Альбина Вильданова
Перспективный план работы по ознакомлению детей с родным краем для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 97
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Перспективный план работы
по ознакомлению детей с родным краем
для детей старшего дошкольного возраста.
Педагоги: Вильданова А. Т.,
Маннапова Ф. М.
Нурлугаянова Г. Ф.
Сагадиева Э. Н.
Пояснительная записка
Публикация «Перспективный план работы по ознакомлению детей с родным краем для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Проведя диагностику по родному краю по Р. Х. Гасановой, мы выявили, что знания детей непосредственно о городе, в котором мы живем, недостаточны, что привело нас к мысли разработать перспективный план занятий и мероприятий по ознакомлению детей с родным городом.
Свою методическую разработку мы назвали «Город, в котором мы живем» - это обобщенный опыт работы по воспитанию чувства любви к родному городу у детей дошкольного возраста, объединяющая в единое целое все задачи всестороннего воспитания: нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание.
Данная разработка рассчитана на решение задач по воспитанию чувства любви к родному городу, родному краю. Используя темы занятий по знакомству дошкольников с родным городом, а также систему работы с детьми вне занятий показываем детям красоту нашего родного города, знакомим их с традициями, самобытным творчеством, искусством местного народа, учим детей заботится о природе, любить свой город и гордиться тем, что они в нем живут при этом, решая задачи по развитию всех сторон речи (развитие связной речи, развитие словаря, формирование грамматического строя речи.
Цель:
Воспитывать у дошкольников любовь к малой Родине.
Задачи:
1. Расширить представление детей о родном городе.
2. Знакомить со знаменитыми людьми, достопримечательностями.
3. Приобщать к культуре, традициям, прошлому.
4. Прививать чувство гордости, любви к своей республике, своему городу, малой родине
Одна из задач в воспитании любви к своему родному городу, к своей Родине состоит в том, чтобы сделать процесс воспитания и познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка. Это дело не сможет в полной степени стать успешным без привлечения родителей, и их активного в нем участия. Известно, для того, чтобы воспитательная работа дала результаты необходимо объединить педагогов и родителей. Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и детского сада.
Цель работы с родителями : повышение активности родителей в воспитании у ребенка любви к родной республике, родному городу.
Задачи:
1. Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим национальный колорит нашего города Уфы.
2. Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного города.
3. Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада
4. Способствовать раскрытию творческих способностей в семье.
Распределение тематики занятий по неделям достаточно условно, не требуется соблюдать его буквально. Педагогу, работающему в группе, следует доверять собственному опыту, интуиции, опираясь на возможности детей. В течение недели осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения которой педагоги, ориентируясь на представленную табличную форму, могут планировать по своему усмотрению.
ДАТА ТЕМА Интеграция областей Формы и методы
работы с детьми Работа с родителями
Сентябрь
1 неделя Наша Родина в России
Цель: Уточнить знания детей о том, что у нашего города есть имя; как оно появилось; прививать чувство гордости за него. Формировать представления детей о родном городе,
продолжать воспитывать любовь к родному городу. «Социально - коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»
«Художественно -эстетическое развитие» Рассматривание глобуса, карты Республики Башкортостан – формирование знаний детей о местоположении своего города. Беседы, вопросы детям, чтение, рисование по теме, игры.
Сентябрь
2 неделя История города
Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.
«Социально - коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно -эстетическое развитие» -Беседа «История города»,
- Чтение легенд о возникновении города,
- Рассматривание открыток «Уфа».
Предложить родителям посетить краеведческий музей для пополнения знаний детей о родном городе - Уфа.
Сентябрь
3 неделя Символика города
Цель: познакомить с символикой г. Уфы
«Социально - коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно -эстетическое развитие»
Знакомство с гербом города
- знакомство с символикой г Уфы.
- Д/И «Сложи герб и флаг г. Уфы»
Задание для родителей: Придумай фамильный герб
Сентябрь
4 неделя Знаменитые писатели из Уфы
.
