ОЛЬГА МАСТЕГА
Перспективный план реализации игровой технологии формирования у ребёнка направленности на мир семьи
▼ Скачать + Заказать документы
1. Информационно-обучающий шаг.
Цель: обогащение опыта детей представлениями и способами действий, связанными с миром семьи.
Задачи работы с детьми:
1. уточнить имеющиеся у детей представления о мире семьи. (конкретно о своей семье)
2. Активизировать желание познавать мир семьи (его прошлое, настоящее); задавать вопросы о родственниках, интересных случаях из жизни; стремление узнать и рассказать о семейных традициях, обычаях.
3. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между членами семьи, между миром семьи и миром предметов.
Публикация «Перспективный план реализации игровой технологии формирования у ребёнка направленности на мир семьи» размещена в разделах
4. Формировать эмоционально-положительную направленность на мир семьи, желание презентовать достижения своей семьи, быть активными участниками семейных традиций.
5. Научить способам составления родословной своей семьи и её описание.
6. Упражнять в способах проявления сопереживания, любви и заботы.
Организационно-методическая задача:
1. Подобрать и оформить иллюстрированный материал для дидактических игр.
Форма работы. Программное содержание. Материал. Предварительная работа.
Организация и проведение дидактических игр 1 группы:
Игры-раскладки
1. «Собери цветок»
2. Лото «Мамины помощники»
3. «Что сначала, что потом?»
4. Лото «Гордость нашей семьи»
Уточнить представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Уточнить представления детей о доме, о необходимости поддерживать его в порядке. Закрепить представление детей о назначении предметов быта, развивать желание помогать взрослым в семье.
Активизировать имеющиеся у детей знания об изменениях, происходящими с людьми и предметами рукотворного мира. Стимулировать интерес детей к семейным реликвиям.
Закрепить представление детей о достижениях членов семьи и умение рассказывать о них. • Семейные фотографии, фото детей и членов семьи;
• Заготовки сердцевин и лепестков по количеству членов семьи.
• Большие карты с изображением комнат в квартире.
• Мелкие картинки с бытовыми предметами.
• Детские рисунки своей квартиры.
- Картинки с изображением человека в разные возрастные периоды.
- Картинки с изображением предметов в прошлом и настоящем.
• Карточки с изображением наград. Попросить родителей принести семейные фотографии.
Подготовка иллюстрированного материала для игры. Задание: нарисовать свой дом.
Подготовка иллюстрированного материала для игры.
Задание: узнать о предметах гордости своей семьи.
-1. Воспитатель предлагает детям собрать цветок: разложить и приклеить на части цветка.
Рекомендации по проведению работы:
-2. Воспитатель показывает маленькие карточки, а игроки закрывают им места на карте квартиры.
-3. Ребёнок отбирает изображения одного и того же предмета и раскладывает по порядку их изменения.
-4. Воспитатель берёт по одной карточке и спрашивает «У кого в семье это есть?».
Игры-определения
5. Парные картинки «Кому что?».
6. «Увлечения моей семьи».
7.«Умелые ручки».
8. Игра «Семья на природе».
9. «Семья и здоровье».
Активизировать представления детей о занятиях членов семьи дома и на работе.
Закрепить представления детей об увлечениях своей семьи и умение рассказывать о них.
Закрепить представления детей об умениях членов семьи.
Расширить представления о том. как можно отдыхать на природе.
Расширить представления детей о способах укрепления здоровья членов семьи.
Картинки с изображением людей в разные возрастные периоды.
Картинки с предметами домашнего обихода и предметами профессии.
Карты по количеству играющих,
Карты с изображением увлечений,
Карточки с возможными увлечениями,
Карточки с изображением членов семьи
Карточки с возможными действиями членов семьи.
Карточки, отображающие подготовку и организацию отдыха
Карточки с возможными вариантами отдыха.
Карточки с возможными способами укрепления здоровья
-5. Привлечение детей к подготовке иллюстрированного материала
-6. Задание детям: узнать о любимых делах, увлечениях членов семьи. Привлечение детей к подготовке иллюстрированного материала.
-7. Пополнение альбомов детей «Моя семья» фотографиями отдыха семьи на природе.
-8. Подготовка иллюстрированного материала к игре.
Игры-описания
Игры- загадки, отгадки.
Игры-ситуации.
Игры-упражнения.
Игры моделирующего характера.
Игры-стратегии.
2. Деятельностно -реализующий шаг.
Цель: создание условий для реализации направленности ребёнка на мир семьи в сюжетной игре.
Задачи работы с детьми:
1. Создать условия для исследования ребёнком различных семейных ситуаций.
2. упражнять в разрешении каких либо проблем.
3. Закреплять правила и нормы поведения ребёнка и взрослых в семье.
