Наталья Ратушная
Перспективы развития патриотического воспитания в образовательных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективы развития патриотического воспитания в образовательных учреждениях
Государство заинтересовано, в первую очередь,
в таком непростом деле как работа с молодежью.
Очень важно воспитание в новом поколении патриотических настроений.
Д. А. Медведев
Публикация «Перспективы развития патриотического воспитания в образовательных учреждениях» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2019
Воспитание гражданина, патриота своей Родины, во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию системы патриотического воспитания детей и подростков в образовательных учреждениях города.
Сегодня уже нет необходимости говорить о том, что кризисные ситуации в различных сферах жизни общества в целом обостряют проблемы морально-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи, так как вызывают необходимость формирования свободной и ответственной личности гражданина-патриота своей страны, способного оптимально строить свою жизнь, подготовленного к новым общественным отношениям, умеющего адаптироваться в новых социокультурных условиях и способного найти своё место в этом обществе.
Нестабильная экономическая и социальная обстановка приводит к сильному расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению национальных противоречий, возникновению разного рода националистических молодежных объединений, а это требует от всех институтов воспитания усиления внимания к формированию у обучающихся гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему.
В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает важное значение по нескольким причинам:
-возрастает уровень информированности молодого поколения,
-процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма,
-современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения.
В воспитании подрастающего поколения образовательные учреждения играют ведущую роль, поэтому проблема разработки теории патриотического воспитания учащейся молодежи приобретают в современных условиях особую актуальность.
В последние годы слово «патриотизм» часто встречается в общественных дискуссиях и в речах отечественных политиков. И это понятно: роль и значение патриотизма всегда возрастает в переломные периоды истории, когда общественное развитие требует повышенного напряжения сил его граждан, их единства и сплоченности.
Патриотизм, как известно, – это не только любовь к Родине, но и уважение к своему государству, к нации, к президенту как гаранту, к армии как защитнице.
В "Толковом словаре русского языка" С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой патриотизм определяется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу". В "Словаре живого великорусского языка" В. Даля написано: Патриот – "любитель отечества, ревнитель о благе его…". Патриотизм – это ревностное, деятельное отношение к родине, стремление что-то сделать для ее блага, для ее процветания.
Термин "патриотизм", как известно, происходит от греческого "патрис", что в переводе означает: земля отцов; место рода; родина. В историческом плане это одно из самых изначальных, базовых, имеющих корни на уровне подсознательного, чувств. Оно зарождалось в глубокой древности как следствие привязанности человека к своей земле обитания, к укладу жизни, к традициям и верованиям. Это чувство закреплялось веками обособленного существования народов друг от друга.
Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество.
Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства.
Принимая во внимание понятие «патриотизм», мы определяем понятие «патриотическое воспитание» как управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического долга, сознания, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов.
Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия «патриотизм» и включают с себя:
- воспитание патриотических чувств,
-формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений патриотического характера,
-расширение опыта и формирование положительного отношения к патриотической деятельности.
Цель и задачи патриотического воспитания учащихся реализуются на основе совокупности общепедагогических и специфических принципов организации данного процесса, которая отражает общие закономерности и принципы целостного педагогического процесса и специфику патриотического воспитания.
Формы, методы и средства патриотического воспитания вряд ли можно отнести к разряду специфических, это использование различных сочетаний традиционных и нетрадиционных педагогических методов и форм организации педагогического взаимодействия для решения конкретных задач патриотического воспитания на каждом возрастном этапе развития воспитанников.
В качестве особенности организации патриотического воспитания в современных условиях можно выделить необходимость применения различных педагогических технологий (игровых, технологии саморазвития, самоопределения и пр., обеспечивающих повышение эффективности межличностного взаимодействия в педагогическом процессе.
К основным направлениям патриотического воспитания в образовательном учреждении можно отнести :
-Краеведческо - поисковое. Освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремесел и т. д.
-Литературно-музыкальное. Привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры.
-Экскурсионно-туристическое. Воспитание потребности в изучении родного края, района, области.
-Физкультурно-оздоровительное. Возрождение и развитие народных спортивных игр, воспитание здорового спортивного соперничества между детьми и коллективами.
-Экологическое. Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от негативных воздействий – загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений; изучение природы родного края.
-Работа с семьей. Утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и классного руководителя, изучение родословной, истории семьи.
-Предметное. Воспитание патриотических чувств через изучаемые предметы.
Реализация данных направлений неразрывно связана со следующими формами деятельности:
-выполнение исследовательских работ по краеведению;
-организация поисковой работы;
-волонтерская и «тимуровская» работа;
-проведение встреч с известными людьми, героями;
-изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;
-организация детских творческих конкурсов и т д.
