Папки-передвижки

Песочная игротерапия в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы развития

Светлана Морокова
Песочная игротерапия в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы развития
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Детям нравится трогать песок, пересыпать его ручками и совочком. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию.

Публикация «Песочная игротерапия в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы развития» размещена в разделах

Ключевые слова: песочные игры, песочница, коммуникативный опыт, тактильно-кинестетические ощущения, элементы сюжета, развитие психики.

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Игра с песком как консультативная методика была описана в 1939 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд.

Использование песочницы в развивающих и обучающих занятиях в группе «Особый ребенок» дает возможность скорректировать имеющиеся у дошкольников проблемы развития. Игры с песком и водой помогут в воспитании и социальной адаптации этих детей. В процессе игры с песком дети получают коммуникативный опыт. Кто-то лепит куличики и строит дома, а кто-то с удовольствием разрушает созданное, швыряет песок в лицо другим. Наблюдая за тем, как ведет себя ребенок в песочнице, мы открываем в нем различные качества. Песочные игры помогают развивать мелкую моторику, координацию движений, дают представления о таких важных понятиях, как «много-мало», «быстро-медленно», «короткий-длинный», «высокий-низкий». Дети начинают знакомиться с геометричекими фигурами и формами, с цветом, величиной.

Основным принципом организации игр с песком и водой является создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет активность. Для этого подбираем задание, соотвествующее возможностям ребенка; формируем инструкцию к играм; исключаем негативную оценку действий ребенка. Реализация этого принципа позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в проиходящем.

Что нужно для игры с песком?

1. Водонепроницаемый ящик. Рекомендуемый размер – 50/70/8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет визуально охватывать его целиком.

2. Чистый, просеянный песок. Он не должен быть ни слишком крупным, ни слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.

3. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высотой желательно не более 8 сантиметров). Чем она больше и разнообразнее, тем лучше. В набор игрушек могут войти:

• куклы-человечки;

• животные;

• машины;

• растения;

• здания;

постройки: мосты, ограды, ворота и пр.

естественные предметы: ракушки, веточки, камни, шишки и пр.

• сказочные герои;

• живая зелень;

• домашняя утварь, флаконы, гаечки, болтики и пр.

• буквы, цифры, геометрические фигуры.

Словом все, что встречается в окружающем мире.

Педагоги группы «Особый ребенок» решили через использование песочной игротерапии расширить средства и формы коррекционно-педагогического процесса. В своей работе мы учитываем характер дефекта ребенка, уровень его речевого развития, индивидуальные особенности. При наблюдении за детьми с нарушениями интеллекта, замечено, что привлекают их в большей мере игры-манипуляции. Игры с песком можно проводить как индивидуально, так и с группой детей, но не более 3 человек.

Детям, имеющим нарушения развития, имеет смысл сначала продемонстрировать возможности песочницы : раскопать дно, выстроить горку, налить в ямку воды и пр. однако перед началом его самостоятельного творчества необходимо опять разровнять песок. И нельзя забывать, что по окончании игры ребенок САМ разбирает песочную картину. Таким образом, закрепляется приобретенный им на символическо-бессознательном уровне опыт. Дети с проблемами в развитии надолго запоминают материал, проигранный в песочнице.

С мыслительными операциями непосредственным образом связаны тактильно-кинестетические ощущения, с их помощью познается мир. Поэтому игровые занятия начинаются с развития именно этого вида чувствительности.

«Отпечатки наших рук»

На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внешней и внутренней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок.

• Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машина, змейка, санки и др).

• Выполнить те же движения, поставив ладонь ребром.

«Пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.

• Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя. Травинкой, деревом, ежиком и пр.).

«Пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после – двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом – средними, затем – безымянными, большими, и наконец – мизинчиками).

• «Поиграть пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать тоже упражнение на поверхности стола.

• Сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы.

• Захватить песок в кулачки, чуть приподнять и разжать кулачки.

• Перетирать песок между ладонями.

• Набрать песок в горсть и пересыпать его из ладошки в ладошку.

• Сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватить «щепотку» песка и медленно его высыпать («посолить»).

Эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, песочные игры способствуют развитию произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Постепенно педагог готовит детей к разыгрыванию на песке разнообразных ситуаций с элементами сюжета.

«Что же спрятано в песке?»

Где ж у нас игрушки:

Куклы да зверюшки?

• Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, изменяется рельеф песчаной поверхности. Следует полностью освободить руки от песка. Не совершая резких движений, а только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Для того, чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.

• Спрячьте в песок игрушки так, чтобы ребенок их не видел. Предложите ему по очереди найти эти игрушки. Пусть ребенок попробует на ощупь определить форму той игрушки, которую надо вытащить из песка. Например, предложите ему достать из песка куколку, а потом мишку (лошадку, зайчика и. т. д.). Если ребенок достал не то, что вы просили, спрячьте игрушки обратно в песок, и пусть он пробует еще раз. Для начала можно облегчить задачу, попросив ребенка просто найти все игрушки в песке.

