МААМ-картинки

Первый детский сад «Август Фребель и его дары»

Анастасия Лопатина
Первый детский сад «Август Фребель и его дары»
▼ Скачать + Заказать документы

Первый детский сад

Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

Его важнейшие заслуги:

• Общественное признание наличия индивидуальности и уникальных способностей у каждого ребенка.

• Основание первых детских садов. Детские сады Фрёбеля были ориентированы на гармоничное развитие детей. В этих детских садах создавалась развивающая атмосфера, как сейчас в различных центрах, в которые водят детей для развития. Кадры для работы в детских садах проходили специальную подготовку.

Публикация «Первый детский сад „Август Фребель и его дары“» размещена в разделах

• Создание системы простых и доступных материалов в качестве развивающих игр с детьми, с учетом возрастных особенностей

В швейцарском Бургдорфе около Берна местные власти доверили ему попечительство над одним сиротским приютом. Там Фридрих смог как следует «поэкспериментировать» над детьми, отчего был очень доволен. Несколько лет спустя Фребель вернулся обратно в Германию в город Блакенбург. Именно там в 1837 году, хотя есть версия, что это был все-таки 1839 год, появился первый в мире настоящий «Kindergarten» — до этого педагог не работал с детьми дошкольного возраста. Понятие «детский сад» пришло как раз из немецкого языка. Придумывая название, Фридрих Фребель исходил из соображения, что дети — это цветы жизни, за которыми нужно заботливо ухаживать.

По замыслу Фребеля, детский сад должен состоять из четырех учреждений:

образцовое заведение для воспитания малолетних детей;

заведение для обучения и подготовки детских «садовников и садовниц»;

заведение для распространения полезных детских игр;

периодическое издание, способствующее поддержанию связи между родителями, воспитателями и воспитанницами детских садов.

В чем соль методики Фридриха Фребеля? Какую задачу должны были выполнять детский сад и, с позволения сказать, «садовницы»? «Цель воспитания — передача во вне верной по призванию, чистой, цельной и поэтому святой жизни», — говорит он в своем основном труде «Воспитание человека». При этом педагог подчеркивал: «Цель воспитания состоит не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к определенному месту в обществе или обучать их профессии, а в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью. Это возможно лишь в том случае, если выковать неразрывные связи между мышлением и действием, познанием и поступками, знанием и умением». Потому детский сад и воспитательницы призваны «воспитывать свободно мыслящих, самостоятельных людей». А для этого с детишками надо играть, петь, разговаривать, гулять на природе и рассказывать интересные истории.

Дары Ф. Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.

1. Название набора

2. Возраст знакомства с материалами, рекомендуемый Фридрихом Фрёбелем

3. Возраст знакомства с материалами, рекомендуемый Е. Н. Водовозовой

4. Состав

1.Первый дар

2. с 2 месяцев

3. с 2 месяцев

4. 7 цветных мячиков

1.Второй дар (в качестве современного аналога для изучения отлично подходят блоки Дьенеша)

2. с 2 лет

3. с 3-4 лет

4. Набор деревянных геометрических тел — шар, куб, цилиндр

1.Третий дар (современный аналог для выкладывания рисунков и симметричных узоров — кубики Никитина)

2. с 3 лет

3. с 4-4,5 лет

4.8 деревянных кубиков

1.Четвертый дар

2. с 4 лет

3. с 4,5-5 лет

4. 8 деревянных плашек

1.Пятый дар

2. с 5 лет

3. с 5 лет

4.27 деревянных маленьких кубиков, 9 из которых разделены на более мелкие, в итоге 39 геометрических тел

1.Шестой дар

2. с 6 лет

3. с 5,5-6 лет

4. 27 деревянных маленьких кубиков, 6 из них разделены на более мелкие детали, в итоге 33 геометрических тела

Материалы для знакомства с плоскими фигурами (современный аналог лучинок для выкладывания рисунков и обучения счету — палочки Кюизинера)

с 5-6 лет не ранее 5 лет Плоские геометрические фигуры, мозайка и др.

Первый дар Фребеля

Первый дар представляет собой набор цветных мячиков. Он должен состоять из 7 мячиков различных цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый). У каждого мячика должен быть шнурок соответствующего цвета.

