Лучший педагог года

Перспективный план работы по развитию моторики, речевого дыхания и голоса у детей старшей логопедической группы

Людмила Веренич
Перспективный план работы по развитию моторики, речевого дыхания и голоса у детей старшей логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Лес. Грибы. Ягоды»

1. Развитие мелкой моторики :

-артикуляционная гимнастика

Нам радостно в осеннем лесу. Улыбнёмся друг другу и лесу.

Как красивы деревья в осеннем наряде. Широко открыть рот, показать восхищение, как бы говоря: «А-а-а-ах». Открывать и закрывать рот.

Дети в чащобе. Показать, как дети (язычок) пролезают между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

Публикация «Перспективный план работы по развитию моторики, речевого дыхания и голоса у детей старшей логопедической группы» размещена в разделах

Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы на языке – это тропинки в лесу.

На сосне сидит синица, подсосной сидит лисица. Рот широко открыт, тянемся язычком вверх затем вниз – «Качели».

Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

Очень вкусная брусника. Рот открыт, губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.

Рот открыт, губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.

Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

- пальчиковая гимнастика

Старшая группа

1-2-3-4-5, - пальчики обеих рук «здороваются» начиная с больших

В лес идем мы погулять - все пальцы обеих рук «шагают» по столу

За черникой, за малиной, - загибают пальчики, начиная с большого.

За брусникой, за калиной,

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

- Веселая зарядка для пальчиков

Мы в лесок пойдем, - поочередное соединение подушечек пальцев обеих рук (мизинец с

Мы грибок найдем. мизинцем, безымянный с безымянным и т. д.) на каждый ударный слог. Ладони не касаются друг друга.

В шапочке нарядной,

Светло-шоколадной.

Мы шли-шли-шли, - на каждый ударный слог «шагаем» указательным

Землянику нашли. и средним пальцами по столу.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем искать опять.

Мы шли-шли-шли,

Черничку нашли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем искать опять.

Старый тополь у крылечка, -на каждый ударный слог поочередно соединять все пальцы с большим, начиная с указательного.

Дыма светлое колечко.

Светит золотом простор.

Что ни взор — монетный двор.

2. Развитие речевого дыхания.

Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счёт 1,2,3 выдох ртом.

Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у» (тихо). Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильный ветер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко).

Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо).

Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и».

3. Упражнения для мышц шеи:

Повернись и приглядись: что мы увидели в осеннем лесу – И. п. сидеть на стуле, спина и шея прямые. При повороте головы в сторону – вдох носом, при возвращении в и. п. – выдох ртом.

4. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц:

Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли: широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

Брусничка: посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

5. Мимические упражнения:

Изобразить раннюю осень. У ранней осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая.

Изобразить позднюю осень. Поздняя осень грустная, печальная, зимой гонимая.

Изобразить плакучую осень. Она дождливая, тоскливая, сырая, промозглая.

Наше настроение: -в яркий солнечный день

-в дождливый, хмурый осенний день

-увидели гриб-сморчок - сморщить лицо

- вытянуть лицо и раскрыть рот

- поднимать и опускать брови - при поднимании бровей, глаза широко раскрыты; при опускании – почти закрыты.

Любуемся красивым нарядом осени: - о-о-о, о-о-о, -ооо!

Увидели большой гриб, удивились: -ооо!

Нашли червивый гриб, огорчились: Ах-ах-ах!

7. Координация речи с движением.

Старшая группа

Мы шли-шли-шли, - маршируют по кругу, держат руки на поясе

Много клюквы нашли. – наклоняются, правой рукой касаются носка левой ноги, не сгибая колен

1,2,3,4,5, - опять маршируют по кругу

Мы опять идем искать. - наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая колен.

(В. Волина)

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем – идут по кругу, взявшись за руки

Сладких ягод наберем, наберем – меняют направления движения

Солнышко высоко, а в саду тропинка – тянутся вверх, подняв руки, а потом приседают

Сладкая ты моя, ягодка малинка – вновь идут по кругу.

(Русская народная песенка.)

8. Дидактические игры

Повтори, что ты услышал. Дети должны воспроизвести все звуки, а затем ответить полным предложением, что они услышали.

Съедобные – несъедобные. Дети выбирают только те картинки, на которых изображены съедобные грибы.

По грибы. Дети пантомимой изображают грибников с корзинками, ищут грибы. Если педагог называет съедобный гриб – дети выражают удивление, радость и срезают гриб, разглядывают и кладут в корзинку. Если же педагог называет несъедобный гриб, то дети которые ошиблись и сорвали его, выбывают из игры.

Солнце и дождик. Педагог говорит: «Светит солнышко, хорошая погода» - дети смирно сидят. Когда пойдёт грибной дождик, все грибочки начинают расти вверх очень медленно, сохраняя равновесие.

