Тринеева Ольга Валентиновна
Перспективный план работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Сентябрь
1 неделя
№1 Беседа о лете (обобщение)
Цель: углубить и обобщить представления о лет, его типичных признаках.
Закрепить представления о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи.
Демонстрационный материал: картины о лете.
2 неделя
№2 Как узнать насекомое среди других животных.
Публикация «Перспективный план работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: сформировать у детей элементарное понятие о том,что насекомые-это маленькие животные,имеющие три части тела (голова, грудь, брюшко, 6 ног, у многих есть крылья.
Насекомые живут везде: в воздухе, на земле и в земле (дождевой червь) и в воде. Расширить представление о способах передвижения этих животных (ползают, прыгают, плавают, летают; питаются разными частями растений и их соками.
Продолжать учить детей моделировать существенные признаки объектов. Продолжать учить слушать и слышать ответ сверстников, доказательно его анализировать.
Литература
«Мир природы»
"Большая энциклопедия " Жуки».
№3 "Какие бывают насекомые".
Цель: систематизировать представления детей о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям: особенности внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы); местам обитания (наземные, водные, способу передвижения (летающие, прыгающие, ползающие).
Закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида и способа передвижения, средой обитания.
Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
Литература: энциклопедия, дидактическая игра "Насекомые".
3 неделя №4
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (подвести к пониманию того, что воздух во всем); воздух легкий. Воспитывать любознательность, познавательный интерес к природе.
Оборудование для опытов: комочки почвы, камень, поролон, стаканчики с водой, шарики, мыльные пузыри.
Опыт 1.
Приготовить 3 стакана с водой, опустить в каждый отдельно: почву, поролон, камень - рассмотреть пузырьки - воздух выталкивается водой - пузырьки.
Опыт 2.
Воздух легкий.
1) надуть воздушный шарик
мыльные пузыри
Поиграть с ними - они легко летают - воздух легкий
2) игрушки, надутые воздухом не тонут - воздух легче воды
4 неделя «Вода вокруг нас»
Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде она находится в окружающей среде.
Оборудование: - картины природы, глобус.
Опыты:
1. вода бывает теплой, горячей, холодной
2. вода прозрачная
3. вода не имеет вкуса, запаса
4. может течь
5. вода растворяет вещества, но не все.
Литература
Н. А. Рыжкова "Наш дом-природа".
№5"Знакомство со свойствами воздуха"
"Как увидеть воздух".
Цель: «Как увидеть воздух".
Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека.
Развивать познавательный устойчивый интерес.
Оборудование: банка с водой и стакан, стаканчики с водой и соломинки для каждого
ребенка.
Иллюстрации: рисунок дома - природы и обычного дома.
"Наш дом - природа". "Воздух-невидимка" Н. А. Рыжова
ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ и ЧЕЛОВЕК
1. Сказка о ветрах". По мотивам сказок Б. Зубкова "Все равно тебя поймаю",
2. Дидактические игры "Какой бывает ветер". "Сохраним чистый воздух в городе".
Цель: развивать образное мышление, воспитывать бережное отношение к
окружающей среде.
Литература: "Мир вокруг нас"
Продолжать знакомить со свойствами воздуха.
Опыт 1.
Воздух бывает теплый-легкий, холодный-тяжелый.
Зажечь 2 свечи, приоткрыть дверь на улицу. Держать одну руку внизу, другую вверху,
образовавшейся щели. Определить направление пламени свечи. Пламя нижней свечи – внутрь комнаты - холод. Воздух идет по низу.
Пламя верхней свечи - наружу - теплый легкий воздух идет поверху.
Движение воздуха: теплый - легкий, холодный - тяжелый.
Опыт 2.
Пустить парусники по воде. Дети дуют на паруса - кораблики плывут (поток воздуха движет кораблики).
"Кто живет в реке".
Цель: познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособление к жизни в воде, разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
Демонстрационный материал: изображение рыб и морских животных, аквариум с рыбкой и лягушкой.
Октябрь
1 неделя "Эта волшебница вода".
Цель: познакомить с различными природными явлениями (дождь, роса, молния и т. д., показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
Опыт: подвести детей к пониманию трех состояний воды: пар, лед, вода.
Оборудование: емкости для воды, спиртовка, зеркальце или стеклышко по количеству детей.
Выявление свойств воды:
1. Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачна (стакан с водой, стакан с молоком-в каком виден камень)
2. Не имеет запаха
3. Не имеет форму - жидкая, может течь, принимая любую форму сосуда
4. Вода испаряется (налить в миску подкрашеной воды, через несколько недель вода испарится).
