Молодцова Анастасия
Песочная анимация как средство развития речи детей-инвалидов
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная анимация, как средство развития речи детей-инвалидов.
Речь - это высшая психическая функция, которая служит основным средством выражения мысли.
Публикация «Песочная анимация как средство развития речи детей-инвалидов» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная анимация
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Нарушения речи у детей-инвалидов разнообразны по своим проявлениям, механизмам и требуют дифференцированного подхода к их коррекции, поэтому наряду с традиционными логопедическими методиками коррекции речи я использую песочную терапию.
Принцип «терапии песком» был предложен К. Г. Юнгом, основателем аналитической терапии. Вклад в изучение данного метода внесли такие ученые, как Т. М. Грабенко, Т. Д Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич.
Песок удивительный материал! Его легко использовать. Работа с мелкими предметами, самим песком благотворно сказывается на развитии всех компонентов речи детей, мелкой моторики рук, тактильных ощущениях, мышечной силы.
Коррекционно-развивающие занятия начинаю со знакомства детей с песком, его свойствами, обговариваю правила: нельзя выбрасывать песок из песочницы, нельзя бросать песок в других детей, нельзя брать песок в рот, после занятий с песком надо помыть руки. Соблюдение данных правил способствует развитию самоконтроля, улучшению регуляции речемыслительной деятельности.
Для развития графо-моторных навыков и ориентировки в пространстве даю детям задания нарисовать на песке кулаком, ладонью, ребром большого пальца, одновременно всеми пальцами, симметрично двумя руками.
В процессе занятия использую такие игры как: «Волшебные дорожки» где дети самостоятельно придумывают сюжет: это и дорожки в пустыне, и реки в Африке, и зыбучие пески. Когда мы вводим нового персонажа, или рисуем, например, дождик, то рассказываем о нем, обогащая и расширяя кругозор ребят.
Для развития и совершенствования грамматического строя речи применяю следующие игры: «Чего не стало?», «Машинки» «Подбери слово», «Клад».
Для развития слоговой структуры слова играю в «Полоски», «Раздели слова на слоги», «Исправь ошибку». В процессе игр делим слова на слоги, а предложения на слова, знакомимся с буквами и надписываем их над слогами.
Для развития звукопроизношения и фонематического слуха предлагаю игры, где нужно найти фигурки, назвать их, определить наличие и позицию звука в слове. В процессе игры вместе с детьми проговариваю слова и задаю вопросы, закрепляя нужное произношение.
Проговаривание названий, придумывание имен и характеров героев, обыгрывание сюжета, развивает словарный запас, коммуникативные навыки и связную речь детей в целом.
Опыт работы показал, что использование песочной анимации на логопедических занятиях дает положительные результаты: расширился словарный запас детей : в активном словаре появились слова песок, песчинка, пустыня, поляна, двор, названия животных, птиц, овощей и фруктов, виды транспорта. Ребята называют признаки предметов: легкий-тяжелый, сыпучий-плотный, распознают цвета. Используют в речи глаголы : сыпать, гладить, вести, лепить. В ходе выполнения упражнений повысился уровень концентрации внимания и усидчивости у детей, увеличилась их речевая активность, контроль собственной речи. Дети научились выстраивать композиции на песке, обыгрывать их. Дольше сохраняется работоспособность детей на занятии.
Таким образом, использование песочной анимации позволяет сделать коррекционно-реабилитационный процесс творческим, интересным и эффективным.