Светлана Ершова
Перспективный план работы творческой мастерской для детей старшего дошкольного возраста
Тема «Пейзаж»
Занятие 1. «Здравствуй, красавица-зима».
1-й этап: психологическое вхождение. Слушаем и поем песенку о зиме.
2-й этап: познавательный. Смотрим репродукции картин художников с изображением зимы; на увиденных картинах перечисляем все зимние цвета.
3-й этап: познавательно-практический. Колеруем большие листы (1/2 ватмана) большими кистями цветом зимы (холодными оттенками синего, голубого, фиолетового, сиреневого и др.); релаксируем под «зимнюю», «снежную» музыку; делаем на больших листах (1/2 альбомного листа) эскизы деревьев на тему «Красавица-зима».
4-й этап: подводим итоги.
Занятие 2 «Путешествие на Северный полюс».
1-й этап: психологическое вхождение. Исполняем песенки и стихи о зиме.
2-й этап: игровой. Имитируем зимние игры (в снежки, лепим снеговика, исполняем танец снежинок, изображаем дворника с лопатой, машину, убирающую снег, и т. п.); завершаем этап аудиотренингом «Путешествие на Северный полюс».
3-й этап: практический. Выполняем рисунок простыми карандашами на заколерованном листе (строим композицию по всем правилам: ближе –ниже и больше, дальше – выше и меньше, рисуем ажур на деревьях, кустах).
4-й этап: психофизической разгрузки – играем в снежки (сминаем бумагу и кидаем).
Занятие 3. «Зимние узоры».
1-й этап: психологическое вхождение: веселые песенки, зимние игры.
2-й этап: познавательный. Смотрим узоры на окнах (анализируем все необычное в изображениях; выделяем «зимние» цвета).
3-й этап: практический. На палитре сочиняем все необычные «зимние» цвета – кто больше; слушаем музыку и подбираем к каждому ее фрагменту цвет на палитре; работаем в цвете.
4-й этап: психофизической разгрузки – играем в снежки.
Занятие 4. «Моя зима».
1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Снег идет и кружится» (рвем на мелкие кусочки бумагу, складываем в любые емкости, затем подкидываем, наслаждаемся снегом).
2-й этап: познавательный. Смотрим и обсуждаем репродукции картин разных художников; релаксируем под «зимнюю» музыку.
3-й этап: практический. Работаем в цвете. Снегопад.
4-й этап: психофизической разгрузки – обсуждаем работы вместе.
Тема «Портрет»
Занятие 1. «Смешинки и злючки».
1-й этап: психологическое вхождение. Смотрим картины художников-портретистов; поем песенку «Если видишь на картине… портрет».
2-й этап: познавательный. Изучаем части лица, заучиваем термин «портрет»; изучаем мимику – игра «Изобрази характер на лице»; играем в игры: «Танец смешинки» (с тканью); «Танец страшилки-злючки».
3-й этап: практический. Рисуем поочередно два портрета (смешинки и страшилки-злючки).
4-й этап: психофизической разгрузки: изображаем чувства мимикой.
Занятие 2. «Зеркало души».
1-й этап: психологическое вхождение. Поем песенку «Портрет».
2-й этап: познавательно-игровой. Игра «Рассмеши или разозли ребят» (тактильными, невербальными способами и вербальными). Все рассматривают себя в зеркале, изображая веселое и грустное лицо, смешное и злое, сердитое.
3-й этап: практический. Завершаем работу карандашом; начинаем работу в цвете («добрые» и «злые» цвета).
4-й этап: психофизической разгрузки.
Занятие 3. «Как рассердить («развеселить») цвет».
1-й этап: психологическое вхождение. Поем песенку «Портрет».
2-й этап: познавательный. Изучаем «веселые» и «сердитые» цвета, находим их в репродукциях картин художников (учимся анализировать); изображаем характер «веселых» и «сердитых» цветов движениями тканью и звуками (дудки, ложки и другие предметы, можно голосом; исполняем танцы «веселых», «сердитых» и «страшных» цветов; сочиняем эти цвета на палитре.
3-й этап: практический. Работаем в цвете с учетом характера героя и характера краски.
4-й этап: высказываем друг другу добрые пожелания.
Занятие 4. «Маска, я тебя знаю».
1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Выбери картинку и расскажи о характере» (картинки-схемы с изображением разной мимики). Ребята ищут парные картинки, вдвоем сочиняют историю про этого человечка.
2-й этап:практический. Завершение работы в цвете (соответствие характера настроению красок).
3-й этап: мини-выставка.
Занятие 5. «Ожившие маски» (арт-терапевтическая техника).
Педагог готовит маски из бумаги с вырезанными отверстиями для глаз.
1-й этап:вхождение в занятие.
2-й этап:познавательный. Оговариваются условия работы; дети делятся на пары, задавая как можно больше вопросов, чтобы узнать друг друга.
3-й этап: практический. Рисуем по очереди лицо собеседника на белом полотне маски, передавая его характер; садимся в круг в масках; придумываем названия маскам (ребенок в маске должен согласиться или нет с предложенным ему названием).
Вопросы: Кто понравился? Кто приятен? Кто получился веселый, грустный? и т. д.
4-й этап: психофизической разгрузки. Снимаем маску перед зеркалом и говорим о своих ощущениях.
Тема: «Натюрморт»
Занятие 1. «Натюрморт с рыбками».
1-й этап: психологическое вхождение. Поем песенку «Если видишь на картине… натюрморт».
2-й этап: познавательный. Смотрим репродукции картин с изображением натюрморта (обращаем внимание на то, что художники изображают, как располагают предметы, на чем); играем в «Оживший натюрморт» (выбираем большую репродукцию картины с необычным натюрмортом, распределяем предметы и озвучиваем).
3-й этап: практический. На большом листе делаем композицию натюрморта с рыбками.
4-й этап: показываем друзьям, что нарисовали.
Занятие 2. «Разноцветный натюрморт».
1-й этап: психологическое вхождение.
2-й этап: познавательный. Инсценируем натюрморт с рыбками; сочиняем танец красной, желтой, синей, белой и черной краски (с тканью); на полу, накладывая одну ткань на другую, смотрим, как получаются дополнительные цвета (кто больше и сложнее сочинит цвет).
3-й этап: практический. Начало работы в цвете.
4-й этап: психофизической разгрузки – показываем свои работы.
Занятие 3. «Золотая рыбка».
1-й этап: психологическое вхождение.
2-й этап: познавательный. Смотрим картину «Натюрморт» (обращаем внимание на силу цвета).
3-й этап: практический. Работаем в цвете. Игра «Выныривающие рыбки» (на альбомного листа простым карандашом рисуем рыбку без прорисовки и деталей, далее вместо ножниц руками вырезаем-вырываем рыбку из листа).
4-й этап: психофизической разгрузки. Готовую рыбку подбрасываем вверх, плаваем вместе с ней, разговариваем с другими рыбками.
Занятие 4. «Настоящая картина».
1-й этап: психологическое вхождение.
2-й этап: практический. Работаем в цвете (детальная прорисовка под звуки журчащего ручья).
3-й этап: познавательно-аналитический. Учимся рассуждать, смотря на работы: выделять самую интересную по композиции, по цвету, по образности и т. д., так, чтобы все работы были отмечены.
4-й этап: психофизической разгрузки. Лежим на ковре, отдыхаем, релаксируем.