Будь внимательным. Всем детям дается название грибка (ягоды). Водящий кидает мяч вверх и называет любой гриб или ягоду. Ребёнок, чей гриб (ягода) был назван старается поймать мяч. Если мяч пойман ребёнок называет другой гриб (ягоду). Если нет, то ловящий мяч пытается попасть мячом в любого игрока: попал – водящим становится тот, кого коснулся мяч, не попал – сам водящий.

Я знаю ягоды. Педагог стоит в кругу и предлагает назвать ягоды. Дети хором произносят слова: «Мы знаем три ягоды». Педагог бросает мяч ребёнку, а тот поймав, называет ягоду. Когда названы три ягоды, дети произносят те же слова: «Мы знаем…», но только уже называют 4,5,6 и более видов ягод.

Добавь слово. Педагог начинает предложение, а дети заканчивают его одним словом – названием гриба или ягоды. Например: «Я гуляла в лесу и нашла (груздь).

Кто больше запомнит. Разложить картинки, начиная с трёх, предложить посмотреть и запомнить, затем перевернуть и назвать грибы (ягоды, плоды деревьев, переворачивая картинки.

Продолжи предложение. Расширение и активизация словаря. Формирование и развитие грамматического строя речи. Подбор однородных членов предложения:

-Мы нашли в лесу боровики,.

-Несъедобные грибы — это.

Грибы можно варить,.

В лесу мы собирали малину,.

Ягоды могут быть красного,. цветов.

Что не так? Расширение и активизация словаря. Развитие связной речи, мышления. Нахождение смысловой ошибки в предложениях:

-Белка варит на зиму грибы.

-Вкусный суп получился у нас из маслят и мухоморов.

-Самое грибное время года — весна.

-Клюква растет в огороде.

-Земляника растет на дереве.

-Урожай клубники мы собираем в январе.

-Под дубом дети собирали шишки.

-Деревья закачались и подул ветер.

-Осенью на деревьях появляются почки.

Назови ласково. Формирование и развитие грамматического строя речи. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: Гриб — грибок. Поляна —. Корзина —. Лес —. Моховик —. Поганка —. Опушка —.

Ягода — ягодка, малина —. брусника —. клюква —. варенье —.

Дождь — дождик. Зонт —. Трава —. Туча —. Лист —.

Хитрые вопросы. Развитие связной речи, мышления, внимания. Формирование развернутого и обоснованного ответа.

-Чего в лесу больше — грибов или несъедобных грибов?

-На опушке три горькушки. Чего больше — опушек или горькушек?

-Растут на полянке две поганки. Чего больше — шляпок или ножек?

-Во что превратится дерево без веток; лес без деревьев?

-Чего в лесу больше: деревьев или сосен?

Сосчитай до пяти. Формирование и развитие грамматического строя речи. Согласование числительного, прилагательного и существительного:

Один ядовитый гриб — два ядовитых гриба,. Одна корзина грибов —. Одно красивое лукошко—. Один усталый грибник —.

Одна спелая клубничка — две спелых клубнички,. Один куст шиповника —. Один килограмм джема —.

Один могучий дуб — два могучих дуба,. Одна плакучая ива —. Одна стройная береза —. Один молодой клен —.

Что лишнее? Расширение и активизация словаря. Развитие мышления. Классификация по заданным признакам:

- Мох, пень, дерево, река.

-Солить, варить, подметать, мариновать.

-Корзинка, лукошко, короб, поляна.

-Подберезовик, масленок, гриб, сыроежка.

-Желе, джем, варенье, маринад.

-Брусника, клубника, черника, клюква.

-Сажать, консервировать, варить, мариновать.

-Березовый, рябиновый, клновый, морковный.

-Жаркая, пасмурная, дождливая, ненастная.

-Осина, ольха, шиповник, тополь.

Измени по образцу. Формирование и развитие грамматического строя речи. Употребление единственного и множественного числа существительного: Гриб — грибы. Шляпка —. Боровик —. Сыроежка —. Волнушки — волнушка. Опята —. Мухоморы —. Пни —.

Подбери признак /действие. Формирование и развитие грамматического строя речи. Употребление качественных прилагательных, глаголов : Гриб (какой) — крепкий, червивый,.

Гриб (что с ним можно сделать) — найти, вытереть,.

Умная задачка. Развитие мышления, внимания. Логические задачи на различие, сравнение, отрицание, совмещение:

-Боря и Вова собирали грибы: один сыроежки, другой белые. Какие грибы собирал Боря, если Вова собирал не сыроежки? (Сыроежки)

Какое слово самое короткое? Развитие восприятия. Сравнение слоговой структуры слов :

-Гриб, волнушка, опенок, лукошко.

-Корзинка, груздь, сыроежка, лисички.