4. Стимулировать самостоятельность в принятии решений и выборе действий.
5. способствовать приобретению опыта подтверждения и закрепления различных семейных правил, устоев.
6. Приобщать к семейным ценностям.
Перспективный план реализации технологии культурных практик (чтение) формирования у ребенка направленности на мир семьи
Тематическое поле «Формирование представлений о роли матери в семье посредством чтения» .Группа: старшая.
Совместная деятельность педагога и детей
Самостоятельная деятельность детей (организация развивающей предметно-пространственной среды)
НОД Образовательная деятельность в режимных моментах.
Утро: Ситуативный разговор на тему: «Почему мама из детского сада ушла на работу расстроенная?».
Цель: привлечь внимание детей к проблемной ситуации.
Прогулка: Наблюдение за прохожими (взаимоотношениями ребенка с мамой на прогулке).
Цель: обогащать знание детей о проявлении любви и заботы к своему ребенку.
Вечер: Дидактическая игра: «Чувства, желания, взгляды.
Цель: формировать у детей умения распознавать различные эмоции и причины их порождающие, умение принимать позицию другого.
Чтение и беседа по произведению
Б. Заходера «Смешная история» (рассказ).
Цель: на примере произведения формировать у детей навыки самостоятельности. Цель должна быть. связана с семьей.
Создание условий для сюжетно – ролевой «Дочки-матери».
Игровая оболочка: «Мама спешит на работу».
(внесение атрибутов: сумка, косметичка, шарф, телефон, кошелёк, записная книжка).
Цель: ознакомление детей с утренними заботами мамы в семье.
Предложить детям нарисовать свою расстроенную маму.
Цель: формировать умение распознавать различные эмоции и причины их порождающие. Упражнять в умении рисовать лицо человека.
Оборудование: краски, лист А4, стаканчик, для воды, кисти, салфетки.
Совместная деятельность педагога и детей.
Самостоятельная деятельность детей (организация развивающей предметно-пространственной среды).
НОД
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро: Рассматривание вместе с детьми семейных фотографий.
Цель: формировать у детей представление о своих мамах, называть фамилию, имя, отчество.
Дидактическая словесная игра «Назови ласково».
Цель: побуждать детей называть маму ласково используя уменьшительно ласкательные суффиксы.
Прогулка: Подвижная игра «Подбери комплимент маме» (с мячом)
Цель: расширять словарный запас детей, упражнять в подборе глаголов.? Комплименты через глаголы?
Чтение и беседа по произведению «Айога» автор.
Цель: формировать у детей умение внимательно слушать, обсуждать; высказываться; воспитывать доброе отношение к маме, желание помогать ей.
Создание условий для сюжетно – ролевой «Дочки-матери».
Игровая оболочка: «Готовимся к маминому дню рождения».
Атрибуты: (внесение чайный, столовый сервизы; предметы для сервировки стола). Цель: формировать у детей навыки и умения к
приему гостей.
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
Предложить самостоятельно изготовить подарки для мам по желанию ребенка.
Цель: развивать творчество детей, воспитывать уважение к близким людям, желание доставить радость.
Оборудование: креативный материал, клей, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы салфетки, баночки для воды.
Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей (организация развивающей предметно-пространственной среды)
НОД
Образовательная деятельность в режимных моментах
НОД «Я очень люблю маму, милую мою!»
Форма: развлечение
ОО:
• воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее;
• формировать у детей умение отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме;
• вызвать желание детей рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме;
• познакомить детей с новым общественным праздником «День матери»;
• развивать у детей эстетическое восприятие, совершенствовать умение видеть красоту цветов, передавать ее в аппликации.
Утро:
Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы».
Цель: расширить знания детей о профессиях, предметах, орудиях труда и оборудовании необходимых для каждой профессии.
Отгадывание загадок детьми о профессиях мам.
Цель: упражнять детей в разгадывании загадок и назывании профессий и орудиях труда.
Прогулка:
Словесная игра «Доскажи словечко».
Цель: расширить знания детей о профессиях, упражнять в подборе слов действий.
Вечер:
Чтение детям произведения
C. Михалкова «А что у вас?»
Цель: расширить знания детей о профессиях мам. Показать социальную важность профессий. Создание условий для сюжетно – ролевой «Дочки - матери». Игровая оболочка: «Мама на работе» (по желанию детей).
Многофункциональные атрибуты к профессиям: учитель, парикмахер, врач, продавец, водитель.
Цель: формировать у детей межличностные отношения; умение находить правильный выход из создавшейся ситуации.
Самостоятельное рассматривание альбомов и иллюстраций о профессиях.
Цель: упражнять детей в узнавании профессий по внешним признакам или атрибутам. Высказывать свое мнение о профессиях.
