Людмила Веренич
Перспективный план работы по развитию моторики, дыхания и голоса у детей старшей логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Игрушки»- старшая группа
-артикуляционная гимнастика
"Кукла сосёт соску". Показать, как кукла сосёт соску. Сомкнутые губы вытянуть вперёд хоботком, а затем возвратить в нормальное положение.
"Весёлый Буратино". Улыбнуться, подняв уголки губ вверх. Вернуть губы в исходное положение.
"Печальный Пьеро". Опустить уголки губ вниз. Вернуть губы в исходное положение.
Публикация «Перспективный план работы по развитию моторики, дыхания и голоса у детей старшей логопедической группы» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речевого дыхания
- Старшая группа
- Темочки
"Трубочка – дудочка". Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперёд, как при звуке у.
Мои губы – трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду,
Ду-ду, ду-ду-ду!
"Лопатка". Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт до 10.
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи
Язык надо расслаблять
"Гармошка". Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот.
К нёбу язычок прижми
Челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой,
Гармонист ты неплохой.
"Змейка". Губы растянуты – оскал. Высовывать язык наружу «иголочкой», следить, чтобы кончик языка не загибался.
Язык в змейку превращается,
Упражнение начинается.
Вот вперёд стремится змейка,
Повторить за ней сумей-ка.
То бросается вперёд,
То скорей назад ползёт.
"Лошадка". Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка не подворачивался внутрь. Щёлкать языком после каждой строчки стишка.
Я лошадка Серый Бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь - прокачу!
Посмотри, как я красива:
Хороши и хвост, и грива.
"Барабан". Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д-д-д, ускоряя темп. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик языка не подворачивался, чтобы звук д носил характер чёткого удара, а не был хлюпающим, ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
В барабан мы сильно бьём
И все вместе мы поё м:
«Д-д-д-д, да-ды, да-ды».
- пальчиковая гимнастика
На большом диване в ряд – попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино – загибают поочерёдно все пальчики одновременно на обеих руках
И весёлый Чиполлино,
И котёнок, и слонёнок.
1,2,3,4,5 - разгибают поочерёдно пальчики одновременно на обеих руках
Помогаем нашей Тане - хлопают в ладоши и стучат кулачками
Мы игрушки сосчитать.
2. Развитие речевого дыхания.
"Пожалеем Мишку". Дети дуют на ладошку как можно дольше, стараясь, чтобы воздух выходил равномерной струёй.
"Воздушный шарик". Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш-ш-ш…»
"Больная куколка". Тихо, тихо тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она. (В. Берестов)
Произносить текст тихо, сделать глубокий вдох и на выдохе пропеть спокойную мелодию: «А-а-а-а-а, а-а-а-а…».
"Паровоз". Загудел паровоз: «У-у-у-у-у» - близко – громко,
- далеко – тихо.
3. Упражнения для мышц шеи:
"Огорченная мама" : «Может, в доме был потоп? Может, к нам приходил бегемот?» Прижать ладони к ушам. Наклонять голову из стороны в сторону с сопротивлением рук, произнося: «Ай-ай-ай-ай!» Выразить смущение: «Нет, мы просто поиграли немного».
4. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц:
Максимально часто открывать рот с произнесением слогов :
-строчит автомат: «Та-та-та-та-та, ты-ты-ты-ты-ты»
-строчит пулемё т: «Да-да-да-да-да, ды-ды-ды-ды-ды»
-строчит пулемё т и автомат: «Ды-ты-ды-ты-ды-ты».
5. Мимические упражнения:
- Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.
- Показать: вы радуетесь покупке новой игрушки, удивляетесь необычной машинке, восхищаетесь новым мячом; печалитесь, нечаянно лопнувшему шару.
6. Координация речи с движением.
Друг весёлый, мячик мой, - четыре прыжка на носочках, руки на поясе
Всюду, всюду он со мной. – по два взмаха каждой рукой, как бы удары по мячу.
Раз, два, три, четыре, пять, - пять прыжков на носочках, руки на поясе
Хорошо мячом играть. – по два взмаха каждой рукой, как бы удары по мячу.
(В. Волина)
Раз, два, прыгай, мячик. – по два прыжка на носочках на каждую строчку, держат руки на поясе.
Раз, два, и мы скачем.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
7. Дидактические игры
"Какая игрушка спряталась?" Закреплять образования слов в родительном падеже.
"Составь предложение". Согласование прилагательных и существительных мужского и женского рода.
"Исправь ошибку". Развитие слухового внимания. Усвоение относительных прилагательных. Исправленное предложение ребёнок должен проговорить целиком. Например: железная машина сделана из дерева – железная машина сделана из железа и т. д.
"Подбери слово". Подобрать однородные прилагательные к существительным. Мяч какой? (резиновый, круглый, мягкий, упругий, гладкий, красивый, полосатый и т. д.
"Что с чем рядом". Употребление в речи слов в творительном падеже. Педагог спрашивает: «Что рядом с машиной?». Дети отвечают: «Рядом с машиной кукла и матрёшка».
"Магазин игрушек". Закреплять относительные прилагательные по теме. Согласование прилагательных с существительными. Дети «покупают в магазине» игрушки, описывая её внешний вид.
"Запомни и повтори". Развитие внимания, памяти. На доске – четыре и более картинок по теме. Дети называют их, а затем повторяют по памяти.
"Назови по порядку каждое слово". Упражнять в определение местонахождения слова в предложении.
"Подбери слова – действия". Учить подбирать глаголы к существительным. Педагог задаё т вопрос: «Что делает мяч? Кукла? Юла? И т. д.»
"Вспомни и назови". Дети должны вспомнить, и назвать кукольных героев сказок: Незнайка, Буратино и т. д.
"Распутай слово". Составление слов из частей: ла – ю, ла – кук и т. д.
"Угадай слово". Убирать лишние слоги и выделять слово: пи-пи-пи, ра-ра-ра, мид-мид-мид, ка-ка-ка.
"Живые слова". Составлять из звуков слова. Трём или четырем детям «даётся» звук, другой ребёнок составляет слово.