Цель: Познакомить с творчеством Аксакова С. Т., развитие чувства эмпатии, сопереживания, преданности.
«Социально - коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие» Беседа «Знаменитые писатели из Уфы»
Чтение Сказки Аксакова С. Т. «Аленький цветочек», Рассматривание иллюстраций к сказке.
Д. И. «Верно-неверно» по сказке «Аленький цветочек»
Конкурс рисунков, поделок по теме «Аксаковские дни»
Октябрь
1 неделя Архитектура родного города- Уфа
Цель: Познакомить детей с высотными домами, определить разницу между 5-ти этажным домом и высотным; рассмотреть элементы дома (крыша, стены, окна, балкон, двери и т. д.) активизировать словарь детей, воспитывать любовь, интерес и гордость к родному городу.
«Социально - коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие» Рассматривание фотографий, альбомов с сооружениями города Уфы.
Беседа о архитектура родного города- Уфы
Показ слайдов: Архитектура нашего города.
Рисование по теме. Выставка творческих работ детей и родителей по теме недели «Архитектура родного города- Уфа»
Октябрь
2 неделя День рождение Республики Башкортостан!
Цель: Познакомить детей с тем, что у города есть свой день рождения! расширять представления детей о Башкирии, как о родном крае, как о том месте, где он родился и живет и закреплять умение ценить культуру башкирского народа; продолжать знакомить детей с башкирскими народными играми; обогащать словарный запас и расширить кругозор; формировать интерес к познанию родного края и к ее культуре «Социально - коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»
«Художественно -эстетическое развитие» Рассматривание герба и географической карты РБ, просмотр альбома достопримечательностей г. Уфы. заучивание стихов про республику, беседы, рассказ воспитателя, чтение стихов, настольно-печатные игры: «Башкирская посуда», «Башкирские узоры», Дид/ игра «На что похоже?». Презентация: Показать, как украшен город Выставка творческих работ
День рождение Республики Башкортостан!
Октябрь
3 неделя Знакомство детей с творчеством башкирского поэта М. Карима.
Цель: вызвать у детей интерес к творчеству башкирского поэта, приобщать детей к культуре, развивать память.
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие». 1. Беседа «Жизнь и творчество М. Карима».
2. Рассматривание фотоальбома «Музей М. Карима».
Чтение стихотворений М. Карима.
Конкурс чтецов. Стихи М. Карима Предложить родителям совершить экскурсию к памятнику М. Карима
Октябрь 4 неделя Целевая прогулка по улице Лётчиков.
Цель: Расширять представления детей об истории улицы родного города, расширить кругозор детей, воспитывать у детей любовь к родному городу.
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». - Экскурсия, просмотр фотографий; рассказ, вопросы детям, чтение литературы, наблюдение, оформление фотовыставки; изготовление макета улицы Лётчиков.
Ноябрь
1 неделя «Природа нашего города».
Цель: Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Чтение стихов, загадывание загадок, речь с движением, беседа по картинам, д/игра «Что растет в родном краю?», рисование природы родного края.
Консультация «Походы выходного дня» - показать здания, что находятся с домом детским садом, сфотографировать ребенка на улице.
Ноябрь
2 неделя «Достопримечательности Уфы» (театры)
Цель: развивать интерес детей к сценическому искусству.
Познакомить с различными жанрами (опера, балет, оперетта, кукольный театр, пантомима, драмтеатр).
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Беседы, чтение, рассказ, рассматривание иллюстраций, творческие задания, дидактические игры.
Оформление альбома, Консультации для родителей «Куда сводить ребенка в Уфе» и др.
Ноябрь
3 неделя «Национальный музей РБ г. Уфы».
Цель: Расширять знания детей о музеях города Уфы. Дать представление о назначении музеев. Развивать интерес к истории родного края.
