Елена Донец
Консультация «Первый раз в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Донец Елена Викторовна,
воспитатель,
МОУ д/с № 362
Дзержинского района, г. Волгограда
ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД
Воспитание детей – дело творческое, оно требует изобретательности, фантазии, полной самоотдачи взрослого и совершенно не терпит штампов, раз и навсегда заданных приёмов. Но необходимо помнить, что и физическое, и умственное, и морально-нравственное, и волевые способности ребёнка на всех этапах его развития формируются в общении со взрослым. Любовь и поддержка близких взрослых, их вера в лучшее в ребёнке и в то, что это лучшее может победить, - главное условие полноценного развития Человека.
Публикация «Консультация „Первый раз в детский сад“» размещена в разделах
Отдавать ребенка в детский сад или нет, и в каком возрасте это лучше сделать – вопрос многих семей. Детские психологи советуют обратить внимание на характер и темперамент малыша и по этим параметрам определить возраст, в котором их ребёнок будет готов к поступлению в детский сад и наиболее безболезненно переживет адаптацию.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к её условиям, приспособление к новому, неизвестному. Подготавливая ребёнка к тому, что он будет ходить в детский сад, родители, как правило, стараются вызвать интерес у своего малыша к сверстникам, игрушкам и делам, которыми в саду занимаются дети, гулять на территории детского сада, играть дома в «детский сад», и т. д.
Как бы мы готовили ребенка, все равно он, особенно в первые дни, находиться в состоянии стресса. Изменение образа жизни, смена домашней атмосферы на режим детского учреждения у многих детей вызывает спад эмоционального тонуса, сопровождается плачем, раздражительностью.
Дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя не одинаково. Можно выделить три группы: первая группа - это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты; вторая-это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях; третья группа - дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и в общении со взрослыми.
В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребенок, будет строиться индивидуальный режим работы с ним, чтобы ребенок, чувствовал себя не брошенным мамой, а заинтересованным в познании нового мира.
Малыша постепенно приучают к системе требований дошкольного учреждения, для этого во многих садах проводят дни открытых дверей или клубы «Юный дошкольник». Посещение таких клубов рассчитано, как правило, на неделю. Каждый день мамы вместе со своими малышами приходят в детский сад, в одно и тоже время, тем самым приучаясь к режиму. Здесь их встречает теплая и ласковая улыбка воспитателя. Затем дети попадают в увлекательный мир «путешествий» по детскому саду, т. к. занятия организовывают несколько специалистов. Во время посещения занятий-игр, взрослые стараются приготовить для детей интересные, занимательные задания, которые дети выполняют с удовольствием, под музыку, в сопровождение какого-нибудь сказочного героя. Дети гуляют по лесной полянке, помогая собирать грибы ёжику, перешагивают через ручеек, чтобы скорее добраться до зайчика и спасти его от волка; разукрашивают несложные картинки, изготавливают из пластилина небольшие поделки рядом с мамой и её помощью, если это необходимо. Свои работы бережно несут домой, обещая завтра прийти в садик снова. Таким образом в непринужденной, занимательной обстановке, а главное вместе с мамой, которая всегда была рядом, ребенок знакомится с инструктором по физкультуре и физкультурным залом, в котором много ярких и интересных спортивных игр и пособий; с музыкальным руководителем и музыкальным залом, в котором ребенок будет учиться петь и танцевать; с психологом и конечно своим воспитателем и группой, которую он будет посещать в дальнейшем. Цель работы таких клубов заключается в том, чтобы:
-сформировать у будущих воспитанников положительные ассоциации, связанные с дошкольным учреждением;
-показать родителям возможности детей при воспитании их в организованном детском коллективе.
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно - развивающая среда. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Удобная, красочно оформленная раздевалка с картинками на шкафчиках, со сказочными персонажами увлекает вновь пришедшего малыша в радостный мир детских открытий.
Главная роль в становлении личности ребёнка принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника. Лишь в единстве с семьей по-настоящему правильно могут решаться вопросы воспитания и индивидуального подхода к детям. Показателем окончания периода адаптации является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое состояние.
Список литературы:
1. Волошина Л. Д. Современная воспитательная система детского сада / Волошина Л. Д., Кокунько Л. И. // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 3.
2. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н. В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Белкина, В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В. Н. Белкина, Л. В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006.
4. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. - М. : Айрис-пресс, 2006.