Татьяна Николаевна Вострикова
Перспективный план работы по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Михайловский детский сад “Солнышко”
Перспективный план работы по самообразованию
2020-2021учебный год
Младшая группа
«Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Составила: воспитатель Вострикова Т. Н.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Публикация «Перспективный план работы по самообразованию» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
В. А. Сухомлинский
Тема самообразования :
«Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Цель самообразования по теме :
Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи самообразования по теме :
• Развивать эмоциональной отзывчивости детей через дидактические игры, активно воздействовать на всестороннее развитие детей.
• Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соот-ветствии с психологическими особенностями детей возрастной группы.
• Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации, обогащать новыми представлениями и понятиями; закре-плять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение срав-нивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
• Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
• Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
Этапы разработки :
I этап – аналитический
Цель: Провести анализ ситуации по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики». Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.
II этап - диагностический
Цель: изучить уровень развития по элементарным математическим пред-ставлением детей, наметить пути коррекционной поддержки.
III этап - организационный
Цель: разработать план коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий с детьми.
IV этап - коррекционный
Цель: внедрить в образовательный процесс дидактические игры.
V этап - итоговый, диагностический
Цель: обобщить опыт и результат работы по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики.
Литература по теме самообразования :
1. Л. Ф. Тихоморова, А. В. Басов. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996
2. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство-Пресс, 2009
3. З. А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М. : Просвещение, 1987
4. А. А. Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим со-держанием – М. : Просвещение, 1987
5. С. Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с. 60-66
6. Л. Н. Литвинов. История дошкольной педагогики – М. : Просвещение, 1989.
7. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, Т. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1983
8. А. В. Белошистая. Занятия по развитию математических способностей де-тей 4- 5 лет – М. : ГИЦ, 2005
9. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. Логика и математика для дошкольников – 4СПб. : ТОО "Акцент", 1997
10. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М. : Просвеще-ние, 1991.
11. Л. А. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М. : Просвеще-ние, 1988 5
12. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Ко-маровой, М. А. Васильевой
13. Л. С. Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М. : Просвещение, 1984
14. Ф. Н. Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М. : Просвещение, 1948.
15. Е. Н. Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.
16. М. А. Беженова. Веселая математика – Донецк: Сталкер, 2000.
Интернет-ресурсы:
Материалы из социальных сетей педагогов дошкольного образования.
- Международный русскоязычный социальный образовательный Интернет-проект «Социальная сеть работников дошкольного образования» https://smonews.ru/social-network-preschool-education
- Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад» https://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia.htm
- Сайт для педагогов дошкольного образования «Воспитатель» https://vospitatel.com.ua/
- Сеть творческих учителей (Дошкольное воспитание и образование) https://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2211&tmpl=com
Практический выход:
1. Подготовка и проведение игрового занятия по математике «Зайчишка»
Открытое занятие для педагогов МБДОУ дет-ского сада 2020 год
2. Доклад по теме: «Формирова-ние математических способно-стей у дошкольников. Способы и формы работы» Выступление на педаго-гическом совете МБДОУ детского. 2020 год
3. Подготовка доклада по теме: «Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенка» Выступление на роди-тельском собрании группы
2020год
ноябрь
4. Пополнение картотеки по ФЭМП:
- презентаций
- картотеки игр
Картотека презентаций по ФЭМП и картотека игр по ФЭМП 2020- 2021г. г
постоянно
5. Оформление папок-передвижек:
-«Математика вокруг нас»;
-«По дороге к математике»
-«Математика в жизни ребенка»
-«Математические игры» (фотообзор) Папки-передвижки 2020 –
2021г. г
Сентябрь, октябрь,
апрель
6. Оформление сборника кон-сультаций для родителей по темам:
- Математика – это интересно;
- Математика дома;
- Развитие представлений о цвете, форме, величине по-средством развивающих игр.
- Развитие математических способностей у дошкольников.
- Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста.
- Дидактическая игра в жизни ребенка.
- Яркие и интересные игры.
7. Отчет о проделанной работе по теме самообразования. февраль -май
Обобщение опыта работы по теме : «Дидактические игры в обучении детей основам мате-матики».