Формировать бережное отношение к культурному наследию «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Видеоэкскурсии по музеям Уфы»
Игра-викторина «Что мы знаем о нашем городе»
компьютерная презентация про экскурсию в «Музейно - культурный центр» города Уфа, «Виды музеев»; видеофильм; приглашение на экскурсию. словесные: рассказ-беседа воспитателя, художественное слово;
- наглядные: показ слайдов «Виды музеев», «Музейно – культурный центр» города Уфы;- игра-путешествие;- видеофильм Анкетирование родителей. Консультация для родителей «Мой первый поход в музей».
Ноябрь
4 Неделя
Музей коневодство и конного спорта «Акбузат».
Цель: прививать детям любовь к родному краю.
-познакомить с историей коневодства в уфе;
-воспитывать гуманное отношение и любовь к животным;
-кратко познакомить с породами лошадей и предназначением ипподрома «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». - рассматривание картин, книг с иллюстрациями лошадей, наблюдения;
- отгадывание загадок, разучивание стихотворений о лошадях
- строение ипподрома;
- дидактические игры «Кто где живёт?», «Кто на ипподроме живёт?».
Предложить совершить экскурсию на ипподром «Акбузат»
Дата Тема Интегрированные
области Формы и методы работы с детьми Работа
с родителями
Декабрь
1 неделя Ленинский район.
С чего началась история Ленинского района.
Достопримечательности и архитектура нашего района.
Улицы нашего района.
Природа нашего района.
Цель: Вызвать интерес детей к людям, живущим рядом, к ознакомлению с родным районом города Уфы, осуществление нравственно- патриотического воспитания через познание истории родного района города Уфы, его особенностях, традициях и культуре, через приобщение к истории
История возникновения улицы Ахметова.
Цель: познакомить детей с историей возникновения данной улицы, воспитывать у детей желание и интерес к истории. Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно -эстетическое развитие Беседа,
рассматривание иллюстраций,
создание макета улицы, экскурсии по памятным местам района.
Подготовка к выставке фотоальбома «Мой микрорайон Затон»
Декабрь
2 неделя Достопримечательности г. Уфа.
Цель: познакомить с достопримечательностью, памятником «Салавата Юлаева», рассказать историю возникновения данного памятника. Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие Занятие. Рассказ о возникновении памятника «Салават Юлаев»,
Рисование, беседа.
Декабрь
3 неделя Музеи города Уфа
Формировать у детей систему знаний о родном городе.
Цель: Систематизировать полученную информацию через обобщение и классификацию. Расширять кругозор детей. Воспитывать любовь к родному городу. Воспитывать наблюдательность у детей
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие Чтение познавательной литературы по теме.
Просмотр фотографий о музеи.
Работа с семьями по подготовке индивидуальных сообщений по теме занятия
Декабрь
4 неделя Мой любимый город в преддверии нового года Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие Экскурсия к новогодней елке в парке «Волна»,
Конкурс творческого мастерства «Здравствуй, Новый год!» Конкурс новогодняя игрушка «Зимняя сказка»
Январь
2 неделя Парки родного города. Парк Победы.
Цель: способствовать расширению и углублению познаний к истории и культуре родного края.
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие Дидактическая игра «Достопримечательности г. Уфы»
Просмотр фотографий о достопримечательностях г. Уфы.
Беседа о парке Победы. Провести экскурсию с детьми в парк Победы.
Январь
3 неделя Знаменитые художники родного города Уфа.
Цель: познакомить детей со знаменитыми художниками родного города, способствовать развитию в направлении художественно-эстетического развития. Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие Беседа «Художники г. Уфы».
Просмотр портретов знаменитых художников.
Рисование портрет художника. Предложить родителям посетить выставки художников.
Январь
4 неделя Домашняя утварь башкир.
Цель: познакомить детей с утварью башкир, обратить внимание, что она отличается от утвари других народов. Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие 1. Рассказ «Домашняя утварь башкир».
2. Просмотр иллюстраций.
3. Рисование «Пиала»
Февраль
1 неделя Знаменитые певцы и танцоры оперы и балета Уфы
Цель: познакомить с творчеством оперных певцов и танцоров родного города, расширить знания об опере и балете, расширить кругозор, обогащать знания детей о знаменитых людях города; воспитывать любовь к родному городу, вызвать чувство гордости своей малой родиной, воспитывать интерес к жизни знаменитых людей родившихся в нашем городе.