Однако для дальнейшего развития системы патриотического воспитания необходимы следующие условия:
-совершенствование законодательства Российской Федерации в этой области;
-модернизация материально-технической базы патриотического воспитания;
-повышение уровня организационно-методического обеспечения;
-повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания;
-развитие системы патриотического воспитания в трудовых коллективах;
-более активное и широкое привлечение к этой работе средств массовой информации, культуры;
-более широкое использование возможностей сети Интернет для решения задач патриотического воспитания.
Опираясь на материалы Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», Концепции патриотического (военно-патриотического) воспитания молодежи в период до 2020 г и Программу развития молодежи Ростова можно обозначить следующие перспективы развития по проблеме патриотического воспитания :
-проведение открытых мероприятий, мастер-классов, презентаций успешного опыта по данному направлению, апробация новых методик и технологий;
- поиск, отбор и внедрение наиболее действенных, практико-ориентированных моделей социального воспитания подростков, реализуемых в российской и зарубежной педагогической практике, расширение числа партнерских программ;
- публикация лучших социальных проектов, инновационных технологий деятельности детских общественных объединений;
- активизация межрегионального и международного сотрудничества детских организаций, стимулирование вступления в сообщества, ассоциации, партнерские сети;
-проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодежи.
-возрождение традиционных, хорошо зарекомендовавших себя в прошлом форм воспитательной работы.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми методами, которые используются в наших образовательных учреждениях коллегами из различных учреждений. Каждый вид этой деятельности хорош по своему, используя его на базе различных учреждений можно получить совершенно многогранные результаты.
Какие бы методы и приемы мы не использовали, патриотическое воспитание учащихся представляет собой целостный педагогический процесс, основанный на взаимодействии субъектов воспитания и направленный на формирование у воспитанников патриотизма.
Сущность данного процесса состоит в освоении обучающимися прогрессивного патриотического опыта, позволяющего сформировать ценностное отношение к патриотизму.
Целенаправленная организация процесса патриотического воспитания является важным этапом в освоении исторически принятых в обществе ценностей, законов и норм жизни, формирования собственной гражданской позиции.
Усвоение личностью патриотических ценностей осуществляется в процессе образования через приобретение необходимой информации и выполнение своих гражданских функций и социальных ролей.
Приобщение человека к патриотическим ценностям происходит в процессе реального включения личности и многообразие общественных отношений, наиболее существенные из них те, мировоззренческие убеждения и патриотические качества, которых предопределяют отношение обучающихся к своим гражданским обязанностям.
Методист Н. Ю. Ратушная
Литература:
1. Вырщиков А. Н., Кусмарцев Б. М. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. – Волгоград, 2006 –
2. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения российский путь развития// Воспитание школьников. - 2002. -№7. - С, 8-10.
3. Дьяченко В. В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России. Дисс., докт. пед. наук. М., 2001. - 396 л.
4. Заставенко В. А. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 2005. - 177 л.
5. Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.». М. : Аркти, 2003. - 166 с.
6. Коробанов В. А. Патриотическое воспитание молодёжи в условиях политической трансформации российского общества. Дисс., канд. полит, наук. Саратов, 2005. - 184 л.
7. Микрюков Василий Юрьевич. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России: диссертация доктора педагогических наук: 13.00.01 / Микрюков Василий Юрьевич; [ Место защиты: ГОУВПО "Московский педагогический государственный университет"].- Москва, 2009.- 315 с. : ил.
8. Мельчакова Ирина Вячеславовна. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы: Дис., канд. пед. наук: 13.00. 01 : Москва, 2003 189 c. РГБ ОД, 61:04-13/1116
9. Рудакова Галина Владимировна. Взаимосвязь физического и патриотического воспитания младших школьников в учреждениях дополнительного образования : 13.00.04 Рудакова, Галина Владимировна Взаимосвязь физического и патриотического воспитания младших школьников в учреждениях дополнительного образования (На примере военно-спортивного клуба) : Дис., канд. пед. наук : 13.00.04 Коломна, 2005 223 с. РГБ ОД, 61:05-13/1654
10. Теньшова Ольга Николаевна. Патриотическое воспитание подростков в клубных учреждениях Дальневосточного региона: личностно-деятельностный подход : личностно-деятельностный подход: диссертация. кандидата педагогических наук : 13.00.05 Москва, 2007 211 с. РГБ ОД, 61:07-13/1400
11. Чистяков С. Н. Содержание и организация военно-патриотической работы в муниципальных учреждениях дополнительного образования. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 2002. 187 л.
12. Чотчаев С. А. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно воспитательной работе в школе (На материале КЧР). Дисс. канд. пед. наук. -Карачаевск, 2005. 173 л.
13. Что нужно, чтобы наши дети выросли патриотами?//Учит. газ. -2003. 15 июля. - С. 8-9.
14. Шитикова О. Н. Эколого-патриотическое воспитание младших подростков в современной общеобразовательной школе. Дисс.. канд. пед. наук. Шадринск, 2002. - 162 л.