Ирина Биктимерова
Перспективный план по башкирскому регионально-национальному компоненту
▼ Скачать + Заказать документы
Период Тема Программное содержание Литература
Сентябрь
1. Беседа «Башкортостан – моя малая Родина» Уточнять знания детей о родном крае, расположении Башкирии на карте России, названии республики, особенностях климата, природы, животного мира. Развивать умение отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями. Воспитывать национальную гордость. Интернет ресурсы
Темочки:
- Башкортостан. Башкирский народ
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Темочки
2. Рассматривание национальной и современной одежды. Закрепить знания о внешнем виде башкирского костюма, его характерных особенностях, ввести в речь слова, обозначающие предметы костюма. Воспитывать уважение и интерес к жизни и традициям башкирского народа. С75
3. Чтение рассказа «Гюльгизар» Ф. Губайдуллиной. Различать жанры произведений рассказ, сказка. Учить осмысливать содержание, характеры персонажей. С75
4. Просмотр презентации и беседа по теме «Символика Республики Башкортостан» «Символика Республики Башкортостан» Познакомить с символикой нашей республики. Объяснить значение цвета и оформление герба, флага. Активизировать словарь. Учить внимательно слушать гимн. Интернет ресурсы
Октябрь 1. Просмотр презентации и беседа по теме «Уфа – столица Башкортостана» Познакомить с историей возникновения и становления города Уфы как столицы Башкортостана. Развивать сложные формы диалогической речи. Активизировать словарь, закрепить умение составлять рассказ из личного опыта по предложенному плану. Воспитывать любовь к родному городу. Интернет ресурсы
2. Чтение легенды о башкирских именах, беседа «Об именах»Игра «Давайте познакомимся». Познакомить с легендой башкирского народа, воспитывать желание узнавать об истории возникновения башкирских имен. С76
3. Беседа «День рождение республики» Побеседовать о празднике, истории его возникновения. Воспитывать любовь к Родине. Интернет ресурсы
4. День рождение М Карима. Выставкакниг. Чтение стихов. Познакомить с творчеством
Ноябрь 1. Занятие: «Салават Юлаев – национальный герой» Рассказать о жизни и подвиге С. Юлаева. Рассказать о жизни и подвиге С. Юлаева. Закрепить умение понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями, развивать сложные формы диалогической речи. Воспитывать гордость за своих земляков, патриотические чувства.
2. Рассматривание иллюстраций: Жилище башкирского народа Закрепить знания о жилище башкирского народа в прошлом (юрта). Рассказать о внешнем виде, внутреннем убранстве башкирского дома. Учить внимательно рассматривать иллюстрации, активизировать словарь, упражнять в описании предметов быта. Интернет ресурсы
3. Чтение башкирской народной сказки «Лиса – сирота» Продолжать знакомство с устным народным творчеством башкирского народа. Учить оценивать поступки героев, выделяя положительные и отрицательные стороны характера, понимать идею произведения
4. Чтение и пересказ башкирской сказки «Петух-батыр». С. 77
5. Рассказывание легенды «В царстве Шульгена». Воспитатель знакомит детей еще с одним жанром башкирского фольклора – легендой. С. 81
Декабрь 1. Просмотр презентации и беседа на тему «Башкирские национальные блюда» Познакомить детей с традиционными блюдами башкирского народа ввести в речь слова, их обозначающие. Развивать разговорную речь. Интернет ресурсы
2. Просмотр презентации «Башкирские народные музыкальные инструменты» Познакомить с башкирскими народными музыкальными инструментами. Учить различать их, называя характерные особенности, ввести в речь слова, их обозначающие. Развивать слуховое внимание, фразовую речь. Воспитывать интерес и уважение к музыкальному наследию башкирского народа. Интернет ресурсы
3. Лепка «Музыкальные инструменты» Закреплять знания о башкирских музыкальных инструментах, умение использовать разнообразные приемы лепки, передавая характерные особенности инструментов. Интернет ресурсы
4. Беседа о целебных напитках. Кумыс. 1
Январь Рассказывание башкирской сказки «Клубок». 1
2. Рассматривание иллюстраций «Башкирские головные уборы». Познакомить с головными уборами башкирского народа, ввести в речь слова их обозначающие. Воспитывать уважение к жизни и традициям башкирского народа
3. Конструирование «Улицы города» Учить передавать в постройке своеобразие улиц родного города. Развивать самостоятельность, творчество.