Рассказать о заслугах перечисленных артистов, чем они прославил наш город, расширить знания и воспитывать интерес к искусству оперы и балета.
Самостоятельно рисуют рисунки для оформления изовыставки
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие Беседа «Знаменитые певцы и танцоры Уфы»
Рассказ о творчестве оперных певцов Абдразаковых А. А. и И. А, танцора балета Нуриева Р. Х., Шаляпина Ф. И.
Просмотр отрывков видеозаписей выступлений творчестве оперных певцов Абдразаковых А. А. и И. А, танцора балета Нуриева Р. Х., Шаляпина Ф. И., Показ отрывка из балета «Щелкунчик», «Спящая красавица»
С. Р. И. «Мы в театре».
Творческая игра со словом. «Фантазии о…»
Просмотр отрывков постановок театра оперы и балета
Февраль
2 неделя Предприятия родного города
Цель: познакомить с предприятиями г. Уфы, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда. Интерес к профессиям Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие Беседы о значимых предприятиях города, о нефнеперерабатывающих заводах.
Просмотры видеофильмов Предложить родителям рассказать детям о своих профессиях.
Февраль
3 неделя Национальные блюда.
Цель: Дать понятие о традиционных национальных блюдах. Воспитывать у детей уважение к традициям народа. Умение сообща работать в коллективе.
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие Набор открыток Башкирские блюда. Рассматривание книги «Башкирской национальной кухни», беседы. Чаепитие с родителями
Март
1 неделя. Природа Уфы
Река Белая
Цель: Уточнить представление детей о реках Башкортостана.
Рассказать об особенностях реки Белой (Агидель). Знакомство с рекой Каридель (Уфимка)
«Социально – коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое – развитие»
«Художественно – эстетическое развитие» 1. Рассказ о реках Башкортостана
2. Рассказ воспитателя о реке Белой
3. Рассказ о реке Каридель (Уфимка)
Март
2 неделя Животный и растительный мир города Уфы
Цель: Знакомство с разнообразием животного и растительного мира, их связью со средой обитания и произрастания.
Расширить кругозор, фантазию и возможности выражения темы в разных видах деятельности «Социально- коммуникативное развитие»
«Познавательное – развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
Показ картинок о животных и растительных миров
Рассказ воспитателя о животных Уфы,
Загадки, чтение художественной литературы, наблюдение за природными явлениями
Март
3 неделя «О правилах поведения на улице и в общественных местах»
Цель: Пронаблюдать за выполнением правил дорожного движения пешеходами и водителями. Совершенствовать знания о правилах пешехода, которые должны соблюдать дети на тротуаре и проезжей части. «Социально – коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие «
«Речевое развитие»
Ситуация общения «Как правильно себя вести на дороге». Систематизировать имеющиеся знания о различных видах транспорта.
План работы :
1. Рассматривание фотоальбома «Правила поведения в общественных местах».
2. Беседа с детьми по карте улиц.
3. Прогулки по улицам Уфы
4. Знакомство с правилами поведения на улице, в общественных местах. Предложить родителям нарисовать схему движения – маршрута от дома до детского сада
Апрель
1 неделя. Затон
Добро пожаловать в микрорайон. Затон. История возникновения.
Улицы Затона.
Достопримечательности нашего района.
Цель: Обратить внимание детей на историю возникновения Затона, его особенностях, о традициях проведения праздников именно по микрорайону Затон. Знакомство детей с микрорайоном Затон с его прошлым и настоящим.
Задачи: Расширить знания, представления детей о микрорайоне Затон и его окрестностях, улицах, знакомить детей с историей микрорайона, его достопримечательностями и природой. Воспитывать чувство гордости, умение видеть прекрасное и бережное отношение к родному микрорайону Затон. Продолжать развивать нравственно-патриотические качества у детей.
