Елена Викторовна Добрякова
«Посчитал, порисовал — первый свой фрактал создал!» Детский мастер-класс по фрактальной живописи
▼ Скачать + Заказать документы
«Посчитал, порисовал – первый свой ФРАКТАЛ создал!»
Добрый день, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию детский мастер-класс по фрактальной живописи.
Данный мастер-класс может быть интересен педагогам дополнительного образования по ИЗО-деятельности с детьми дошкольного возраста и конечно родителям наших будущих дошколят.
Фрактал (лат. fractus — дроблёный, сломанный, разбитый) — множество
Слово «фрактал» употребляется не только в качестве математического термина. Фракталом может называться предмет, обладающий, по крайней мере, одним из указанных ниже свойств:
Темочки:
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2018
• Обладает нетривиальной структурой на всех масштабах. В этом отличие от регулярных фигур (таких как окружность, эллипс, график гладкой функции): если рассмотреть небольшой фрагмент регулярной фигуры в очень крупном масштабе, то он будет похож на фрагмент прямой. Для фрактала увеличение масштаба не ведёт к упрощению структуры, то есть на всех шкалах можно увидеть одинаково сложную картину.
• Является самоподобным или приближённо самоподобным.
• Обладает дробной метрической размерностью или метрической размерностью, превосходящей топологическую.
Многие объекты в природе обладают свойствами фрактала, например: побережья, облака, кроны деревьев, снежинки, кровеносная система, система альвеол человека или животных.
(«ВикипедиЯ» https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%BB)
Фрактальное искусство является выразительным; творческим; требующим серьезного труда и интеллекта.
В настоящее время исследования фрактальности охватывают все сферы художественной культуры от изобразительного искусства до архитектуры, от литературы до кинематографа, от дизайна моды до рекламного дискурса. Концепт фрактальности одинаково эффективно используется как при создании текстильных узоров, и так при анализе семиотических уровней в рекламных иллюстрациях. (Сайт Государственного Института Искусствоведения (ГИИ) http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/638822/)
Меня очень увлекло фрактальное изобразительного искусство, так как оно отлично способствует ЦЕЛИ повышения уровня образного мышления, развивает наблюдательность, внимание и фантазию у детей дошкольного возраста.
Занятия фрактальной живописью так же помогают решению следующих ЗАДАЧ:
• Познакомить детей с новым видом изобразительного искусства;
• Формировать интерес к изобразительному искусству;
• Совершенствовать владение детьми художественными инструментами и материалами;
• Закреплять навыки вычислительной деятельности (счет фрагментов картины закрашенных в один цвет)
• Формировать навыки ориентировки на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа, в левом нижнем углу, в правом верхнем углу, напротив, правее и т. д.)
• Содействовать формированию всесторонне развитой личности;
• Развивать мелкую моторику, подготовить руку будущего первоклассника к письму.
ПРОБЛЕМА:
Может показаться, что занятие фрактальной живописью будет сложным и неинтересным детям дошкольного возраста (много штриховки, счет, да еще удерживать внимание, что бы не закрасить в один цвет фрагменты, у которых есть общая стенка «Как у соседей в много-квартирном доме» и т. д.). Я решила эту проблему, сочинив несколько четверостиший, которые позволяют в игровой и непринужденной форме направлять ребенка во время создания им своего первого ФРАКТАЛА.
Нам понадобятся следующие МАТЕРИАЛЫ: белая бумага (я использовала лист формат А4) по количеству детей, восковые мелки (12 цветов) на каждого ребенка, перманентный маркер черного цвета на каждого ребенка, работы в технике фрактальной живописи на листе формата А4, выполненных педагогом или распечатанных из свободных интернет ресурсов (по количеству детей).
Итак, мы начинаем наш мастер-класс, надеюсь, он доставит вам удовольствие и будет полезен.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
1. Знакомим детей с работами, выполненными в технике «Фрактал», рассматриваем их, спрашиваем: - Какие изображения ребенок видит на представленных рисунках?; - Что общего во всех этих изображениях? (подводим к ответу: Они состоят из цветных кусочков разного цвета и размера. Каждый такой кусочек называется фрагментом); - Все ли фрагменты разного цвета или один цвет повторяется в изображении несколько раз? – Что будет, если соседние фрагменты заштриховать одним цветом? (подводим к ответу: - Они сольются в один большой фрагмент); – Что разделяет цветные кусочки (фрагменты? (предполагаемый ответ: Черная линия); - Что напоминает эта линия, которая проходит через весь рисунок, «прямую дорожку» или «спутанную ниточку»?
Предлагаем детям пальчиком провести по «ниточке», обводя фрагмент за фрагментом, сопровождая его движения словами: - Вот, какая длинная, волнистая, петляющая - петелька, за петелькой и запутанная «ниточка»-линия разделят все кусочки-фрагменты нашей картины.
2. Физкульт-минутка «КОТОК»
Шустрый маленький Коток
Клубок пряжи уволок И. п. основная стойка. Вытянуть руки перед собой, пальцы в
кулаках.
Выполнить круговые вращения кулаками 4 раза наружу, 4 раза
вовнутрь.