Знакомство с мячиками рекомендуется уже с 2-х месяцев. Для знакомства с первым мячиком рекомендуется выбрать голубой, так как он меньше всего напрягает зрение. Мячик вешается у колыбели двухмесячного малыша. В качестве мячика можно использовать легкий клубок ниток или тряпичных лоскутков, закрепленный от раскатывания. С точки зрения Фрёбеля форма шара имеет сакральное значение для первого знакомства, ведь именно такую форму имеют все огромные небесные тела и даже зарождение жизни происходит из ячеек округлой формы.

В 2-3 месяца ребенок учится хватать, толкать и раскачивать мячик. Когда ребенок научится хватать один мячик, необходимо добавить еще 1-2 мячика других цветов. С красным мячиком Фрёбель рекомендует знакомить в последнюю очередь, так как этот цвет чересчур яркий.

В 2-3 года с помощью мячиков, подвешенных на нитке, можно изучать различные направления движения. Для этого необходимо толкать мячики в различные стороны и обращать внимание ребенка на траекторию движения мячиков.

Второй дар Фребеля

Со вторым даром Е. Н. Водовозова рекомендует знакомить малыша примерно в 3-4 года. Второй дар включает в себя набор из шара, цилиндра и кубика. Причем диаметр шара, диаметр основания цилиндра и ребра кубика должны быть одного размера. Все фигуры выбраны не случайно: шар — символизирует движение, куб — покой, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. В качестве современного аналога для изучения отлично подходят блоки Дьенеша

Занятие по Фрёбелю со вторым даром

1. Сравнение фигур между собой, с выявлением особенностей каждой.

2. Наблюдение вращающихся на шнурке фигур и сравнение их поведения при вращении. Выявление, фактов: 1. Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличии от куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.

Краткое описание занятий по второму дару от Е. Н. Водовозовой (материал для нескольких занятий 3-4-летних детей, одно занятие должно длиться не более 10 минут)

Знакомство с шаром. Раскладываем фигуры второго дара перед ребенком. Также под рукой держим первый дар. Затем обращаем внимание, что мячики первого дара все одинаковой формы: круглые. Акцентируем внимание, на том что мячики из-за их формы можно катать. На этом моменте просим ребенка выбрать фигуру из второго набора, которая похожа на мячик. Ребенок выбирает шар. Объясняете, что мячики тоже имеют форму шара и что все шары умеют кататься, при этом катаете шар и мячики совместно с ребенком.

Демонстрируем, как ведут себя эти объекты при броске:

• Если мячик кинуть, то он упадет тихо и бесшумно.

• Если уронить деревянный шар, то звук будет громкий. Тут же можно объяснить, что если такой шар упадет много раз, он может даже расколоться.

Затем предлагаем сравнить мячик и шар на ощупь. Объясняете, что мячик мягкий, а шар твердый. Рассказываете, что мячики сделаны из мягких ниток или лоскутков поэтому мягкие, а шар из дерева поэтому твердый. Предварительно на прогулке необходимо обратить внимание на то, что стволы деревьев твердые — постучать по ним.

После такой беседы предлагаем ребенку найти шарообразные предметы в интерьере. Тут обращаем внимание на шарообразные лампочки, фрукты, части тела и др.

Главная задача таких занятий, подводить ребенка к тому, чтобы он самостоятельно находил сходства и отличия предметов.

Знакомство с цилиндром. Просим покатать фигуры из второго набора. Экспериментальным путем ребенок должен понять, что куб не может катится. Затем спрашиваем, какая из двух фигур (цилиндр или куб) больше похожа на шар. Конечно, же ребенок выделит цилиндр. Затем находим, что еще одинакового у этих фигур, помимо умения кататься: цвет, материал. Затем обращаем внимание на части цилиндра, опять же с помощью сравнения. Говорим, что шар весь гладкий и ровный, а у цилиндра есть острые края. Просим ребенка найти ребра. Затем обращаем внимание что у цилиндра есть два основания в форме круга. Затем предлагаем найти предметы похожие на цилиндр (стакан, банка, и т. п.). Сворачиваем цилиндр из листа бумаги.

Знакомство с кубом. Обращаем внимание, что у куба нет круглых сторон, что он весь плоский. Вместе с ребенком конструируем куб из листов бумаги. При этом обращаем внимание на количество сторон и то, что все стороны одинаковой длины. Сравниваем разницу сторон предметов интерьера, имеющих форму параллелепипеда (шкафы, коробки и т. п.).

Третий дар Фрёбеля

Третьим даром Фрёбеля являются 8 простых деревянных кубиков. Е. Н. Водовозова рекомендует занятия с кубиками по Фрёбелю практиковать с 4-4,5 лет. Современный аналог для выкладывания рисунков и симметричных узоров — кубики Никитина

Фрёбель предлагает три основных типа занятий:

1. Жизненные формы. Этот тип занятий подразумевает конструирование предметов из окружающей жизни.

2. Изящные формы. При занятия изящными формами, ребенок выкладывает кубики в виде различных симметричных абстрактных узоров.

3. Математические формы предполагают использование кубиков в качестве счетного материала.

При занятиях жизненными и изящными формами следует соблюдать правила:

• Готовые фигуры не разрушаются.

• Новые фигуры создаются путем трансформации предыдущей фигуры.

Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого, а также приходит к пониманию, что разрушение — это ненужная процедура. Нет смысла разрушать, если проще создать новое на базе уже готового. Помимо прочего эти ограничения усложняют задания и воспитывают терпеливость.

Примеры конструкций в рамках занятий по жизненным формам:

Большинство конструкций, приведенных на рисунках, получены путем доработки предыдущей формы. Например, чтобы получить высокие ворота из двойных ворот, как на рисунке ниже, надо:

1. Снять у двойных ворот верхние кубики.

2. Затем один из них положить на правый столбик, другой — на левый.

3. Завершающим действием будет перекладывание кубиков из среднего столбика наверх конструкции.

Приучайте с детства ребенка строить не разрушая.

Четвертый дар Фрёбеля

Четвертым даром Фрёбеля являются 8 деревянных плиток. Длина каждой плитки вдвое больше, чем ширина. Ширина каждой плитки вдвое больше, чем толщина. Если два ряда, по 4 плитки каждый, положить рядом, то получим куб. Этот куб по размерам должен быть равен кубу из 8 кубиков третьего дара.

Начинать занятие с четвертым даром рекомендуется спустя полгода после знакомства с третьим.

Занятия с четвертым даром аналогичны занятиям с кубиками третьего дара (жизненные, изящные и математические формы). Для них остаются все те же правила.

Пятый и шестой дар Фрёбеля

Пятый дар состоит из 27 маленьких кубиков, шесть из которых разделены на более мелкие части — призмы. Три разделены на 2 половины, другие три — на 4 части. В итоге набор включает 39 частей. Если построить из всех частей куб, то он должен по размерам быть равен кубам третьего и четвертого дара.

Шестой дар является продолжением четвертого дара и состоит из 27 маленьких плиток, шесть из которых разделены на более мелкие части. Итоговое количество деталей в наборе — 33 шт. Шестой дар позволяет при конструировании воспроизводить объекты достаточно высокого уровня реализма. Толщина плиток позволяет конструкциям в большой степени походить на настоящие.

При строительстве соблюдаем те же правила, что и для даров 3-4: строим не разрушая, а преобразовывая существующую постройку. После постройки каждого объекта беседуем. В ходе беседы обсуждаем реальный объект, повторяем его назначение, свойства. Затем сравниваем реальный объект с получившейся моделью, выделяем её сходства, отличия и функционал. Для взрослого это очевидные вещи, но ребенку необходимо осознать всю эту информацию, поэтому её очень полезно проговаривать вслух. В книге Е. Н. Водовозовой приведено множество примеров бесед. При регулярных занятиях конструированием ребенок к 6-ти годам может из кубиков построить практически любые объекты, которые знает, как выглядят.

Дополнительные материалы Фрёбеля. Знакомство с плоскостями (не ранее 5 лет)

Квадратики и треугольники

Для изучения плоских фигур Вам понадобятся квадратики и треугольники. Они могут быть из дерева или картона. Лучше если они будут окрашены в основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый). Также хорошо если стороны квадратиков равны сторонам куба из второго дара.

• В первую очередь обращаем внимание, что каждый квадратик соответствует одной стороне куба.

• Обводим квадратики разной величины карандашом.

• Считаем стороны углы и стороны.

• Рассказываем ребенку про параллельные стороны.

