Ирина Биктимерова
Перспективный план по башкирскому регионально-национальному компоненту
▼ Скачать
Период Тема Программное содержание Литература
Сентябрь
1. Беседа «Башкортостан – моя малая Родина» Уточнять знания детей о родном крае, расположении Башкирии на карте России, названии республики, особенностях климата, природы, животного мира. Развивать умение отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями. Воспитывать национальную гордость. Интернет ресурсы
Публикация «Перспективный план по башкирскому регионально-национальному компоненту» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
2. Рассматривание национальной и современной одежды. Закрепить знания о внешнем виде башкирского костюма, его характерных особенностях, ввести в речь слова, обозначающие предметы костюма. Воспитывать уважение и интерес к жизни и традициям башкирского народа. С75
3. Чтение рассказа «Гюльгизар» Ф. Губайдуллиной. Различать жанры произведений рассказ, сказка. Учить осмысливать содержание, характеры персонажей. С75
4. Просмотр презентации и беседа по теме «Символика Республики Башкортостан» «Символика Республики Башкортостан» Познакомить с символикой нашей республики. Объяснить значение цвета и оформление герба, флага. Активизировать словарь. Учить внимательно слушать гимн. Интернет ресурсы
Октябрь 1. Просмотр презентации и беседа по теме «Уфа – столица Башкортостана» Познакомить с историей возникновения и становления города Уфы как столицы Башкортостана. Развивать сложные формы диалогической речи. Активизировать словарь, закрепить умение составлять рассказ из личного опыта по предложенному плану. Воспитывать любовь к родному городу. Интернет ресурсы
2. Чтение легенды о башкирских именах, беседа «Об именах»Игра «Давайте познакомимся». Познакомить с легендой башкирского народа, воспитывать желание узнавать об истории возникновения башкирских имен. С76
3. Беседа «День рождение республики» Побеседовать о празднике, истории его возникновения. Воспитывать любовь к Родине. Интернет ресурсы
4. День рождение М Карима. Выставкакниг. Чтение стихов. Познакомить с творчеством
Ноябрь 1. Занятие: «Салават Юлаев – национальный герой» Рассказать о жизни и подвиге С. Юлаева. Рассказать о жизни и подвиге С. Юлаева. Закрепить умение понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями, развивать сложные формы диалогической речи. Воспитывать гордость за своих земляков, патриотические чувства.
2. Рассматривание иллюстраций: Жилище башкирского народа Закрепить знания о жилище башкирского народа в прошлом (юрта). Рассказать о внешнем виде, внутреннем убранстве башкирского дома. Учить внимательно рассматривать иллюстрации, активизировать словарь, упражнять в описании предметов быта. Интернет ресурсы
3. Чтение башкирской народной сказки «Лиса – сирота» Продолжать знакомство с устным народным творчеством башкирского народа. Учить оценивать поступки героев, выделяя положительные и отрицательные стороны характера, понимать идею произведения
4. Чтение и пересказ башкирской сказки «Петух-батыр». С. 77
5. Рассказывание легенды «В царстве Шульгена». Воспитатель знакомит детей еще с одним жанром башкирского фольклора – легендой. С. 81
Декабрь 1. Просмотр презентации и беседа на тему «Башкирские национальные блюда» Познакомить детей с традиционными блюдами башкирского народа ввести в речь слова, их обозначающие. Развивать разговорную речь. Интернет ресурсы
2. Просмотр презентации «Башкирские народные музыкальные инструменты» Познакомить с башкирскими народными музыкальными инструментами. Учить различать их, называя характерные особенности, ввести в речь слова, их обозначающие. Развивать слуховое внимание, фразовую речь. Воспитывать интерес и уважение к музыкальному наследию башкирского народа. Интернет ресурсы
3. Лепка «Музыкальные инструменты» Закреплять знания о башкирских музыкальных инструментах, умение использовать разнообразные приемы лепки, передавая характерные особенности инструментов. Интернет ресурсы
4. Беседа о целебных напитках. Кумыс. 1
Январь Рассказывание башкирской сказки «Клубок». 1
2. Рассматривание иллюстраций «Башкирские головные уборы». Познакомить с головными уборами башкирского народа, ввести в речь слова их обозначающие. Воспитывать уважение к жизни и традициям башкирского народа
3. Конструирование «Улицы города» Учить передавать в постройке своеобразие улиц родного города. Развивать самостоятельность, творчество.
4. П/и «Юрта». Познакомить с башкирской подвижной игрой, её правилами. Развивать интерес к подвижным играм разных народов.
Февраль 1. Просмотр презентации и беседа на тему «Памятники нашего города» Познакомить с памятниками города Уфа. Воспитывать желание узнавать историю возникновения памятников, любовь к Родине. Развивать диалогическую речь. Интернет ресурсы
2. Рисование «Улицы нашего города». Закрепить знания о названиях улиц, достопримечательностях города, магазинах, парках, площадях.
3. Инсценировка башкирской народной сказки «Клубок». Продолжать знакомить с устным народным творчеством башкирского народа. Учить понимать замысел и идею сказки, оценивать поступки героев и принимать на себя их роли. Учить передавать характерные особенности персонажей, выразительность образов. Воспитывать интерес к художественной литературе.
4. Рассказывание сказки «Тан-батыр». 1
Март 1. Беседа «Профессии моих родителей». Продолжать знакомство с профессиями родителей. Воспитывать уважение к профессиям. Подвести к пониманию, что все профессии важны для республики.
2. Литературная викторина «Путешествие в страну сказок». С. 98
3. Чтение легенды «Сказка про Асылыкуль». Продолжать знакомить детей с башкирскими С100
4. Рассматривание иллюстраций и беседа «Водный мир Башкортостана». Познакомить детей с обитателями башкирских рек и озёр. Учить дифференцировать обобщенное понятие «рыбы» - озерные, речные, морские. Воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.
5. Выставка книг башкирских писателей и поэтов. Развивать интерес к башкирской литературе.
Апрель 1 Беседа о труде пчеловода. познакомить с традиционной в Башкортостане профессией – пчеловода. Вызвать у детей интерес к труду пчеловода. Показать интересную, трудную работу пчеловода. Основной продукт, который вырабатывает пчеловод – мед, полезный, лечебный продукт. Воспитывать уважение к труду пчеловода. Материал: иллюстрации, отображающие труд пчеловода. С121
2. Занятие «Они прославили нашу Республику». Познакомить детей с поэтами, певцами, художниками, музыкантами, которые прославили нашу республику. Рассказать об их творчестве, о том, какое место занимает в нём любовь к родине, к Республике Башкортостан. Воспитывать гордость за знаменитых соотечественников.
3. Рассматривание иллюстраций «Травы, которые нас лечат». Рассмотреть лекарственные травы Башкирии. Воспитывать желание заботиться о природе родного края.
4. Рисование «Украшения башкирского народа». Расширять представления детей о внешнем виде и назначении украшений башкирского народа. Учить отражать в рисунке характерные особенности украшений. Упражнять в рисовании красками тонких и толстых линий, узоров. Развивать фантазию, творчество.
Май
1. Беседа «Собираемся на праздник – Сабантуй». Познакомить детей с башкирскими народными праздниками. Дать знания о празднике Сабантуй. Развивать интерес к культурному наследию башкирского народа.
2. Заучивание отрывка из стихотворения О. Ивановой «Сабантуй». Продолжать учить запоминать стихотворный текст наизусть, рассказывать его выразительно, без помощи взрослого. Воспитывать интерес к поэзии.
3. Беседа «Боевая слава города» и изготовление открыток ко дню Победы. Побеседовать с детьми об Уфе в годы Великой Отечественной войны. Дать знания о том, как жители города боролись с фашистами. Вспомнить имена героев – выходцев из Башкортостана. Воспитывать уважение к ветеранам, желание чтить память героев.
4. Беседа «Уральские самоцветы». Дать знания о полезных ископаемых Республики Башкортостан. Познакомить с легендой возникновения камней самоцветов. Подвести к пониманию того, что полезные ископаемые необходимо добывать аккуратно, не истощая богатую почву республики.