Выступление на педагогическом совете МБДОУ детского сада. Апрель-май
8. Подготовка доклада по теме: «Математическое образование в семье» Выступление на родительском собрании группы май 2021год
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Направления работы Год Содержание
Изучение, анализ ли-тера- туры по теме самообразования. 2020-2021г. Изучить литературу по данной теме:
1. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаро-вой, М. А. Васильевой
2. М. А. Беженова. Веселая математика – Донецк: Сталкер, 2000.
3. Б. Н. Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учи-тель", 2007.
4. Ф. Н. Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М. : Просвещение, 1948.
5. Л. С. Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М. : Просвещение, 1984
6. А Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. Ло-гика и математика для дошкольников –СПб. : ТОО "Акцент", 1997
7. Л. А. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М. : Просвещение, 1988
8. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М. : Просвещение, 1991.
9. Интернет ресурсы
Формирование
Портфолио педагога. 2020-2021г
Обобщение собственной практической деятельности, участие на педагогиче-ских семинарах, конкурсах, практику-мах.
Разработать комплекс занятий и игр по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики» 2020-2021г - Проведение открытого игрового занятия по математике «Зайчишка»
(для педагогов);
- Оформление сборника консультаций для родителей по темам:
- Математика – это интересно;
- Математика дома;
-Развитие представлений о цвете, фор-ме, величине
посредством развиваю-щих игр.
-Развитие математических способно-стей у дошкольников.
-Роль дидактических игр в процессе фэмп у детей дошкольного возраста.
-Дидактическая игра в жизни ребенка.
-Яркие и интересные игры.
Пополнение предмет-но-развивающей сре-ды в группе. 2020-2021г Постоянно
Работа над созданием методических папок. 2020-2021г Подбор материала по темам.
Подбор комплекса диагностических ме-тодик 2020-2021г по темам:
ориентировка в пространстве,
логическое мышление,
цифры и числа,
геометрические фигуры
Изучение, анализ ли-тера- туры по теме самообразования. 2020-2021г Изучить литературу по данной теме:
1. Л. Ф. Тихоморова, А. В. Басов. Разви-тие логического мышления детей – Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996
2. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. Мате-матика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитате-лей детских садов – СПб: Детство- Пресс, 2009
3. З. А. Михайлова. Игровые занима-тельные задачи для дошкольников – М. : Просвещение, 1987
4. А. А. Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М. : Просвещение, 1987
5. С. Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с. 60-66.
6. Л. Н. Литвинов. История дошкольной педагогики – М. : Просвещение, 1989.
7. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, Т. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1983
8. А. В. Белошистая. Занятия по разви-тию математических способностей де-тей 4-5 лет – М. : ГИЦ, 2005
9. Интернет ресурсы
Обобщение опыта ра-боты 2021год
Выступление на педагогическом совете ДОО по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»; 2020 – 2021г
- Выступление на педагогическом совете ДОО по теме: «Формирование ма-тематических способностей у дошкольников.
Способы и формы работы»
Оформить в группе «Математический уголок» 2020 – 2021г
Математический уголок.
Пополнение картотеки по ФЭМП. 2020-2021г
Картотека презентаций по ФЭМП;
Картотека игр по ФЭМП
Внедрение в свою практику новых тех-нологий таких как: метод проектов, ком-пьютерные техноло-гии, мультимедиа технологии. 2020– 2021г
Разработка и проведения занятий с использование ИКТ.
Участие в методиче-ских объединениях, в жизни детского сада. 2020 – 2021
Проведение открытых НОД, мероприятий для воспитателей детского сада.
Оформление выставок по математическим играм и упражнениям для дошкольника 2020 год 2021 год
- Оформление папки-передвижки по теме: «Занимательная математика дома в повседневной жизни»;
- Оформление папки-передвижки по теме: «Математическая игротека».
Работа с родителями
Мероприятия Год
1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. 2020- 2021 г. г.
2. Подготовка и проведение кон-сультации для родителей по те-мам:
- Математика – это интересно;
- Математика дома;
- Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством разви-вающих игр.
- Развитие математических способ-ностей у дошкольников.
- Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста.
- Дидактическая игра в жизни ре-бенка. 2020-2021 г. г.
3. Совместное оформление папки передвижки:
-«Математика вокруг нас»
-«По дороге к математике»
-«Математика в жизни ребенка»
-«Математические игры» (фотообзор) 2020-2021 г. г.
4. Проведение родительских собраний по темам:
1. «Что такое математика в младшей группе?»
2. «Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенка»
3. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников, посредством дидак-тических игр.
4. «Математическое образование в семье»