Инга Ситникова
Песенное стихотворение в рамках фестивалей
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕСЕННОЕ СТИХОТВОРЧЕСТВО В РАМКАХ ФЕСТИВАЛЕЙ
Ситникова Инга Леонидовна,
Россия, г. Ульяновск,
МБДОУ ЦРР – детский сад №251 «Белочка»,
воспитатель
Фестивальная педагогика – это система образования и воспитания, организованная по законам направленной творческо-развлекательной, продуктивной деятельности, протекающим в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, в совместном коллективном творчестве администрации, педагогов, воспитанников, родителей, широкого социума и социокультурных партнёров, способствующая постижению явлений окружающего мира и дающая совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах с одной стороны; сплачивающая социум вокруг единого социокультурного центра путём организации и проведения совместных с администрацией, педагогами, воспитанниками, родителями, социумом и социокультурными партнёрами праздников, сезонных ярмарок, флэш-мобов, творческих медиа-презентаций с другой.
Публикация «Песенное стихотворение в рамках фестивалей» размещена в разделах
Целью фестивалей в нашем детском саду является сплочение детей, расширение кругозора, вызвать положительные эмоции детей, способствовать развитию творческого потенциала.
На наш взгляд, одним из эффективных средств подготовки детей к фестивалям может стать использование песенного и стихотворного материала. Песенный и стихотворный материал формирует духовную культуру дошкольника и является средством удовлетворения познавательно – коммуникативных потребностей и интересов дошкольников. Привитие эстетического вкуса ребенок воспитывается на лучших образцах песенного творчества. Песенное творчество может перерасти в песенное стихотворчество, когда на одну и тужу мелодию (фонограмма) можно придумать несколько текстов нужной тематике. В русской поэзии исторически наиболее ранней системой стихосложения была система песенно-тоническая, возникшая и резвившаяся с очень давних времен в устном народном творчестве. Это те особенности стиха, которые можно найти в народном песенном эпосе — былинах, исторических песнях, народной обрядовой поэзии, а также в так называемых «протяжных» лирических народных песнях.
Своеобразие ритма песенно-тонических стихов порождается следующейособенностью их устного исполнения. В нем вокальная, музыкально-голосовая (лат. vox — голос) мелодия песни со свойственным ейсоотношением и расстановкой собственно ритмических акцентов всецелоподчиняет себе речевую мелодию стихов, вытекающую из количества ирасстановки обычных словных ударений. Вокальная мелодия песни как бы не читается со словными ударениями речи и навязывает ей свои, необычные ля нее акценты.
В литературе такие стихи появлялись только тогда, когда поэты создавалисвои произведения в стихотворных традициях народного творчества. Такова Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Но такие обращения к традиции народного хронического стиха в русской литературной поэзии очень редки.
Отдельного внимания заслуживает работа со стихотворным материалом. Достоинством поэтического текста является то, что его можно использовать на разных этапах. Очень важным моментом при работе со стихами является интонация воспитателя, выразительно и эмоциональное чтение.
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. Основное его качество – выразительность, т. е. способность непосредственно и искренне передать настроение произведения, чистоту певческих интонаций и изящество движений.
Певческие возможности дошкольников невелики. Но, начиная с подпевания, они постепенно овладевают навыками петь негромко, правильно интонировать, выражать свои чувства.
Педагог должен заинтересовывать содержанием песни - как ее литературным текстом, так и музыкальным оформлением, вызывать желание спеть ее.
Методика разучивание песни предполагает три этапа:
1. Ознакомление с песней. Цель – заинтересовать ребенка, раскрыть содержание песни. На данном этапе используются методы и приемы, связанные с восприятием музыки – эмоциональная настройка, выразительное и качественное исполнение песни целиком, беседа о прослушанной музыке.
2. Разучивание песни. На этом этапе проводится основная работа по обучению певческим умениям и навыкам – уделяется внимание дыханию, звукообразованию, дикции. Отдельно проучиваются интонационно сложные мотивы и ритмические группы – для этого используется двигательное моделирование (хлопки, отстукивание ритма, показ движения рукой изменения высоты звука) и предметное моделирование (большие и маленькие предметы для моделирования длительностей, предметы, расположенные на разной высоте или музыкальные лесенки для моделирования высоты).
3. Закрепление песни. Ведется работа над выразительным исполнением, оттачиваются необходимые навыки исполнения. На этом этапе желательно разнообразить формы исполнения песни, чтобы избежать утомления и удержать интерес детей в работе с песней (исполнение песни по подгруппам, исполнение соло, исполнение с движениями, инсценировка, оркестровка, исполнение знакомых песен в контексте сюжетно-ролевой игры – «Концерт», «Серебряный граммофон», игр по типу телевизионных –«Угадай мелодию», «Два рояля» и др).
Приемы развития певческих навыков:
Разучиванию песни способствуют следующие приемы — выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно, отрывисто, как точно воспроизвести нужную интонацию и т. д., словесные указания — образный рассказ о содержании произведения, разъяснение заданий, указания к исполнению и т. д. Немаловажное значение имеют мимика, ясная артикуляция и дирижерский жест педагога. На первых занятиях мы рассказываем детям, что такое певческая установка: во время пения нужно сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула, руки положить на колени; во время пения стоя руки свободно расположены вдоль туловища. Целесообразность применения тех или иных приемов диктуется особенностями каждой песни.
Работа над звукообразованием. Здесь мы учим детей петь естественно — легко, звонко и напевно, т. е. тянуть звук.
Напевность достигается за счет протяжного пения гласных звуков: а, о, у, э, и.
В своей работе мы используем приемы:
– выразительное чтение текста песни в процессе разучивания;
– коллективное проговаривание текста нараспев, негромко на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно и выразительно.
Разучивание песни – основной и длительный процесс.
Этапы разучивания песни.
- Прослушивание песни (беседа,о ее характере).
- Повторное слушание (внимание детей обращается на запев и припев).
- Разучивание припева, правильное выполнение ритма.
-Исполнение песни целиком легким напевным звуком. Индивидуальное и коллективное пение.
- Поочередное пение детьми музыкальных фраз. Учитывается качество усвоения песни каждым ребенком. Выразительное исполнение песни.
Пение оказывает положительное влияние на развитие личности: занятия в группе позволяют привыкать к общению со сверстниками в коллективе; запоминание большого количества мелодий и текста способствуют развитию памяти. Коллективное пение помогает неуверенным и замкнутым детям почувствовать свою значимость, первые успехи в певческой деятельности формируют и укрепляют положительную самооценку ребёнка.
В нашем детском саду проводятся патриотические фестивали. Целью таких фестивалей является : формирование духовности, любви к традициям и культуре, формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.