Также в процессе игры можно изучать геометрические фигуры: «Найди в песке шарик (кубик, колечко и. т. д.).

Рисование на песке.

Я рисую на листке,

А могу и на песке.

Песок для рисования должен быть влажным. Для того чтобы нарисовать на песке, сначала разровняйте его ладонью. Нарисуйте фигурку сами, потом возьмите пальчик ребенка и нарисуйте его пальчиком. После этого предложите ребенку нарисовать самостоятельно. Рисовать можно и палочкой.

«Бусы для матрешки».

Сделаю бусы матрешке,

С ней поиграю немножко.

Для того чтобы сделать бусы для матрешки, вам понадобятся мелкие камешки (пуговицы, желуди и. т. п.). нарисуйте на песке кружок и попросите ребенка выложить камешки по его контуру. Это будут «бусы». Таким же способом можно изобразить и саму матрешку: нарисовать ее контур на песке и выложить камешками.

Можно знакомить ребенка с геометрическими фигурами, выкладывая камешки по контуру квадрата, круга и. т. д.

«Козлик».

Строим горы из песка,

Над горами облака.

Скачет козлик по горам:

Тут и там, тут и там!

Сначала насыпьте песок в большое и маленькое ведерко, а затем высыпьте его так, чтобы получились «высокая гора» и «низкая гора». Можно делать горки разной высоты с помощью формочек и баночек. Затем возьмите игрушку, изображающую животное. Пусть ребенок переносит козлика с «высокой горки» на «низкую» и наоборот в соответствии с заданием. Главное для ребенка в этой игре – научиться определять, какие горки высокие, а какие низкие.

«Речка и ручеек».

Вот большая река – широка, глубока,

А вот малый ручеек – не широк, не глубок.

Большим, широким совочком выкопайте в песке «реку». Маленьким более узким совочком – «ручеек». Можно налить в них воды. Попросить ребенка большой кораблик пустить в «реку», а маленький – в «ручеек». Можно использовать «подручные средства» например: деревянные щепочки разной длины. Играя с песком и водой, вы постепенно знакомите детей с такими понятиями, как «высокий-низкий», «большой-маленький», «широкий-узкий», «длинный-короткий».

«Песочные часы».

Знают часики у нас,

Что нам делать каждый час

Динь-динь пора вставать!

Тик –так пора гулять!

А бывают точные, часики песочные.

Вам понадобятся две воронки – большая и маленькая. Наполнить песком сразу обе воронки и одновременно приподнять их – из одной песок сыплется быстрее. А из другой медленнее. Пусть ребенок попробует самостоятельно провести опыты, позвольте ему вдоволь поиграть с воронками.

«Поваренок».

Ну-ка, повар, наш дружок,

испеки нам пирожок!

Предложите ребенку вылепить из мокрого песка разную «выпеку» : овальные «пирожки», круглые «булочки», «рогалики» в виде полумесяца, печенье (используя формочки). Пусть ребенок угостит своей «выпечкой» кукол, игрушечных зверушек.

«Железная дорога»

Мчится поезд по пескам

кто-то едет в гости к нам!

Предложите ребенку построить в песочнице железную дорогу. Нарисуйте на песке две параллельные линии на небольшом расстоянии друг от друга («рельсы»). Попросите ребенка «уложить шпалы», то есть небольшие палочки одинаковой длины положить друг за другом поперек «рельсов». Можно покатать по железной дороге маленький легкий паровозик. Также из влажного песка можно сделать гору. В ее основании совочком выкопать туннель «железнодорожный путь», или выкопать канавку и положить через нее дощечку «мостик».

Таким образом, незатейливые игрушки становятся символами внутренней жизни, потенциальных возможностей ребёнка, проявление которых способствует эмоциональному развитию. Играя с фигурками в песке, ребёнок (на самом деле) мануально "осознаёт" себя, свои внутренние процессы и "расставляет" их в нужной для себя последовательности. Вся негативная психическая энергия уходит в песок и происходит процесс саморегуляции.

Список литературы.

Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. С. -П. ,2004

Л. Б. Дерягина. Развивающие игры с песком и водой. С. -П., 2006-11-06

Н. Савельева. Песочная игротерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи. Дошкольное образование №1 2002

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Конспект НОД по познавательному развитию «Чудеса на песке» (Песочная игротерапия) Конспект НОД по познавательному развитию «Чудеса на песке» (Песочная игротерапия).[/b] Задачи: - Через метод экспериментирования с песком.

Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ»Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ» Я слышу — и забываю. Я вижу — и вспоминаю. Я делаю – и постигаю. Конфуций Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Развивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНСРазвивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНС Ко Дню первых в истории автогонок. Развивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНС.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностямиЗначение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная игротерапия в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы развития
Опубликовано: 25 августа 2020 в 19:12
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Песочная игротерапия в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы развития» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Морокова (УИ 276637) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД