Татьяна Харитонова
Первые занятия для самых маленьких
▼ Скачать + Заказать документы
Харитонова Татьяна Юрьевна,
воспитатель
МБДОУ Д/С №29 «Рябинушка»
г. Старый Оскол, Белгородская область
Первые занятия для самых маленьких.
Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема психолого-педагогического просвещения матерей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста. Овладение некоторыми приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста. Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка. Умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности. Расширение знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми раннего возраста.
Публикация «Первые занятия для самых маленьких» размещена в разделах
Ключевые слова: пестушки, акупунктура, игровая форма общения, пальчиковые игры, игры на коленках и пестование малышей.
Цель: развитие эмоционально положительного контакта между матерью и ребенком раннего возраста.
Задачи: Способствовать развитию эмоциональных отношений мам с детьми. Способствовать развитию двигательной активности (мелкой моторики) у детей раннего возраста. Познакомить с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.
Актуальность и практическая значимость разработки занятия для самых маленьких: Здоровьесберегающая технология, направленная на физическое здоровье детей, которое неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.
Первый год жизни характеризуется как непосредственное эмоциональное и телесное общение ребёнка с мамой. Ребёнку нужно всё показывать, надо его гладить, делать массажик, а чтобы малышу нравилось, мы рекомендуем своим родителям игровую форму общения с малышом, да ещё с приговорками, пестушками и припевками.
Сегодня вашему вниманию мы хотим представить пальчиковые игры, игры на коленках и пестование малышей, которые не только позабавят вашу детку, но и окажут лечебное влияние на организм вашего ребёночка.
Начинаем здороваться: [i](Ритуал-приветствие «Здравствуйте!»).[/i]
- Здравствуйте, глазки (помассировать вокруг глазок).
- Здравствуй, носик - носик (пальчиком гладим носик). Ах, какой носик!
- Здравствуй, ротик, ротик (указательным пальчиком прикоснуться к ротику, погладить его).
- Здравствуйте, ушки. Ах, какие хорошие ушки, ушки, вот так (поглаживаем, массируем осторожно ушки, здесь очень много активных точек).
- Здравствуйте, ручки. Ах, какие хорошие наши ручки (гладим нежно ручки ребёнка).
- Здравствуйте, ножки. Вот наши ножки (погладить ножки).
Ручки хлопают: хлоп-хлоп-хлоп,
Ножки топают: топ-топ-топ.
Мы проснулись, потянулись,
Маме с папой улыбнулись.
А теперь будем пестовать наших малышей. В старину детей пестовали, чтобы они росли сильными и здоровыми.
Потягушки-потягунюшки,
Поперек толстунюшки.
В ноженьки — ходунюшки,
В рученьки — хватунюшки.
В роток — говорок,
А в головку — разумок (погладить по головке).
Ну, а после того, как малыши проснулись, маме с папой улыбнулись. Мы умоем их водичкой, чтобы были бодренькими, чистенькими, здоровеньким.
Водичка, водичка,
Умой мое личико -
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
А теперь настало время немножко развлечь малыша. Для такой игры издавна существуют потешки, сопроводающие покачивания ребенка на коленках. Заканчиваются они все "падением" персонажа - при этих словах нужно как бы "уронить" малыша между своими коленями, слегка раздвинув их. Только не очень резко, чтобы кроха не испугался! Возьмём ребёночка на коленочки и поиграем в игру «В лес за орехами»:
Ехали, ехали,
В лес за орехами.
В ямку – бух, а там – петух!
И ещё раз повторим.
Детям нравятся такие игры и они своими движениями, ерзанием побуждают повторить потешку!
А теперь пришло время поиграть в пальчиковые игры, которые не только позабавят вашу детку, но и окажут лечебное влияние на организм вашего ребёночка. Оказывается, все старославянские «игры для самых маленьких» (такие как «сорока-белобока», «три колодца», «ладушки», в которые мы с вами поиграем) — и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры. На наших кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. Так, массаж
- большого пальца повышает активность головного мозга, сюда же выходит и так называемый «легочный меридиан», который отвечает за иммунную систему. Поэтому в игре «сорока-белобока» большой пальчик не случайно оставляют напоследок: (помните, которому сорока «не дала каши, потому что кашу не варил, дрова не рубил – ничего не получил — вот тебе!», его надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний,
- указательный палец связан с желудком,
- средний — положительно сказывается на работе печени и почек,
- массаж безымянного пальца, для хорошей работы нервной системы и половой сферы,
- а вот массаж мизинца — хорошо сказывается на работе сердца,
- в центре ладони находится протекция толстого кишечника.
И вот для массажа всех этих точек придумана старыми славянами игра «Сорока-белобока». Самое главное играть в эту игру правильно, и она будет оказывать лечебное воздействие на организм. И сейчас я вас этому научу.
Указательным пальцем своей руки водите по центру ладошки ребёнка (на правой руке против часовой стрелки, а на левой - по часовой стрелке). Постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони, образовывая спираль. Текст нужно произносить не торопясь, закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА между подушечками среднего и безымянного пальцев, так как здесь находится прямая кишка. Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть. Начинать надо с мизинца.
Ну, что поиграем! Берём осторожно ручку малыша, а указательным пальчиком водим по ладони, приговаривая:
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Ты дров не рубил,
Воды не носил,
Ты печь не топил –
Ничего не получил.
Не забывайте играть поочередно то, с правой, то с левой ручкой. Приготовьте вторую ручку малыша и повторите упражнение.
А сейчас поиграем в [b]«ладушки»![/b]
Это тоже очень известная и горячо любимая детками потешка.
Давно доказано, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой, т. е. с мелкими движениями пальцев. А у малышей ручки зажаты в кулачки (вы наверно обращали внимание и наблюдали). Так вот если ладошки научить раскрываться, то и головка активнее начнёт работать. Вот для этого славянские волхвы и придумали игру в «ладушки». Мы хотим лишь ее напомнить вам. Итак, взрослый берет ручки детки в свои и выполняет движения, сопровождая их стихами. (Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности, к собственной ладошке, к голове или к маминой руке).
- Ладушки, — говорите вы, — ладушки. — И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.
- Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке.
- Что ели? Кашку! — хлопнули в ладоши.
- Что пили? Бражку! — еще раз.
- Попили, поели - Шу-у-у, полетели! На головку сели! (Положите ручки детки на его голову это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности).
- Сели – посидели, дальше полетели! (Выполняйте ладошками малыша движения, которые имитируют движения крыльев.)
И ещё разок…(можно использовать музыку…
- Какие вы умнички! Ах, как весело получилось! Похвалим и погладим нашего малыша. (Можно сказать: «Ура!» и похлопать в ладошки). Обязательно хвалите своих деток.
Игра продолжается до тех пор, пока малышу не надоест в неё играть.
А мы продолжим играть в полезные игры для малышей и теперь самая забытая из «лечебных игр», тем не менее, она — самая важная.
Игра «Три колодца».
Игра строится на «легочном меридиане» — от большого пальца до подмышки. Играя в эту игру, мы активизируем иммунную систему и регулируем работу легких. Давайте поиграем вместе!
- Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…
Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:
- Здесь вода холодная, — теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:
- Здесь вода теплая, - пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него:
- Здесь вода горячая…
- А тут кипяток! — Пощекочите карапуза под мышкой. Ребенок обязательно засмеется и выполнит качественное дыхательное упражнение.
А теперь ещё разок со второй ручкой.
Вот какие молодцы! Похвалим и погладим нашего малыша.
Заканчиваем наше занятие потешкой:
Подними ладошку выше
Помаши над головой
До свиданья, вот, что вышло,
До свиданья нам с тобой.
(другой ручкой) – До свиданья, до свиданья,
До свиданья нам с тобой!
Регулярно играйте в такие игры со своим малышом, и ваш ребёночек будет расти здоровым, сильным и счастливым.
Источники:
[Электронные ресурсы] / Режим доступа: http://agushkin.ru/razvitie/palchikovye-igry-dlya-malyshej.html; http://detyvradost.ru/razvitie-melkoy-motoriki-ruk-u-detey/