• Разрезаем квадраты по диагонали и получаем 2 треугольника. Разрезаем квадрат по обеим диагоналям и получаем четыре треугольника. Тут же можно объяснить какие углы у треугольников острые, прямые и тупые.

Цветная мозайка

Следующим занятие с плоскими формами является выкладывание узоров из цветной мозайки, состоящей из геометрических фигур. Сейчас таких можно встретить множество, в том числе в комплекте с готовыми схемами и деталями на магнитах. Одной из основных задач игры с мозайкой является изучение сочетаемости цветов и составление цветных узоров.

Другие занятия по методике Фребеля:

• Выкладывание рисунков из лучинок. Рекомендуется с 4 лет. Лучины представляют собой деревянные гладкие палочки длиной 35 см. Первые занятия с лучинами должны быть полностью творческими — ребенок должен из них выкладывать рисунки знакомых предметов. Только когда ребенок научится самостоятельно создавать простейшие рисунки, можно предложить различные схемы для выкладывания сложных рисунков и узоров. Следующий уровень сложности — это переход от лучинок к спичкам. Гораздо сложней выкладывать рисунки из спичек. Одно занятие в среднем должно занимать 20-25 минут самостоятельно работы. Современный аналог лучинок для выкладывания рисунков и обучения счету — палочки Кюизинера.

• Выкладывание узоров и рисунков из колец, полуколец и четвертинок.

Китайская головоломка

Хотя автором китайской головоломки Фрёбель не является, она рекомендуется для старших дошкольников наряду с его материалами. Именно по этой причине я привела здесь её описание.

Лучшее время знакомства с головоломкой — после детального изучения плоских фигур, в том числе прямых, равнобедренных треугольников (с 5 лет).

В описании Е. Н. Водовозовой, такая головоломка должна состоять из двух больших и трех маленьких прямоугольных треугольников, одного равнобедренного треугольника и одного параллелограмма. В её поисках, я обратила свое внимание на танграмы, с которыми многие занимаются по методике Шичиды, начиная уже с 1-2 лет. Но состав танграма не полностью соответствую описанию. Классический танграм содержит 5 прямоугольных треугольников, квадрат и параллелограмм. Ошиблась ли Водовозова или за последние 150 лет танграмы претерпели изменения я затрудняюсь ответить. Но предлагаю взять их на заметку, тем более, что в интернете есть множество схем. Не забываем, что продвинутая игра с танграмом, к которой надо стремится, требует, не схемы, а творчества и умения конструировать из всего предложенного набора деталей. У меня на примете был вариант магнитного танграма, но теперь думаю отложить его покупку еще как минимум на 1-2 года.

Повторюсь, специалисты считают преждевременными занятия с геометрическими головоломками ранее 5 лет. Но не стоит кидаться из крайности в крайность и подходить к этим ограничения буквально. В настоящее время для самых маленьких в продаже можно встретить облегченные пособия для первого знакомства с конструированием из геометрических фигур. При занятиях с головоломкой младше рекомендуемого возраста необходимо упрощать правила. Например, при выкладывании рисунков можно использовать произвольное количество деталей. Думаю, если бы Водовозова увидела современные развивающие книги, от многих она была бы в восторге. На тему конструирования из геометрических фигур у меня в корзине Лабиринта лежат тетради Елены Янушко «Геометрический зоопарк» и «Конструируем с малышом. Палочки и фигурки«.

Детский сад по Фребелю — «возвращенный рай». Фребель видел своей целью воспитание свободного, думающего и действующего человека, помогал раскрыть индивидуальность каждого ребенка. Для наилучшего результата каждому ребенку необходим специальный, соответствующий именно его задаткам, склонностям и дарованиям подход, который поможет развить в ребенке самостоятельность, уверенность в себе и ответственность за себя.

Огромную роль в воспитании детей Фребель отводил именно матери: «Хорошая связь “мать — дитя” — ключ к гармоничному развитию». Фребель всегда подчеркивал необходимость сильной эмоциональной связи матери и ребенка как основы любого воспитания. Забота и игра необходимы. Ребенок нуждается в любви, помощи и внимании взрослого, особенно мамы.

Минусы методики

Как и у любой методики дошкольного образования, у методики Фребеля есть свои минусы.