-Болото, опушка, мох, поляна.

-Береза, сосна, дуб, рябина.

-Каштан, ель, ясень, осина.

Какое слово отличается от других? Развитие восприятия, внимания. Сравнение слов по звучанию:

-Пень, пень, пень, день. Опята, опята, опять, опята. Лисичка, лисичка, сестричка, лисичка.

-Клюква, клюква, брюква, клюква. Черника, черника, голубика, черника. Варенье, соленье, варенье, варенье.

-Дуб, дуб, зуб, дуб. Рябиновый, рябиновый, малиновый. Ветка, пипетка, ветка, ветка.

Исправь ошибку. Формирование и развитие грамматического строя речи. Нахождение ошибки в согласовании частей речи в предложении.

На пне росли дружные опенок Я первый нашел крепкая подосиновик. Грибники набрал полные корзины лисичек.

Подбери парное слово. Развитие связной речи, мышления. Использование простых словесных аналогий:

-Береза — подберезовик, осина —. (подосиновик).

-Пень — опята, мох —. (моховики).

-Капуста — квасить, грибы —. (солить / мариновать / сушить).

-Ель — шишка, дуб —. (желудь).

-Липа — листья, сосна —. (иголки).

Скажи наоборот. Расширение и активизация словаря. Развитие мышления. Подбор антонимов:

Много грибов —. Маленькое лукошко —. Чистый гриб —. Съедобный гриб —.

Высокая ель —. Старый дуб —. Тонкая сосна —. Прямой ствол —.

Измени по образцу. Формирование и развитие грамматического строя речи. Употребление единственного и множественного числа существительного:

Сыроежка—много сыроежек Масленок —. Гриб —. Пень —. Мухомор —. Корзина —. Земляника — много земляники. Клубника —. Желе —. Клюква—.

Запомни цепочку слов. Расширение и активизация словаря. Развитие мышления, внимания, памяти. Работа с материалом, где заранее заложены сюжетная связь и последовательность между словами:

Прочитайте ребенку цепочку слов. Обратите его внимание, что слова связаны друг с другом по смыслу, из них можно составить рассказ. Попросите вспомнить последовательность слов. Если необходимо — объясните связь между словами.

- Осень, автомобиль, лес, грибы, корзина, сушить, зима, суп.

Что общего и чем отличаются друг от друга? Развитие связной речи, мышления, внимания. Нахождение и объяснение сходств и различий предметов с опорой на представления:

-Подберезовик и подосиновик.

-Белый гриб и подберезовик.

- Ель и сосна.

-Ель и береза.

-Рябина и красная смородина.

Собери предложение. Формирование и развитие грамматического строя речи. Согласование частей речи и употребление слов в предложении:

-Дети, лес, в, пошли, грибами, за.

-Собирали, в, грибы, мы, корзину.

-Мама, на, грибов, насушила, зиму.

-Собираемся, лес, мы, в, ягодами, за.

-Бабушка, вкусное, из, сварила, варенье, клубники

-Озера, около, дуб, старинный, растет.

-Прячутся, кроне, в, птицы, клена.

-Сидит, дятел, стволе, березы, на.

-Осенью, деревьях, желтеют, на, листья.

- Дубом, много, под, желудей, было.

- Земле, на, опавших, листьев, много.

Исправь ошибку. Формирование и развитие грамматического строя речи. Нахождение ошибки в согласовании частей речи в предложении.

Съедобная гриб. Темная лес. Белый грузди. Бледное поганка.

Отгадай загадки. Расширение и активизация словаря. Развитие мышления, внимания. Отгадывание по существенным признакам, описанным в стихотворной форме:

Он в осиннике родился,

Как в траве ни притаился,

Все равно его найдем:

Шляпка красная на нем. (Подосиновик)

Осени верная примета:

Под березой в холодке

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке. (Подберезовик)

Он выглянул несмело

Из кочки моховой,

Цепочку клюквы спелой,

Поднял он головой. (Моховик)

После дождика подружки

Поселились на опушке.

Шляпы разноцветные —

Самые заметные. (Сыроежки)

Две сестры летом зелены,

К осени одна покраснеет,

А другая почернеет. (Красная и черная смородина)

Я — капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

Низок да колюч,

Сладок, не пахуч,

Ягоду сорвешь —

Всю руку обдерешь. (Крыжовник)

Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки,

Тот, кто деток соберет,

Руки вымажет и рот. (Черника)

Я красна и кисла,

На болоте росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, пчелы и медведи. (Малина)

Никто ее не пугает,

А она дрожит. (Осина)

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают,

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

А о чем она грустит —

Никому не говорит. (Ива)

Лысые детки

В шапки одеты.

Кудрявый папа

Стоит без шляпы. (Желуди на дубе)

В лесу на поляне

Ваня в зеленом кафтане.