«Социально – коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое – развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
Рассказ воспитателя об истории возникновения микрорайона Затон, о его важном историческом значении (судоходство). Показ презентации микрорайона Затон.
Экскурсия по ул. Летчиков, рассмотрение архитектуры улицы.
Рассказ воспитателя о музее Судоходства находящегося на судоремонтном заводе РЭБОР по ул. Ахметова 207.
Экскурсия в парк Волна. Ознакомление с природным богатством Затона. Рассказ воспитателя о Затоне, и почему он был так назван. Фотовыставка «Я живу в микрорайоне затон»
Апрель
2 неделя «Нет краше улицы, чем та, где я живу»
Ц: Расширять знания детей о городе Уфа. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города. Воспитывать интерес к родному городу, гордость, чувство восхищения. «Социально- коммуникативное развитие»
«Познавательное – развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
Продолжаем беседовать с детьми о разнообразии улиц в городе, рассказы детей об улицах известных людях в честь кого названы улицы родного края, наши великие земляки. Рассматривание календарей, иллюстраций, фотографий.
Апрель
3 неделя Знаменитые композиторы Уфы.
Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством композиторов нашего города. «Социально – коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие «
«Речевое развитие»
«Художественно- эстетическое развитие»
Прослушивание мелодий и песен, рассматривание альбома композиторы РБ, знакомство с их биографией и творчеством. Прослушивание песен башкирских композиторов
Апрель
4 неделя. «Башкирский ковер»
Ц: Познакомить детей с орнаментом, его о особенностями. Продолжать знакомить детей с Башкирским орнаментом его контрастной цветовой гаммой. Воспитывать любовь к народному творчеству. «Социально – коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие «
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие Рассматривание иллюстрации, изображающих людей в национальных костюмах. Беседа о Башкирском орнаменте его построении, элементах цвете. Ознакомить детей с рукоделием Башкирского народа. Консультация для родителей. Рассказать детям, что такое орнамент, зачем люди делают узоры на коврах и других предметах мебели.
Май
1 неделя. Знаменитые ветераны Уфы
Цель: познакомить с подвигами Ковшовой Н. В., Гареева М. В, воспитывать патриотические чувства детей, формировать ценностные ориентации детей, связанные с героической историей города, воспитывать уважение к старшим поколениям.
«Социально – коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое – развитие»
«Художественно – эстетическое развитие» Беседа «Знаменитые герои войны нашего города»
Просмотр презентации
П. И. «Снайперы»
Рисование по теме «Подвиги наших прадедов»
Участие родителей и детей в бессмертном полку.
Беседа на тему «Кем был мой прадед».
Май
2 неделя «Музей Боевой славы»
ЦЕЛЬ: Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди всегда помнят о защитниках Отечества, в честь героев всегда слагают стихи и песни, воздвигают памятники. Расширять доступные детям представления о Великой Отечественной Войне, сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной Войны. Воспитывать чувство гордости за наших воинов, уважение к ветеранам «Социально- коммуникативное развитие»
«Познавательное – развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
словесные: беседа, объяснение, рассказ воспитателя;
наглядные: демонстрация наглядного материала;
практические: изготовление цветов, физкультминутка; поощрение.
мультимедийный проектор, СD-проигрыватель, интерактивная доска
Май
3 неделя «Путешествие по улице Ленина»
Цель: закрепить знания детей о важных объектах в городе. Расширять знания детей о названии улицы. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике улицы Ленина.
«Социально – коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие «
«Речевое развитие»
«Художественно- эстетическое развитие»
Творческий рассказ «Я люблю свою улицу»
Конкурс рисунка «Моя улица»
Красивые уголки улицы Ленина»
Май
4 неделя. Сабантуй в Уфе.
Цель: Познакомить детей с башкирскими народными праздниками. Дать знания о празднике Сабантуй. Развивать интерес к культурному наследию башкирского народа. «Социально – коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие «
«Речевое развитие»
Беседа о национальных праздниках, игры народов республики, Сюжетно-ролевая игра «Собираемся на праздник-Сабантуй».