Виктория Пегасова
Мастер-класс «Песочная терапия в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Песочная терапия в детском саду»
Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами.
Психолог: Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).
Публикация «Мастер-класс „Песочная терапия в детском саду“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Теоретическая часть.
После игры, психолог проводит презентацию о песке, и организации игр с песком в группах.
Песочная терапия
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик от стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру.
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
Специалисты парапсихологи утверждают, что песок забирает негативную энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние. Очень полезно рисовать песком и гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родных. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений. Данный вид творчества стимулирует, ускоряет развитие мышления и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно- логического мышления ребенка. Сама структура песка дает возможность для развития у детей координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, рисование щепоткой, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Дети развивают ловкость рук и пальчиков. А как вы знаете, мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, именно поэтому все логопеды рекомендуют игры с сыпучими материалами. Рисование песком доступно песком детям разного возраста. Малыши могут создавать простейшие рисунок, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. При этом, чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно просто стряхнуть или провести пальчиком по песку. Дети, более старшего возраста, смогут создавать картины, используя технику насыпания песка для получения песчаной картины.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методики довольно обширны.
Песочные игры условно можно разделить на три направления:
- Познавательные игры - познается многогранность окружающего мира.
- Обучающие игры - облегчают процесс обучения ребенка.
- Проективные игры - обеспечивают психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.
Сегодня мы попробуем использовать некоторые игры с песком.
Просто сыграем, как делают дети,
Что «вне игры», то для них – мишура,
Это сладчайшее дело на свете –
Общая наша игра!
Уважаемые коллеги, педагоги приглашаю вас принять участие в игре. Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?
Погладьте песок между ладоней.
Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.
Подобные упражнения я использую в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.
Сухой песок – нежный, лёгкий, переменчивый, сыпучий. А если смешать его с водой, то он становится более тёмным и начинает приобретать качества земли. Ему можно придать форму. На занятиях с детьми я тоже использую воду. Вот, например, упражнение «Ручеёк течёт» - льём воду из лейки тонкой струйкой. «Дождик моросит» - увлажняем песок пульверизаторами.
Выполняя эти упражнения с детьми, мы проговариваем потешки, стихи о воде и дожде. Вода, как и песок, имеет свойство успокаивать, снимать агрессию. Поэтому её применение в песочных играх целесообразно.
На мокром песке можно рисовать, например, лица, обучая ребё нка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.
Какое настроение у вас в данный момент? Нарисуйте его на песке. (Педагоги рисуют). Одновременно проговаривают: «У меня грустное настроение, потому что…»
Существует похожая игра «Победитель злости» : мы с детьми лепим песочные шары, в которых сосредотачиваем плохое настроение, агрессию, страхи, затем разрушаем их, давая выход отрицательным эмоциям.
По вашим рисункам я вижу, что настроение у всех разное, и чтобы его улучшить, я предлагаю вам посадить «Цветы на клумбе». Эта игра учит детей определять количество слогов в словах.
На клумбе здесь растут цветы
Необычайной красоты.
Любуются все их цветеньем,
Вдыхают запах с наслажденьем.
На клумбе три бороздки проведём,
Названия цветов на слоги разобъём!
Один слог – в верхнюю сажаем,
Два слога – в центре оставляем,
Три слога – в третью грядку.
Теперь сажаем по порядку.
( Односложные слова: мак.
Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.
Трё хсложные слова: ромашка, василёк, лилия, гвоздика).
После выполнения задания – вопросы:
- Опишите цветок по цвету, форме.
- Где растёт этот цветок?
- Какие цветы больше всего нравятся вам?
Детям можно предложить составить рассказ о цветах, которые «выросли» на «клумбе».
Давайте украсим нашу клумбу «Цветными заборчиками». Это упражнение способствует развитию сенсорного восприятия. На столе лежат счётные палочки разных цветов. Выберите зелёные палочки и постройте заборчик зелёного цвета. Из красных палочек постройте красный забор. Как вариант, детям можно предложить чередовать палочки по цвету.
А теперь я предлагаю вам выбрать из коллекции любую игрушку, которая больше понравится, найти ей место в песочнице и внести её туда. Выставляя игрушки в песочнице, проговаривайте предлоги и наречия с пространственным значением: около, у, перед, между, за…
Как мы назовём композицию, которая у нас получилась? По желанию расскажите о чувствах, которые вызывает у вас композиция? Хочется ли что-нибудь изменить?
Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили? Давайте нарисуем свое настроение.
Сегодня я показала вам лишь несколько песочных игр, направленных на психологическую коррекцию и на развитие речи. Спасибо за внимание!