Светлана Бречко
Перспективный план по экологическому воспитанию детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тематический план
№ п. /п.
Месяц, неделя
Раздел
Тематика
Цель
1. Сентябрь
1-2 неделя Диагностика знаний детей «Земля наш общий дом» Проверить знания детей по данному вопросу. Отметить в каком направлении следует работать индивидуально.
2. 3 неделя «Я и природа» «Чудесный мир природы» Познакомить детей с понятием «природа», раскрыть в доступной форме компоненты природы.
Публикация «Перспективный план по экологическому воспитанию детей старшей группы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4 неделя «Осень у ворот» Познакомить с проявлениями ранней осени, учить видеть изменения в природе и погоде, учить видеть красоту и неповторимость окружающего мира.
3. Октябрь
1 неделя «Вода» «Голубое сокровище планеты» Познакомить с ценностью водных ресурсов для человека и всего живого. Дать понятия об экономном использовании в быту.
2 неделя «Водоемы республики» Познакомить с водоемами республики, как с природными, так и искусственно созданными. Воспитывать бережное отношение к воде.
3 неделя Исследовательская деятельность «Вода» Познакомить со свойствами воды (нет цвета, запаха, вкуса, растворяет вещества). Познакомить со способами очистки воды.
4 неделя «Жители водоемов» Познакомить детей с обитателями водоемов, с условиями жизни рыб и растений (водоросли). Рассказать какую пользу они приносят человеку, и как человек должен оберегать их.
4. Ноябрь
1 неделя «Воздух» «Свойства воздуха» Познакомить со свойствами воздуха (приобретает форму объекта, прозрачный, не имеет цвета, запаха).
2 неделя «Роль ветра для всего живого» Познакомить с ролью ветра, с его положительными и отрицательными сторонами. Ветер помогает переносить семена на большие расстояния.
3 неделя «Дом птиц» Продолжать знакомить детей с птицами и их средой обитания. Уметь называть перелетных птиц и зимующих.
4 неделя «Воздух поет и свистит» Закрепить знания особенностей воздуха. Дать понятие о том, что воздух свистит, поет, гудит. Познакомить с муз. инструментами которые звучат при помощи воздуха.
5. Декабрь
1 – 2 неделя «Лес»
«Зимовье диких животных» Продолжать знакомить с дикими животными как они готовятся к зиме, чем может помочь человек в подготовке. Уточнить, что мы можем сделать для животных и птиц вместе с родителями дома.
3 неделя «Птицы» «Птичья гостиница» Продолжать знакомить с зимующими птицами. Познакомить со способами помощи птицам в зимний период.
4 неделя «Лес» «Ель украшение леса» Познакомить детей с ценностью ели (служит не только украшением, но и домом и кормом для животных). Предложить детям подыскать способ, не вредя дереву украсить дом к празднику.
6. Январь
2 неделя «Солнце» «Солнце – источник тепла и света» Осознание детьми значения и роли солнца в жизни людей, животных и растений. По средствам наблюдения отметить, как светит и греет солнце зимой.
3 неделя «Вода» «Лед» Продолжать расширять знания детей о свойствах воды. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
4 неделя «Снег» Продолжать расширять знания детей о свойствах воды. Познакомить с важностью снежного покрывала для растений.
7. Февраль
1 -2 неделя «Растения» «Комнатные растения» Познакомить детей со строением комнатных растений и функциями отдельных частей: корень впитывает воду, питательные вещества, которые по стеблю попадают к листьям, цветам.
3 неделя «Огород на подоконнике» Знакомство с методом посадки и выращивания, лука, чеснока, огурцов, на подоконнике. Знакомство с витаминным комплексом, которым обладают овощи.
4 неделя «Природа» «Зимушка-красавица» Знакомство с приметами зимы. Учить видеть отличия в начале и конце зимы.
8. Март
1 неделя «Природа» «Март - весне начало» Знакомство с изменениями в природе. Учить определять природные явления по народным приметам.
2 неделя «Лес» «Еловый, сосновый лес их обитатели» Закреплять представление о том, что дерево – «дом» для животных, показать его связь с другими растениями, значение для очищения воздуха, роль в жизни человека
3- 4 неделя «Растения» «Первоцветы» Знакомство с первоцветами, с условиями роста. Знакомство с Красной книгой и важностью ее составления.
9. Апрель
1неделя «Космос» «Вселенная» Познакомить детей с планетами солнечной системы, с важностью изучения космоса. Воспитывать интерес к окружающему.
2 неделя «Песок. Глина. Камни» «Подземная кладовая» Познакомить с полезными ископаемыми и их ролью в жизни человека, для чего добывают уголь, нефть и газ.
3 неделя «Состав грунта» Экспериментально познакомить детей с составом грунта : песок, глина, вода, воздух, органические вещества. Дать представления о причинах разрушения грунта. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы.
4 неделя Полезные ископаемые «Живые камни» Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами: ракушечник, известь, мел. Экспериментально познакомить детей с особенностями этих камней.
10. Май
1 неделя «Растения» Растения степи, лесополосы. Познакомить с растениями родного края, произрастающими в степи, лесополосы их приспособленностью к среде обитания, ролью в жизни человека.
2 неделя «Птицы» «Вестники весны» Продолжать учить наблюдать за птицами, которые вернулись домой. Познакомить детей с важностью деятельности птиц. Воспитывать бережное отношение к окружающему.