Совместная деятельность педагога и детей.
Самостоятельная деятельность детей (организация развивающей предметно-пространственной среды).
НОД Образовательная деятельность в режимных моментах.
НОД «Мама – солнышко моё».
Создание книжки – малышки «Мама - солнышко моё» - подарка для мамы.
Форма: мастерская (ручной труд)
Задачи:
ОО Коммуникация: формировать умение детей договариваться друг с другом во время совместного творчества.
ОО Социализация: воспитывать уважительное отношение к маме
ОО Художественное творчество: развивать эстетический вкус при подборе цветовой гаммы.
ОО Труд: формировать умение вырезывать детали из бумаги сложенные гармошки.
О. О. Безопасность: формировать умение правильному обращению с ножницами.
Утро:
Чтение произведения и обсуждение кульминационных моментов произведения Н. М. Артюховой «Трудный вечер».
Цель: проживание чувств во время чтения и обсуждения.
Прогулка: Словесная игра: «Положи свое слово в шкатулочку».
Цель: развивать речь детей, упражнять в подборе прилагательных к слову мама. Воспитывать бережное отношение к любимому человеку.
Вечер:
Разучивание текста песни «Песня мамонтенка о маме» (слова
Д. Непомнящего, музыка В. Шаинского).
Цель: помочь детям осознать важность матери в жизни каждого человека.
Беседа-разговор с детьми «Как я помогаю маме» (с использованием фотографий) .
Цель: формировать у детей умение составлять рассказ по плану, воспитывать заботливое отношение к маме. Создание условий для сюжетно – ролевой «Дочки-матери». Игровая оболочка: «Мама пришла уставшая с работы» (внесение атрибутов: одеяло, поднос, чашка с блюдцем).
Цель: реализовать потребность в оказании помощи маме.
Рисование «Это моя мама».
Цель: воспитывать нравственные чувства: милосердие, любовь и уважение к матери.
Драматизация детьми отрывка из произведения Н. М. Артюховой «Трудный вечер» (забота мальчика о маме).
(внесение атрибутов: одеяло, поднос, сумка, чашка с блюдцем).
Цель: создать условия для закрепления знаний о роли мамы в семье.
Совместная деятельность педагога и детей.
Самостоятельная деятельность детей (организация развивающей предметно-пространственной среды).
НОД Образовательная деятельность в режимных моментах.
Утро: Чтение и беседа по произведению Я. Сегель «Как я был мамой». Цель: формировать у детей умение понимать и «примерять» на себя поведение литературных героев.
Прогулка:
Дидактическая игра «Угадай литературное произведение о маме».
Цель: укрепление (упрочение) эмоционально-положительного отношения ребенка своей матери.
Вечер:
Проведения этической беседы о маме (инсценировка стихотворения «Посидим в тишине»). Что произошло, если бы девочка все-таки разбудила бы маму?.
Цель: осознание детьми представлений о роли матери и собственного отношения к ней, полученных в ходе знакомства с произведениями художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций и обсуждение книги Я. Сегель «Как я был мамой».
Цель: формировать умение детей использовать сюжеты и иллюстрации произведений художественной литературы для изготовления книжки-малышки.
Закончить оформление книжки «Мама - солнышко моё».
Цель: воспитание чувства гордости за маму.
Материалы: карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, цветная бумага.
Создание условий для сюжетно – ролевой «Дочки-матери». Игровая оболочка: «Мамины помощники»
(внесение атрибутов: бытовая техника, посуда, одежда).
Цель: реализовать потребность в оказании помощи маме.
Совместная деятельность педагога и детей.
Самостоятельная деятельность детей (организация развивающей предметно-пространственной среды).
НОД Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро: «Эстафета хороших известий».
Цель: побуждать детей к рассказу об интересных, веселых случаях, которые произошли с ними вместе с мамами.
Прогулка:
Поощрение использования в речи детей поговорок, прибауток загадок о маме.
Вечер:
Пополнение уголков «Чтения» новыми экземплярами произведений о маме.
Цель: обогащение знаний детей о новых произведениях художественной литературы.
Введение новых групповых традиций в группе «Час чтения».
Цель: упражнять детей в технике чтения; воспитывать у детей бережное отношение к близкому и родному человеку.
Создание условий для сюжетно – ролевой «Дочки-матери». Игровая оболочка «Концерт для мамы».
Внесение атрибутов: микрофон, музыкальные инструменты, театрализованные костюмы, детская косметика.
Цель: создать условия для развития творчества детей, реализации полученных знаний и умений.
Торжественное вручение подарка для мамы – книжки: «Мама - солнышко моё».
Цель: создание радостного эмоционального настроения для мам.