4. П/и «Юрта». Познакомить с башкирской подвижной игрой, её правилами. Развивать интерес к подвижным играм разных народов.
Февраль 1. Просмотр презентации и беседа на тему «Памятники нашего города» Познакомить с памятниками города Уфа. Воспитывать желание узнавать историю возникновения памятников, любовь к Родине. Развивать диалогическую речь. Интернет ресурсы
2. Рисование «Улицы нашего города». Закрепить знания о названиях улиц, достопримечательностях города, магазинах, парках, площадях.
3. Инсценировка башкирской народной сказки «Клубок». Продолжать знакомить с устным народным творчеством башкирского народа. Учить понимать замысел и идею сказки, оценивать поступки героев и принимать на себя их роли. Учить передавать характерные особенности персонажей, выразительность образов. Воспитывать интерес к художественной литературе.
4. Рассказывание сказки «Тан-батыр». 1
Март 1. Беседа «Профессии моих родителей». Продолжать знакомство с профессиями родителей. Воспитывать уважение к профессиям. Подвести к пониманию, что все профессии важны для республики.
2. Литературная викторина «Путешествие в страну сказок». С. 98
3. Чтение легенды «Сказка про Асылыкуль». Продолжать знакомить детей с башкирскими С100
4. Рассматривание иллюстраций и беседа «Водный мир Башкортостана». Познакомить детей с обитателями башкирских рек и озёр. Учить дифференцировать обобщенное понятие «рыбы» - озерные, речные, морские. Воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.
5. Выставка книг башкирских писателей и поэтов. Развивать интерес к башкирской литературе.
Апрель 1 Беседа о труде пчеловода. познакомить с традиционной в Башкортостане профессией – пчеловода. Вызвать у детей интерес к труду пчеловода. Показать интересную, трудную работу пчеловода. Основной продукт, который вырабатывает пчеловод – мед, полезный, лечебный продукт. Воспитывать уважение к труду пчеловода. Материал: иллюстрации, отображающие труд пчеловода. С121
2. Занятие «Они прославили нашу Республику». Познакомить детей с поэтами, певцами, художниками, музыкантами, которые прославили нашу республику. Рассказать об их творчестве, о том, какое место занимает в нём любовь к родине, к Республике Башкортостан. Воспитывать гордость за знаменитых соотечественников.
3. Рассматривание иллюстраций «Травы, которые нас лечат». Рассмотреть лекарственные травы Башкирии. Воспитывать желание заботиться о природе родного края.
4. Рисование «Украшения башкирского народа». Расширять представления детей о внешнем виде и назначении украшений башкирского народа. Учить отражать в рисунке характерные особенности украшений. Упражнять в рисовании красками тонких и толстых линий, узоров. Развивать фантазию, творчество.
Май
1. Беседа «Собираемся на праздник – Сабантуй». Познакомить детей с башкирскими народными праздниками. Дать знания о празднике Сабантуй. Развивать интерес к культурному наследию башкирского народа.
2. Заучивание отрывка из стихотворения О. Ивановой «Сабантуй». Продолжать учить запоминать стихотворный текст наизусть, рассказывать его выразительно, без помощи взрослого. Воспитывать интерес к поэзии.
3. Беседа «Боевая слава города» и изготовление открыток ко дню Победы. Побеседовать с детьми об Уфе в годы Великой Отечественной войны. Дать знания о том, как жители города боролись с фашистами. Вспомнить имена героев – выходцев из Башкортостана. Воспитывать уважение к ветеранам, желание чтить память героев.
4. Беседа «Уральские самоцветы». Дать знания о полезных ископаемых Республики Башкортостан. Познакомить с легендой возникновения камней самоцветов. Подвести к пониманию того, что полезные ископаемые необходимо добывать аккуратно, не истощая богатую почву республики.