3 неделя «Человек и природа» «Как человек использует природу» Познакомить с термином «экология», рассказать, как учёные-экологи борются за сохранение природы; как люди помогают природе.
Познакомить с выражением «экологическая катастрофа», как ее избежать.
4 неделя «Цветущий май» Формировать эстетическое восприятие природы.
11. Июнь-Август «Труд в природе» «Юные экологи» Посадка и уход за растениями огорода. Посадка рассады цветов на клумбе. Уход за огородом и клумбами (вырывание сорной травы, рыхление почвы, полив).
Расширять и формировать знания детей об овощах, лекарственных растениях, растущих на участке детского сада, их ценности для здоровья человека, привить простейшие навыки по уходу за растениями. Объяснять, что употреблять в пищу можно овощи и травы, выращенные в экологически благоприятных условиях.
4. Содержание программы
№ п/п Тема Содержание работы
1. «Земля наш общий дом» Тестовые задания для детей на природоведческую тематику, для выявления уровня знаний.
2. «Чудесный мир природы» Дидактическая игра «Живое – неживое»,
«Природа и человек».
Заучивание стихотворения «Что нельзя купить».
3. «Осень у ворот» Экскурсия в осенний парк, наблюдения. Дидактическая игра «Найди, что опишу»
4. «Голубое сокровище планеты» Беседа «Вода для всего живого».
Дид. игра «Где живет вода?».
Прослушивание аудиозаписи «Звуки воды».
Мыслительная деятельность: Как дети понимают высказывание «Вода – это сама жизнь!».
5. «Водоемы республики» Рассматривание карты ДНР.
Беседа «Роль водных пространств, для граждан республики».
Д/игра «Для чего нужна река, море, платина».
6. Исследовательская деятельность «Вода» Заучивание стихотворения Вы слыхали о воде?
Исследовательская деятельность с водой.
Выводы.
7. «Жители водоемов» Презентация «Жители водоемов».
Беседа о увиденном и услышанном.
Рисование «Рыбы в пруду»
8. «Свойства воздуха» Исследовательская деятельность.
Игра «Мыльные пузыри».
9. «Роль ветра для всего живого» Дидактическая игра «Узнай дерево по семенам».
Рассмотреть коллекцию семян.
10. «Дом птиц» Просмотр презентации «Летающие животные».
Дидактическая игра «Летает – не летает».
11. «Воздух поет и свистит» Исследовательская деятельность: с фольгой, бутылками, свистком.
Прослушивание записи игры на органе.
12. «Зимовье диких животных» Беседа «Как приготовились звери к зиме».
Д/игра «Лес».
Д/упражнение «Как я могу помочь животным».
13. «Птичья гостиница» Наблюдение за птицами.
Беседа «Зимующие птицы»
Дом. задание «Смастерить кормушки для птиц»
Труд в природе «Кормление птиц»
14. «Ель украшение леса» Интересные факты о ели.
Д/игра «Дом для животных»
Целебные свойства хвои.
Дом. задание поделка «Вместо ели праздничный букет».
15. «Солнце – источник тепла и света» Опыты с термометром.
Просмотр презентации «Не отнимайте солнце у детей».
16. «Лед» Исследовательская деятельность.
Практическая деятельность украшение участка цветным льдом.
17. «Снег» Загадки о снеге.
Исследовательская деятельность со снегом.
Дать понять детям, что когда идет снег, он очищает воздух.
18. «Комнатные растения» Беседа «Комнатные растения и их роль»
Изготовление капель из каланхоэ.
Д/игра «Узнай по описанию».
19. «Огород на подоконнике» Знакомство с культурами, которые можно выращивать в комнате.
Посадка лука и посев огурцов.
20. «Зимушка-красавица» Наблюдение за природой.
Знакомство с приметами зимы.
Заучивание стихотворения «Всюду снег» А. Бродского.
21. «Март - весне начало» Наблюдение за изменениями в природе.
Знакомство с приметами.
22. «Еловый, сосновый лес их обитатели» Дидактическая игра «Кто с кем дружит».
Коллективное рисование «Лес и обитатели».
23. «Первоцветы» Беседа «Сохраним первоцветы»
Составление природоохранного плаката «Первоцветы».
Рисование «Первоцветы на проталинке».
24. «Вселенная» Презентация «Космос»
Заучивание стихотворения «Млечный Путь» Риммы Алдониной.
Рисование «Вселенная».
25. «Подземная кладовая» Презентация «История появления угля».
Знакомство со свойствами угля.
Аппликация «Мой край терриконов»
26. «Состав грунта» Опыт «Чем дышат почвенные обитатели»
Сравнение почв по составу.
27. Полезные ископаемые «Живые камни» Обследование: ракушечника, извести, мела.
Исследовательская деятельность с данным материалом.
28. Растения степи, лесополосы. Рассматривание альбома «Растения степи, лесополосы».
Знакомство с легендой о ковыле.
Собирание материала в лесополосе с родителями для гербария.
29. «Вестники весны» Презентация «Возвращение домой»
Наблюдение за птицами.
Прослушивание записи пения соловья.
30. «Как человек использует природу» Познакомить с выражением «экологическая катастрофа», как ее избежать.
Составление плаката «Сохраним планету».
31. «Цветущий май» Наблюдение за насекомыми.
Знакомство с правилами поведения в природе.
Рисование «Луг».