5. Вода растворитель. Предложить детям размешать в воде песок, сахар-песок. Что растворилось? (соль, марганец).
2 неделя"Кто живет в реке?"
3 неделя"Круговорот воды в природе".
Программное содержание: расширять знания детей о значении воды в жизни человека:
- круговорот воды в природе;
- источники питьевой воды;
- жизнь и болезни водоёмов.
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Активизация и обогащение словаря существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Оборудование: схема круговорота воды в природе.
Иллюстрации на тему "Вода", Глобус.
Опыт - испарение воды, О. А. Скорлупова "Вода" "Вода" -дошкольное воспитание №4, 2005 г.
4 неделя
Обитатели водоемов. "Лягушка".
Цель: показать все стадии развития лягушек, изменить традиционно неприязненное отношение к ним, объяснить насколько полезны и нужны природе эти безобидные существа, учить бережному отношению к ним и др. живым организмам, показать значение лягушки в пищевых цепочках.
Оборудование:
Демонстрационный материал: изображение стадии развития лягушки, игрушка-лягушка.
Дошкольное воспитание №7, 2005 г.
Ребенок в детском саду №4, 2005 г.
"Модульный принцип педпроцесса А. И. Иванова
Ноябрь
1 неделя "Я и река"
Программное содержание: привить навыки экологически правильного поведения во время пребывания на водоемах, развивать эстетический вкус при рассматривании иллюстраций различных водоемов, понимать необходимость бережного к ним отношения,
последствий экологически неправильного поведения.
"Юный эколог" Николаева
2 неделя "Знакомство с профессией моряков"
Программное содержание: обобщить представления и знания о службе моряков гражданского флота (капитан, рулевой, боцман).
Материал: глобус, иллюстрации с изображением теплохода, морских профессий, краски, альбомные листы, ракушки, бескозырка, компас.
Дошкольное воспитание №10, 2005
КВН "Осень".
Литература: В. В. Коноваленко "Развитие связной речи"
Задачи: уточнить и систематизировать знания о характерных признаках осени (день короче, солнце греет мало, птицы улетели, насекомые спрятались, листья с деревьев опали, цветы в цветнике засохли, некоторые животные впадают в спячку, осенью убирают урожай).Воспитывать умение слушать друг друга, развивать мышление, устойчивый познавательный интерес.
Литература: Лексические темы по развитию речи Л. Н Арефьевой, "Игровые экологические занятия" Л. П. Молодова,
3 неделя "Знакомство с профессией моряков".
Программное содержание: рассказать о профессии радиста на корабле, познакомить с азбукой Морзе, флажковой азбукой. Дать представление о сигнале "SOS".
Материал: демонстрационный материал с изображением сигнальных поз.
Дошкольное воспитание №10, 2005 г.
"Викторина "Что я знаю о воде?"
4 неделя "Откуда в городе вода?".
Программное содержание: познакомить детей со схемой поступления воды в город. Дать понятие о фильтрации воды (очистка). Какими способами можно очистить воду в домашних условиях. Активизировать познавательные интересы, мышление, речь детей. Подвести к умению самостоятельно делать вывод после проведения опытов.
"Источники загрязнения воды - экологическая задача".
1. Опытная работа :
а) изготовление фильтров
б) очистка воды через фильтры
Оборудование: таз с водой.
Моделирование ситуации: нефть вылитая из танкера - бедствие для животных, птиц, рыб - очистка воды. Вывод.
Литература: Обруч №4, 2005 г. ; Скоролупова "Ваза".
Декабрь
1 неделя "Зима".
Программное содержание:
1. Конкретизировать и углублять представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности образа жизни диких, домашних животных. Составление описательных рассказов.
2. Познакомить с народными приметами о зиме.
Развивать связную речь, умение говорить последовательно, логично, с использованием эпитетов.
3. Экспериментирование: снег - талая вода - рассмотреть в лупу (грязная).
Вывод: есть нельзя (самостоятельно делать вывод).
Литература: "Мир природы и ребенок"
4. Сформировать элементарное понимание зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ (мало света, тепла, воды, земля замерзла - изменили свой образ жизни и свое поведение животные).
2 неделя "Кто как зимует".
Программное содержание: конкретизировать знания детей об образе жизни диких животных и птиц зимой. Учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведения животных и условиями зимнего сезона.
Описывать животных, используя алгоритм.
Подвести детей к тому, что люди могут помочь животным и птицам выжить зимой (подкормить, кормушки для птиц).
Развивать связную речь, логическое мышление.
Литература:
"Обучение дошкольников рассказыванию по картине". Н. В. Кищева; "Окружающий мир"
3 неделя
1. Программное содержание: конкретизировать представление детей о животных (лиса, заяц, волк, их образе жизни.
Учить различать следы зверей, птиц. Развивать наблюдательность.
Учить детей устанавливать связи между приспособлением животных, особенностями среды и места обитания, способы удовлетворения потребностей и повадками.
2. Викторина "Кто в лесу живет".
Программное содержание: уточнить представления детей о диких животных, проживающих в лесу. Развивать мышление, развивать и активизировать речь, познавательные способности.
Литература: "Большая книга животных", Обруч №3, 2001г., "Мир природы и ребенка".
"Игровые экологические занятия с детьми"Молодова Л. П.
4 неделя "Птичья столовая"
Программное содержание: закрепить понятие зимующие птицы (перечислить). Приучать детей заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что они могут спасти птиц от гибели. Дать представление о том, чем кормят птиц зимой. Изготовить вместе с детьми кормушку.
Литература: "Игровые экологические занятия с детьми" Л. П. Молодова, Чтение рассказа В. Бианки "Лесная газета". "Декабрь".
"Методика экологического воспитания в детском саду", старший возраст (стихи о синице, снегире).
Январь
1 неделя
"Как деревья (растения) приспосабливаются зимовать".
Программное содержание: закрепить представления об основных потребностях растений в тепле, свете, влаге, питании, о состоянии условий среды зимой (света недостаточно, холодно, вода и земля замерзли).
Конкретизировать и углубить представление о способах приспособления растений к изменившимся условиям существования (растения не растут, не цветут, сбросили листья, запасли питательные свойства в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя, они живые, о том, как о них можно заботиться зимой (не ломать, укрыть снегом).
Литература: "Мир природы и ребенок"
2 неделя
"Гололед"
Программное содержание: сформировать у детей элементарное представление о гололеде, как явлении природы (большие участки земли, дороги, тротуары, покрытые льдом, становятся опасными для передвижения). Лед гладкий, прозрачный, скользкий-незаметным на асфальте. Дать знания о том, что гололед появляется, ,если после оттепели начинаются заморозки. Учить устанавливать связь между температурой воздуха и агрегативным состоянием воды.
Уточнить представление о труде людей по борьбе с гололедом. Воспитывать умение правильно вести себя во время гололеда, стремление помочь людям попавшим в беду, уважение к труду дворника.
Сделать вместе с детьми цветной лед для украшения участка.
3 неделя
Опытная работа : со снегом, льдом.
1) Измерить температуру снега
Оборудование: пол-литровая банка, термометр для воздуха.
Термометр опустить в рыхлый снег в банке, наблюдать как температура поднимается до 0 и выше. Дети делают вывод. Чем вода водопроводная отличается от талой.
Рассмотреть в увеличительное стекло.
2) Сравнить t под снегом и над снегом. Где теплее? Почему под деревья сгребают снег?
3) Заморозить воду в банке, проверить прозрачность (что прозрачнее вода или лед). Что занимает больше места вода или лед. Лед легче воды (опыт).
Литература: "Секреты природы это так интересно" Л. В. Коваленко,
4 неделя
"Зимовка диких и домашних животных".
Цель: уточнить и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных зимой.
О домашних животных заботятся люди. Они готовят на зиму корм, утепляют жилище коров, лошадей, кормят их лечат, выхаживают детенышей.
Дикие животные удовлетворяют свои потребности сами: добывают пищу, устраивают жилище, спасаются от врагов.
Учить детей устанавливать связи между приспособлением животных, особенностями среды и места обитания, способами удовлетворения потребностей и повадками.
Воспитывать интерес к жизни животных.
Литература: "Мир природы и ребенок"; Т. А. Шарыгина "Домашние животные. Какие они?"
Февраль
1 неделя Тема: "Зима" (месяц февраль).
Программное содержание: расширять и конкретизировать представления детей о последнем месяце зимы: состояние погоды, изменение в природе, в животном мире (самый голодный месяц для животных и птиц). Учить устанавливать связь поведения животных к природным явлениям. Неживая природа - оттепель, сосульки, снег чернеет, увеличивается световой день.
Литература: "Ребенок в детском саду" №6, 2001 г; "Лесная газета" В. Бианки; "Месяц - потерпи до весны"; Т. А. Шарыгина "Какие месяцы в году?",
2 неделя "Домашние животные"
Цель: обобщить конкретные представления о домашних животных и сформировать понятие "домашние животные".
Учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится.
Формировать умение насыщать обобщенные существенные признаки конкретным содержанием. Отражать ход размышлений в речи. Воспитывать умение дополнять ответы сверстников.
Литература: "Домашние животные. Какие они?" Т. А. Шарыгина, "Природа и мы" (практические занятия упражнения)
"Золотая рыбка"
Программное содержание: закрепить знания детей о содержании рыб в аквариуме; особенности строения тела рыб; вызвать у детей желание ухаживать за аквариумными рыбками.
Литература: "Игровые занятия с детьми" ЛП. Молодова
3 неделя
"Наши питомцы"
Цель: дать представления о том, какие животные содержатся в экологическом центре, обобщить знания детей об особенности содержания в уголке хомячков, морских свинок, черепах.
Привлечь детей к уходу за ними. Активизировать речь детей.
"Хомячок золотистый".
Программное содержание: учить детей доброте, сочувствию животным, живущим в клетке, заботливому отношению к ним. Отмечать характерные особенности в поведении хомячков.
Литература: "Игровые занятия с детьми" Л. П. Молодова,
4 неделя Беседы о зиме. (обобщающая)
Программное содержание: конкретизировать и углублять представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности образа жизни домашних и диких животных. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона. Развивать связную речь, умение говорить последовательно, логично, с использованием эпитетов, сравнений. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте зимнего пейзажа.
Литература: "Мир природы и ребенка"
В виде викторины в старшей и подготовительной группах.
Т. А. Шарыгина "Какие месяцы в году?";
Лексические темы по развитию речи, Л. Н. Арефьева, "Дидактические игры и упражнения.
Март
1 неделя «Беседа о весне».
Программное содержание: конкретизировать и углублять представления о весне (признаки весны). Поговорки, приметы народные о весне. Научить понимать связи между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда.
Уметь составлять рассказ по картине.
Литература: "Мир природы и ребенок»; чтение детям В. Бианки "Леснаяя газета" : месяц пробуждения (март).
Чтение стихотворения - весеннее (старшая, подготовительная группы
"Какие месяцы в году? Т. А. Шарыгина, "Март", Л. Н. Арефьева "Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет". (Весна). Материал для запоминания.
2 неделя «Посадка семян гороха».
Цель: уточнить представление о том, что растение вырастает из семян. Научить узнавать семена гороха, отличать от фасоли. Закрепить знания об условиях необходимых для роста гороха (земля, вода, свет, тепло).
Опытная работа. Где прорастут семена? ( 2 блюдечка: в одном влажная марля, семена - проросли семена; другое блюдце- сухая марля - семена не прорастают.
Посадка семян гороха ( обогащение словаря: семена, горох, фасоль, растение).
Литература: "Мир природы и ребенок»Чтение сказки "Маленький росточек"
Строение семени.
Литература: "Экологическое наблюдение в детском саду" Иванова.
3 неделя
1) "Наши зеленые друзья" (беседа о комнатных растениях).
Цель: уточнить и конкретизировать представления детей о жизни растений весной (быстрее, растут, появляются новые побеги, листья, цветы). Учить устанавливать причинные связи, анализируя особенности условий весной (тепло, много света, влаги, оттаяла почва).
Развивать умение соотносить потребности растений и условий среды, делать выводы об изменении способов ухода за комнатными растениями (увеличение полива, пересадка). Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями.
2) Опыт по выявлению основ потребностей комнатных растений
"Мир природы и ребенок"
3) Пересадка комнатных растений.
4 неделя
"Растение - живое существо".
Цель: обобщить представление о растениях, сформировать элементарное понятие "растение" (живое существо, у которого есть корни, чтобы дышать, питать; стебель, чтобы доставать питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать. Растения живут на земле, в воде, они не передвигаются в поисках пищи. Растения бывают разные: деревья, кустарники, травы.
Учить детей моделированию признаков понятия "растение". (подготовительная группа).
Роль тепла в жизни растений.
Опытная работа.
Литература: А. И. Иванова "Экологические наблюдения и экология в детском саду"
1. Влияние тепла на прорастание семян.
2. Влияние тепла на ветки деревьев.
Литература: "Мир природы и ребенок"