Бутикова Оксана Сергеевна
Перспективный план работы по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
СЕНТЯБРЬ
Задачи
1. Формировать представления о первых осенних изменениях в живой природе: листья меняют окраску, прекращение роста и отмирание верхних частей растений; исчезновение насекомых (нахождение мест их скопления); отлет насекомоядных птиц (подготовка к отлету, сбор в стаи).
2. Уточнить и обобщить представления детей об овощах и фруктах.
3. Учить различать деревья, кустарники по стволам, веткам, остаткам плодов, листьев; называть однолетние и многолетние растения.
Публикация «Перспективный план работы по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Воспитывать познавательный интерес к насекомым, развивать наблюдательность и желания общаться с природой.
План мероприятий:
1. Беседы о насекомых.
Цель: Закреплять представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. Воспитывать любознательность.
2. Экскурсия по экологической тропе – «Старые деревья».
3. Труд в природе.
• На участке совместно с воспитателем перекопка земли около кустарников, уборка опавших листьев, пересадка цветущих растений;
• Организовать выставку осенних цветов;
• Уход за срезанными цветами.
4. Занятие «Зачем нужно зрение».
ОКТЯБРЬ
Задачи
1. Продолжать формировать представления об осенних изменениях в природе (связывать понижение температуры воздуха с изменениями в одежде людей). Уметь устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе (деревья готовятся к зиме, сбрасывают листья – закрепить понятие «листопад»; холодный воздух заставил спрятаться насекомых в старые пни и под кору деревьев, а значит, птицам приходится улетать на юг).
2. Развивать умственные операции сравнения и обобщение.
3. Формировать навыки пользования моделями в практической деятельности.
4. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас.
План мероприятий:
1. Организовать развлечение по экологии «Осенний бал».
2. Занятие: «Наблюдение за аквариумными рыбками» (в комнате природы).
Цель: Закреплять знания детей об аквариумных рыбах и условиями их жизни в аквариуме; познакомить с новыми видами рыб (скалярии, меченосцы, уход ха аквариумом. Развивать логическое мышление. Развивать интерес ко всему живому окружающему нас.
3. Организовать сбор семян для зимней подкормки птиц. Сбор природного материала для поделок. Составление коллекций, классификация семян деревьев, кустарников, садовых и луговых цветов.
4. Занятие: «Правильно ли мы одеваемся».
Цель: Учить детей одеваться правильно в зависимости от погодных условий и окружающей обстановки.
Дидактические игры: «Оденься и не ошибись», «Одень куклу красиво!». Учить использовать модели погоды.
НОЯБРЬ
Задачи
1. Продолжать формировать умения детей устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе (холод заставляет диких животных готовить жилище к зиме, отрастить длинную теплую шерсть ; травоядные животные – белка, медведь – заготовили на зиму пищу; появление снега приводит к изменению окраску шерсти зверей для защиты от врагов; человек тоже готовится к холодной зиме – одежда, пища, жилище).
2. Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные и временные связи (длительные наблюдения за ростом и развитием комнатных растений с зарисовкой).
3. Формировать навык пользования моделями в процессе трудовой деятельности (поливка растений). Воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам (утепление деревьев).
План мероприятий:
1. Занятие: «Как зимуют дикие звери».
Цель: формировать представление о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
Поместить в уголок природы цветные иллюстрации, репродукции на тему приспособления диких зверей к зимним условиям (из серии С. Н. Николаевой, Н. Н. Мешковой).
2. Провести опыты по выявлению потребности растений во влаге.
Цель: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Содержание опытов:
• Проращивание луковицы в сухой банке и банке с водой.
• Проследить изменение во внешнем виде комнатного растения до поливки и после нее (использовать модель).
3. Организовать экологические игры: «Кто во что одет», «Кто знает, путь продолжает», «Волшебный цветок»
4. Беседы «Нужно ли человеку готовиться к зиме».
Цель: продолжать знакомить детей как человек готовится к зиме:
• готовит пищу (заготавливает на зиму овощи, фрукты);
• готовит одежду;
• утепляет жилье.
ДЕКАБРЬ
Задачи
1. Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе.
2. Продолжать формировать навык пользования моделями в процессе трудовой деятельности.
3. Воспитывать дружелюбное, заботливое отношение к птицам.
План мероприятий:
1. Занятие: «Наблюдение за воробьем и вороной».
Цель: расширить знание детей о жизни птиц зимой, об их питании, внешнем виде. Закрепить умение распознавать птиц по способам передвижения, повадкам у кормушки. Воспитывать заботливое отношение и интерес к птицам.
2. Опыт «Разная потребность растений во влаге».
Поливка одинаковым количеством воды фикуса и кактуса, примулы и узумбарской фиалки.
3. Занятие: «Почему люди зимой не мерзнут».
Цель: продолжать учить детей учить устанавливать причинно-следственные связи. Показать взаимосвязь приспособления животных к зиме и человека.
4. Труд в природе.
Окапывание снегом деревьев. Подкормка птиц. Самостоятельная поливка растений в уголке природы, посев овса для подкормки птиц.
ЯНВАРЬ
Задачи
1. Формировать представление о том, что жизнь зимой продолжается, закрепить знания о способах приспособления растений и животных к зиме.
