сыпался песок. Затем дети меняются ролями.
«Авторалли». Дети лепят из песка заборчики с двух сторон, чтобы получилась извилистая дорога. А в конце пути – гараж. Начинаются соревнования: дети берут машинки и соревнуются, кто быстрее доберется по дорогам лабиринтам до гаража.
«Песочная картина». Ребенок рисует на гладкой песчаной поверхности какое-либо изображение, другие дети отгадывают. А потом меняются местами.
«Чудо пекарь» Дети «выпекают» из песка разнообразные изделия (булочки, тортики, пирожки). Для этого могут использовать формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую.
«Клад». Положить разноцветные камушки и бусинки в коробочку. Закопать в песочнице, а дети пусть ищут. Эту игру можно сопровождать сказкой о пиратах, которые очень давно закопали клад именно на том месте, где находится песочница. Чем таинственнее сказка, тем интереснее детям искать сокровища.
«Эмоции». Дети на мокром песке рисуют лица, выражающие эмоции: радость, злость, печаль, страх и т. д. Можно спросить, что случилось с этим человеком, и что он будет дальше.
«Мина». Рука одного играющего превращается в «мину». Задача другого — «сапера» — откопать «мину», не дотронувшись до неё. «Сапёр» может действовать руками, дуть, помогать себе палочками, кисточками.
Ребёнок и воспитатель вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только двигая пальцами и сдувая песчинки.
«Массаж для рук». Ребенок берет камешки между ладошками и трет, слушает, как звучат камешки (тихо, громко). Это упражнение снимает напряжение у детей с нарушениями зрения.
Подводя итог, заметим, что эффективность песочной терапии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением зрения объясняется тем, что в процессе игр с песком, развивается тактильное восприятие, мелкая моторика, а так же зрительное восприятие, речь и воображение.
Список литературы :
1. Большебратская Э. Э. Песочная терапия / Э. Э. Большебратская. – Петропавловск. : Информ - Вест, 2010 – 74с.
2. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. - М. : Экзамен, 2006. - 290 с.
3. Климова А. А. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушениями зрения // Дошкольное воспитание. 2005. - № 4. – С. 18-22
4. Орден Е. А. Познаем мир пальчиками. //Дефектология. - № 3 - 2000.- С. 23-26
5. Педагогическое руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. / Сост. Т. П. Свиридюк - Киев, 1999.-46 с.
6. Сачкович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб. : Речь, 2008. - 176 с.