Стал он бегать и скакать.
Никак котенка не догнать… И. п. тоже. Руки согнуты в локтях
Легкий бег на месте.
Вверх и вниз,
Из бока в бок,
Через спинку кувырок, И. п. тоже. Руки на поясе.
Прыжки на носках влево вправо.
Долго прыгал, кувыркался.
Весь клубочек размотался. И. п. то же, руки вытянуты перед собой, согнуты в локтях.
Имитируем движения наматывания пряжи.
Ну, а где же наш Коток? Закрываем руками глаза
Да, умчался со всех ног! И. п. то же. Руки согнуты в локтях.
Бег на месте.
Будет котик отдыхать,
А мы садимся рисовать С этими словами дети проходят на свое место
3. Самостоятельная работа детей.
Предлагаем детям нарисовать черным маркером на листе бумаги, из любого угла волнистую, петляющую, непрерывную линию. «Будто ваша рука – это шустрый котенок, а маркер – это ниточка, которая опутывает всю поверхность листа. Линия будет вилять и запутываться, пересекая волнами друг друга, то она описывает круги разного размера, а может, начнет описывать овалы. Следите за тем, что бы движения были плавными, как волны моря, а не резкими, не похожими на забор. Останавливаемся тогда, когда лист будет покрыт сеточкой из фрагментов, размером чуть больше монеты.
Педагог мелом на доске может показать любой запутанный узор. Как выразилась моя шестилетняя ученица Лизочка : «КАЛЯКИ-МАЛЯКИ».
Закрываем маркер и откладываем в сторону. Выбираем восковой мелок любого цвета и заштриховываем 10 кусочков – фрагментов этим цветов. Нужно соблюсти такое правило: Фрагменты одного цвета не могут быть соседями, то есть иметь общую перегородку.
Если дети справились с этой задачей, то предлагаем им проверить себя и посчитать закрашенные одним цветом фрагменты. Их должно получиться – десять. Если количество совпало, то предлагаем сменить цвет и продолжить штриховку.
Совет педагогам: Не обращайте внимания на плотность штриховки и ее направлении, так как если с самого начала делать все красиво (плотно штриховать, без пробелов, в одном направлении, то на десятом фрагменте рука устанет и у ребенка пропадет желание продолжать работать. Главное – это развить фантазию ребенка, научить увидеть свою картинку в разрозненных фрагментах, а довести «до лоска» шедевр можно и вечером, в свободное время.
***
РАДУЖНЫМИ ПЯТНАМИ
РАСКРАСИМ ПАУТИНКУ,
ПЯТНЫШКО ЗА ПЯТНЫШКОМ
ШТРИХУЕМ ВСЮ КАРТИНКУ.
СОБЛЮДАЙ ВСЕ ПРАВИЛА:
НЕ ВЫЕЗЖАЙ ЗА ЛИНИЮ,
ЕСЛИ ПОСТАРАЕШЬСЯ –
КАРТИНКА СТАНЕТ ДИВНОЮ!
ЧТО В КОНЦЕ ПОЛУЧИТСЯ?
ЭТО ДЕЛО СЛУЧАЯ.
РАЗВИВАЙ ФАНТАЗИЮ –
ДЕЛАЙ ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНЕЕ!

***
ВСЁ, ЗАКОНЧИЛАСЬ ШТРИХОВКА.
СПРАВИЛИСЬ МЫ С НЕЮ ЛОВКО!
ПОСМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО,
РИСУНОК ПОКРУТИ…
МОЖЕТ ЧТО-ТО В НЁМ УВИДЕЛ?
НЕ СТЕСНЯЙСЯ, РАССКАЖИ!
ВИДИШЬ ДИВНЫЕ ЦВЕТЫ –
НЕБЫВАЛОЙ КРАСОТЫ?
ПОВЕРНЁМ ЕЩЕ ЛИСТОК –
СО ВСЕХ НОГ БЕЖИТ ЩЕНОК.
ПОКРУТИ ЛИСТОК, РЕБЁНОК,
СПИТ НА НЁМ, КЛУБКОМ, КОТЕНОК.
ПОД ДРУГИМ УГЛОМ СМОТРЮ –
РЫБКИ ПЛЕЩУТСЯ В ПРУДУ…
МОЖНО ПТИЧКУ РАЗГЛЯДЕТЬ…
ВДРУГ, ТАМ ПРЯЧЕТСЯ МЕДВЕДЬ,
ТИГР, КРОЛИК, ПОПУГАЙ –
РАЗГЛЯДИ И УГАДАЙ!
***
ЛУЧШУЮ ФАНТАЗИЮ
ОБВОДИМ ЧЁРНЫМ МАРКЕРОМ.
ДОРИСУЕМ ГЛАЗКИ
И МЕЛКИЕ ДЕТАЛЬКИ:
ПЛАВНИКИ, ИЛЬ ПЕРЬЯ –
ВОТ ЭТО РАЗВЛЕЧЕНИЕ!


Выражаю благодарность за активную помощь в подготовке мастер-класса моей воспитаннице Елизавете Шевяковой (6 лет).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.