2. Развивать наблюдательность и умение делать выводы.
3. Воспитывать сочувствие, сопереживание у детей к «братьям нашим меньшим».
План мероприятий:
1. Наблюдение за птицами.
Цель: учить детей наблюдать за повадками и внешним видом птиц, кто где любит находиться: ворона – на толстых ветках деревьев, воробьи – на ветках кустов, голуби – на карнизах жилищ. Устанавливать связи между поведением птиц и состоянием погоды: в мороз птицы сидят нахохлившись, крупные птицы прячут клюв под крыло.
Познакомить детей с народной приметой – если вороны сидят на верхней ветке и нахохлившись – это к морозу.
2. Чтение детям:
А. Клыков «Белка», «Как лиса зимует».
3. Работа в уголке природы.
Цель: понаблюдать движение листьев растений к свету (бегония клиновидная или герань). Подвести к выводу о потребностях растений в свете.
4. «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»
Цель: довести до сознания детей, что закаливание играет важную роль для здоровья человека.
Беседы: почему мы простужаемся; как уберечь себя от простудных заболеваний.
ФЕВРАЛЬ
Задачи
1. Продолжать развивать умение устанавливать связи между временами года и состоянием растений зимой (жизнь растений замирает).
2. Развивать умственную операцию «обобщения», выделяя существенные признаки различных домашних животных и растений.
3. Воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания проблемных ситуаций и постановки опытов.
План мероприятий:
1. Занятие «Как узнать растение».
Цель: обобщить представление о типичной морфологии растений (дерево, куст, трава). Закреплять умение различать и показывать части растений (корень, стебель, ветка, почка, лист, плод и т. д.). Формировать представления о потребностях растений (тепло, свет, влага, земля).
2. Опыт по проращиванию семян.
Цель: закрепить представления о том, что растения зимой живые; что для роста растений необходима влага. (Проращивание семян гороха в 2-х блюдцах: при наличии влаги и без нее).
3. Поделки из природного материала: «Павлин» (шишки сосновые + перья + пластилин).
4. Занятие «Почему люди зимой мерзнут, а звери нет?»
Цель: продолжать знакомить детей с тем, как звери приспосабливаются к зиме (густая шерсть, накопление жира); сравнить с приспособлением человека к зимнему периоду. Сделать выводы и умозаключения.
МАРТ
Задачи
1. Продолжать развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных (линька, конец спячки, забота о потомстве).
2. Закреплять знания о структуре трудового процесса с использованием моделей.
3. Воспитывать дружеское отношение детей друг к другу в процессе наблюдений, труда в уголке природы.
План мероприятий:
1. Занятие «Лесные жители».
2. Посадка семян огурцов в уголке природы.
Цель: продолжать формировать знания в процессе посадки (структура трудового процесса). Совершенствовать навыки посадки растений. Учить дружескому отношению детей друг к другу в процессе труда.
3. Организовать экологические игры: «Помоги малышам», «Зоологическое лото», «Растения-первоцветы».
4. Занятие «Зачем человеку язык?»
Цель: дать элементарные знания о значении языка в ощущении вкуса пищи, а также о значении слюны.
АПРЕЛЬ
Задачи
1. Продолжать развивать умение устанавливать связи между неживой и живой природой (прилет птиц, строительство гнезд, появление первых бабочек).
2. Развивать умственные операции.
3. Продолжать развивать связную речь детей.
План мероприятий:
1. Занятие «Составление описательных рассказов о комнатных растениях».
Цель: учить последовательному и полному рассказу об объекте. Закреплять умение видеть признаки общего и особенного в растении, отражать их в рассказе.
2. Занятие «Кто весной возвращается домой» (беседа о перелетных птицах).
Цель: обобщить у детей представление о птицах на основе выделения существенных признаков (модель строения тела птицы). Развивать умения соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной.
3. Создание и разработка маршрута экологической тропы на территории ДОУ.
4. Беседы: «Опасный лед», «Почему весной бывают наводнения».
Цель: познакомить детей с правилами поведения у водоемов ранней весной.
МАЙ
Задачи
1. Развивать наблюдательность детей путем выявления новых признаков весны; набухание почек и появление первых листьев на деревьях, появление первой и травки цветущих растений, прилет птиц, строительство гнезд.
2. Воспитывать радостное, эмоциональное, заботливое отношение к пробуждающейся природе.
План мероприятий:
1. Наблюдение появлением одуванчиков.
Цель: сравнить с цветами мать-и-мачехи (у одуванчиков первыми появляются листья, а у мать-и-мачехи – стебель).
На что похож одуванчик? Как он раскрывается и закрывается, с чем это связано (длительное наблюдение с фиксацией).
2. Наблюдение за насекомыми. Выявление майского жука. Закрепить знания о строении насекомых (модель строения). Предложить детям дать кусочек сахара или конфеты муравьям. Понаблюдать за их поведением.
3. Беседа «Что изменилось в жизни человека с приходом весны».
4. Игра «Счастливый случай», «Знай, люби и оберегай природу!» (совместно с родителями)
В заключении – чаепитие с церемонией благодарения природы.