Богач не велик,

А гостинцами оделил. (Орешник, орехи)

Доскажи словечко. Развитие восприятия. Добавление подходящего по звучанию и смыслу слова в рифмованном двустишии:

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках, будто еж,

Вот и назван. (ежевика)

Отгадай по действию/ признаку. Формирование и развитие грамматического строя речи. Расширение и активизация словаря. Развитие мышления. Подбор существительных к глаголам: Что из овощей, фруктов, ягод можно: солить —. варить —. квасить —. мариновать —. выкапывать —.

Какие ягоды растут: на грядке —. в лесу —. на болоте —. на кусте —.

Измени по образцу. Формирование и развитие грамматического строя речи. Употребление притяжательных прилагательных: Варенье из: брусники — брусничное, черники —. малины —. клюквы —. земляники —. клубники —.

Компот из: малины — малиновый; клубники —. черники —. смородины —. земляники—.

Береза — березовый. Дуб —. Рябина —. Осина —. Тополь —. Клен —.

Вставь в предложение пропущенное слово. Расширение и активизация словаря. Формирование и развитие грамматического строя речи. Развитие связной речи, мышления. Подбор слова по лексической теме и согласование его со всеми членами предложения:

- Осенью с деревьев. листья. Под большим. мы нашли много желудей.

Закончи предложения. Расширение и активизация словаря. Формирование и развитие грамматического строя речи. Развитие связной речи, мышления. Подбор слова по лексической теме в контексте предложения:

-В березняке растут.

-В ельнике растут.

-В дубраве растут.

-В сосняке растут.

-Осень наступает после.

-За сентябрем идет.

-Перед ноябрем идет.

-Октябрь идет после.

Объясни словечко. Расширение и активизация словаря. Формирование и развитие грамматического строя речи. Развитие связной речи, мышления.

Толкование слов: увядать; листопад; багряный.

Назови части целого. Расширение и активизация словаря. Подбор слов для названия частей целого : У дерева есть. (ствол, ветки, крона, корни, листья, плоды.)

Умные задачки. Развитие связной речи, мышления, внимания. Логические задачи на различение, сравнение, отрицание, совмещение.

-Каштан выше рябины, рябина выше осины. Какое дерево выше всех?

Сосна ниже ели, но выше клена. Какое дерево выше всех?

Какое слово не подходит? Формирование и развитие грамматического строя речи. Работа с использованием однокоренных слов.

-Золото, золотистый, зола, позолота.

-Желтый, жесткий, желтеть, желток.

-Листья, листочек, лист, лес.

Когда так говорят? Расширение и активизация словаря. Развитие связной речи, мышления. Толкование пословиц и поговорок:

-Октябрь землю покрыл, где листком, где снежком.

-От яблони яблоко, от ели шишка.

Публикации по теме:

Перспективный план работы по физическому развитию в подготовительной группеПерспективный план работы по физическому развитию в подготовительной группе Перспективный план работы по физическому развитию в подготовительной группе детского сада. Сентябрь 1 неделя. Беседа «Что такое правильная.

Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги»Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Возникла необходимость.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Перспективный план работы с родителями для старшей группы Формы работы с родителями: 1. Родительское собрание (круглый стол, собрание, мастер-класс, чаепитие) 2. Пространственная среда (фотогазета,.

Перспективный план работы с родителями на 2016–2017 учебный год в старшей логопедической группе Сентябрь. 1. Сбор банка данных по семьям воспитанников «Социологическое исследование социального статуса и психологического микроклимата.

Перспективный план работы с родителями старшей группы Перспективный план работы с родителями старшей группы. Бенько О. Е. Сентябрь 1. Фото – выставка «Воспоминание о летнем отдыхе!», «Сбережем.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Роль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детейРоль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детей Попова Валентина Работа по развитию речевого дыхания очень важна с детьми дошкольниками, особенно с теми, у кого существуют проблемы с.

Сценарий познавательно-речевого развлечения «Путешествие в книжное царство» для детей старшей логопедической группыСценарий познавательно-речевого развлечения «Путешествие в книжное царство» для детей старшей логопедической группы Сценарий развлечения, как итог познавательно-речевого проекта "Книги нашей группы" «Путешествие в Книжное царство, волшебное государство».

Тематический перспективный план по развитию у детей среднего дошкольного возраста осязания и мелкой моторики СЕНТЯБРЬ "Я и моя семья " 1. Пальчиковая игра "Моя семья" 2"Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок 3."Что купила мама".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план работы по развитию моторики, речевого дыхания и голоса у детей старшей логопедической группы
Опубликовано: 10 декабря 2020 в 10:41
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективный план работы по развитию моторики, речевого дыхания и голоса у детей старшей логопедической группы» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Веренич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД