Юлия Железнова
Пескотерапия как средство коррекции познавательных процессов, осязательно-кинестетических ощущений и развития мелкой моторики
Модернизация современного образования предполагает достижение нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает необходимость не только активно применять современные коррекционно-образовательные технологии, но и разрабатывать собственные, способствующие повышению уровня образования на должный уровень, соответствующий федеральным государственным образовательным стандартам.
Публикация «Пескотерапия как средство коррекции познавательных процессов, осязательно-кинестетических ощущений и развития мелкой моторики» размещена в разделах
Слабовидящие дети имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают слабовидящим детям возможности наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.
Игры с песком необходимы для слабовидящих детей, так как они:
• развивают познавательные процессы;
• развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
• снимают мышечную напряжённость;
• развивают активность и интеллект ребенка;
• совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
• способствуют расширению словарного запаса.
В качестве песочной терапии используется следующее оборудование:
1. Песочный модуль с деревянными бортами с пластмассовым полупрозрачным дном зеленого цвета и подсветкой для рисования на сухом песке.
2. Центр воды и песка.
3. Чистый, просеянный песок.
4. Набор игрового оборудования.
Правила игры с песком для малышей
1. Береги песчинки - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.
Условия работы с детьми
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
4. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
5. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей).
6. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используются музыкальные произведения, например, «Звуки природы», релаксационная и классическая музыка, рекомендованная для детей дошкольного возраста. А также цветовой модуль для подсвечивания песка, где дети создают свои рисунки на песке, что позволяет ребенку раскрыть в естественной обстановке свой творческий потенциал, развить воображение, фантазию.
Игры-занятия с песком имеют большую воспитательную, коррекционную и развивающую роль в работе со слабовидящими детьми. При проведении игр и упражнений с песком в свободной деятельности можно добиваться концентрации внимания, сосредоточенности при выполнении определённой работы, побуждать детей к активным действиям, проявлению инициативы в совместных играх с песком. Всё это способствует гармоничному развитию личности слабовидящего ребёнка, а это очень важно и ценно, как для самого ребёнка, так и для общества в целом.
Используемая литература
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Как помочь «особому» ребенку. – Спб., 1998.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке : Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
3. Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.
4. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб. : Речь, 2006.
5. Шиманская А. Сказки на песке. Практика песочной терапии. - СПб. : Речь, 2010.
6. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамическая терапия. – СПб. : Речь, 2007.