Первое — это четкое регламентирование деятельности дошкольника. В отличие от других методик, малышу не дают в полной мере быть самостоятельным. Это не нравится многим родителям, так как, во-первых, ребенку приходится уделять больше внимания (вы ведь должны следить за тем, что делает ваш ребенок регулярно, а, во-вторых, не все детские сады Красноярска могут предложить вам обучение по этой методике. В этих дошкольных учреждениях ребенок, скорее всего, будет предоставлен себе довольно продолжительное время, что противоречит сути методики.

Второе — обучающий материал и низкие показатели. Если верить основному замыслу, то игры со складыванием бумаги, упражнения с мячом или деревянными конструктором должны развивать ребенка (к слову, материалов для обучения по методике - масса). Действительно, они это делают, но у педагогов возникают сомнения — достаточно ли таких упражнений для высоких результатов?

Третье — ребенок не вырастает самостоятельным. Это противоречие ощущается в этой методике сильнее всего. С одной стороны, мы развиваем гармоничную личность, распределяем свободное время ребенка целиком и полностью, но у отсутствия самостоятельного досуга по интересам есть и обратная сторона — малыш может не вырасти самостоятельным. Он будет уметь принимать решения, отвечать за свои поступки, но только за те, на которые ему указали окружающие.

Плюсы методики

Первый и несомненный плюс — это вклад Фребеля в институт дошкольного образования. С его помощью детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Великий педагог создал целостную методику, оснастил ее практическими пособиями и воплотил в жизнь.

Второй плюс — максимальное внимание ребенку. Так или иначе,а родительское внимание дорогого стоит. Хорошо, если вы проводите с ребенком максимум времени, но далеко не все родители придерживаются этого правила — и не так уж важно, какой системы развития вы придерживаетесь.

Третий плюс — последователи. За годы существования методики на ее основе возникли другие методики, труды Фребеля до сих пор остаются актуальными и используются в дошкольном образовании, а это означает, что есть смысл использовать ее положения для воспитания и развития собственных детей

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Здравствуй, детский сад!» Праздник для детей 2–х лет, впервые пришедших в детский сад, и их родителей НОВОСЕЛЬЕ в МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Встреча малышей. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ДЕТСКИЙ САД!» Сценарий музыкального развлечения для детей младшего дошкольного.

Конспект инновационной формы проведения родительского собрания в первой младшей группе «Первый раз в детский сад» Конспект инновационной формы проведения родительского собрания в первой младшей группе «Первый раз в детский сад» Цель: Создать условия.

Конспект практического занятия педагога-психолога с родителями «Первый раз в детский сад» Цель: повышение компетентности родителей по подготовке ребенка к детскому саду, а также в период адаптации. Задачи: - создание благоприятной.

Консультация для родителей «Как облегчить расставание с ребёнком, приводя его в детский сад» Консультация для родителей. Как облегчить расставание с ребёнком приводя его в детский сад. Расставание с мамой – это самое тяжёлое для.

Памятка для родителей «В первый раз в детский сад» «Первый раз в детский сад» Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Для того чтобы ваш ребенок легче адаптировался в нашем детском саду, привык.

Рекомендации для родителей «Первый раз в детский сад! Успешная адаптация в ДОУ» И вот все позади: и семейные советы с бурным обсуждением того, когда идти ребенку в сад, и надо ли вообще ему туда идти, выбор детского.

Протокол родительского собрания в ясельной группе «Первый раз в детский сад» ПРОТОКОЛ №1 группового родительского собрания от 15 августа 2017года Присутствовало: -10 чел. Отсутсвовало: - 2 чел. Повестка родительского.

Протокол родительского собрания в первой младшей группе «Первый раз в детский сад» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Ручеёк» р. п. Башмаково Протокол № 1 родительского.

Родительское собрание в первой младшей группе «Первый раз в детский сад» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеёк» р. п. Башмаково Родительское.

Режимные моменты в жизни младшей группы «В первый раз — в детский сад!»Режимные моменты в жизни младшей группы «В первый раз — в детский сад!» «Цыплята». Обысова Оксана. Наша группа "Цыплята"! Добро пожаловать! Вот и подрос ваш "цветочек"! Пора "открывать" этот мир вашему ребёнку,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Первый детский сад «Август Фребель и его дары»
Опубликовано: 10 апреля 2018 в 16:27
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Первый детский сад «Август Фребель и его дары»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Лопатина (УИ 1344714) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД