Татьяна Бычинина
Модель гражданско-патриотического воспитания на основе проектной деятельности в рамках коррекционно-развивающей работы
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
реализации гражданско-патриотического воспитания
на основе проектной деятельности
в рамках коррекционно-развивающей работы.
подготовительная группа ОНР «Ромашка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 264
городского округа Самара
Разработал :
Педагог Бычинина Татьяна Валентиновна.
Модель реализации гражданско-патриотического воспитания
Актуальность:
Публикация «Модель гражданско-патриотического воспитания на основе проектной деятельности в рамках коррекционно-развивающей работы» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Патриотическое воспитание в детском саду – это сложная социально – психологическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Родины, к защите ее интересов. Суть патриотического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. К сожалению, в методической литературе освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Поэтому я предлагаю педагогический проект по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель проекта :
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
Интеграция областей: (ОО Познание, ОО Социализация, ОО Коммуникация, ОО художественное творчеств, ОО Безопасность, ОО Здоровье).
Задачи:
o Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким,
o Формирование у детей чувства к своему родному краю, своей малой родины на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
o Формирование представления о России как о родной стране о Москве как о столице России.
o Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изодеятельность, художественное слово.
o Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Формы реализации проекта :
o Непосредственно образовательная деятельность воспитателя
o Фронтальные коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда
o Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда (фрагмент)
o Совместная деятельность воспитателя с детьми в свободное время (игры, беседы, экскурсии)
o Совместная деятельность родителей с детьми в выходные дни
o Совместная досуговая деятельность педагогов группы, детей и родителей (праздники, развлечения)
o Кружковая работа с воспитателем.
Литература:
o Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России» Москва 2008
o В. В. Артемов «Страницы российской истории» М., 2005
o З. Герасимова «Родной свой край люби и знай» М., «Дошкольное воспитание» 2001 №2
o М. Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М. ,2003
СЕНТЯБРЬ
Тема недели Программное содержание Работа с детьми
воспитатель логопед родители
1-2
неделя Моя улица Формировать у детей интерес к малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса, учить детей правилам безопасного перехода через дорогу, обогащать словарь детей словами: газон, тротуары, пешеходный переход, пешеходы. Воспитывать у детей дружелюбное отношение друг другу, желание играть вместе, общаться, развивать коммуникативные навыки Беседа
НОД (ознакомление с окружающим 2 нед)
Продуктивная деятельность (Рисование) «Моя родная улица»
С-р игра на улице.
Дид и настольные игры: Ручеек, Клубочек, НОД (лексика-грам.)
Дид. игра «Мой домашний адрес», «Я живу на улице» Составление схемы «Моя дорога в детский сад»
3-4
неделя
Городские здания.
Родной город Познакомить детей с разными видами городских зданий, их назначением, объяснить, что дома бывают жилые и нежилые, пополнять словарь: школа, библиотека, парикмахерская, аптека, больница, аэропорт… Расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения родного города, воспитывать патриотическое отношение к малой родине.
НОД (ознакомление с окружающим 4 нед)
Беседа, чтение худ. лит-ры (стихи, пословицы, загадки о зданиях)
Рассматривание иллюстраций и фотографий городских зданий
Дид игры: «жилое-нежилое», «из чего построен дом». «Когда это бывает», «На чем поедим», «Родные улицы», «Домашний адрес»
Беседа (на индивидуальном занятии) В выходной день-экскурсия по родному городу. Подготовить фотографии детей о достопримечательностях родного города и составить небольшой рассказ о них
ОКТЯБРЬ
Тема недели Программное содержание Работа с детьми
воспитатель логопед родители
1-2
неделя
Золотая осень.
Осинины
Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте, пробуждать
эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение к природе.
Побуждать детей любоваться красотой осенних деревьев. НОд (ознакомление с окружающим 2 нед)
Беседы об осенних приметах в родном городе
Рассматривание репродукций картин об осенних пейзажах.
Рисование осенних листочков
Чтение стихотворений об осени
Народные приметы, пословицы и поговорки об осени
Совместно с муз. рук. организовать развлечение
Фронтальное занятие.
Беседа (на индивидуальном занятии) Целевая прогулка в ботанический сад-задание собрать букет осенних листьев и принести в группу.
3-4
неделя
Растительный мир родного края Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родного края. НОД (ознакомление с окружающим 4 нед)
Беседа о растениях родного края
Рассматривание альбомов,фотографий, открыток с видами родной природы.
Загадки про растения, решение экологич задачек.
Дид игры: «Какие деревья растут», «С какого дерева листок?»
Фронтальное занятие.
Беседа (на индивидуальном занятии) Собрать фото материал по растениям родного края и принести в дет сад
НОЯБРЬ
Тема недели Программное содержание Работа с детьми
воспитатель логопед родители
1-2 неделя
Лекарственные растения родного края Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родного края. Познакомить с лекарственными растениями родного края, их использованием в лечебных целях НОД (ознакомление с окружающим 2 нед)
Беседа о лекарственных растениях родного края
Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родной природы.
Загадки про растения, решение экологич. задачек.
Дид игры: «зеленая аптека»
Фронтальное занятие.
Беседа (на индивидуальном занятии) Собрать фото материал по лекарственным растениям родного края и принести в дет сад
3-4 неделя
Животный мир родного края Расширять представления детей о животном мире родного края, побуждать восхищаться красотой родного края, формировать основы экологического мировоззрения НОД (ознакомление с окружающим 4 нед)
Беседы о животных родного края, рассматривание иллюстраций, открыток с изображением животных, насекомых, пьтиц.
Загадки, стихи.
Дид. игра «Узнай по описанию», «У кого какой домик»
Беседа (на индивидуальном занятии) Изготовить совместно с родителями поделку, рисунок о животных родного края
ДЕКАБРЬ
Тема недели Программное содержание Работа с детьми
воспитатель логопед родители
1-2
неделя
Новый год у ворот Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско-патриотические чувства. Пополнять словарь названиями стран: Япония, Болгария, Италия, Германия и др.
НОД (ознакомление с окружающим 2 нед)
Беседа о людях разной национальности,
Рассматривание иллюстраций
Чтение худ. лит-ры о традиции празднования Новогод. Праздника
Прослушивание фольклорных песен
Беседа (фрагмент индивид занятия) Разучивание стихов, песен танцев
3-4
неделя Новогодний праздник Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодними праздниками, восхищаться нарядной елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким.
НОД (ознакомление с окружающим 4 нед)
Беседа
Утренник для детей и взрослых
Совместное изготовление атрибутов для украшения группы, новогодних игрушек
Разучивание стихов, песен, танцев
Фронтальное занятие
Беседа (фрагмент индивид занятия)
Разучивание стихов, песен Подготовить совместно подарок для детей младшей группы.
ЯНВАРЬ
Тема недели Программное содержание Работа с детьми
воспитатель логопед родители
Промежуточная диагностика.
Цель: Выявление уровня знаний и умений по проекту за I полугодие.
Виды деятельности : беседы, игры с детьми.
ФЕВРАЛЬ
Тема недели Программное содержание Работа с детьми
воспитатель логопед родители
1-я
неделя Мы-Россияне Сформировать в воображении детей образ Родины, формировать у детей представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия» Беседа
Чтение стихотворений о России
Рассматривание карты России, иллюстраций с изображением климатических зон России
Организация выставки рисунков «Моя Родина»
Беседа (фрагмент индивид занятия) Продуктивная деятельность Нарисовать совместно рисунок для выставки «Моя Родина-Россия»
2-я
неделя Россия -наша Родина Расширять знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России. Познакомить детей с понятиями большая и маленькая Родина НОД
Беседа
Чтение стихотворений о России, пословиц и поговорок
Рассматривание карты России, иллюстраций с изображением климатических зон России, открыток с видами разных городов
Беседа (фрагмент индивид занятия) Подготовить рассказ об одном из городов России, с использованием иллюстраций, фотографий. (оформить в альбом)
ФЕВРАЛЬ
Тема недели Программное содержание Работа с детьми
воспитатель логопед родители
3-я
неделя День защитника Отечества Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства Совместно с муз. рук. подготовить утренник для детей и взрослых.
Разучивание стихов, песен
Изготовление подарков для пап, дедушек.
Чтение худ. лит-ры о подвигах наших соотечественников в Великую Отечественную войну.
Беседа (фрагмент индивид занятия)
Разучивание стихов, песен
Разучивание стихов, песен
Девочкам совместно с родителями изготовить подарки для мальчиков группы.
4-я
неделя Государственные символы России. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России- гербе, флаге, сформировать уважительное отношение к государственным символам, познакомить детей с символическим значением герба РФ, цветов флага НОД
Рассматривание изображений государственного герба и флага РФ, рассматривание герба на монетах, документах.
Продуктивная деятельность (Аппликация) «Наш флаг»
Дид. игры «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг»
Продуктивная деятельность Нарисовать совместно рисунок «Государственные символы России»
МАРТ
Тема недели Программное содержание Работа с детьми
воспитатель логопед родители
1-я
неделя Мама-первое слова Средствами эстетического воспитания сформировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства. Совместно с муз. рук. организовать утренник.
Разучивание стихов, песен.
Изготовление подарков для мам и бабушек
Изготовление атрибутов для украшения группы и муз. зала
Дид. игра «какая моя мама»
Организация фотовыставки «Вот какие мамы»
Совместно с муз. рук. организовать утренник.
Разучивание стихов, песен.
Беседа (фрагмент индивид занятия)
Разучивание стихов, песен
Мальчикам совместно с родителями изготовить подарки для девочек группы.
2-я
неделя «Жаворонки» Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы весной, познакомить с фольклорными образами народного творчества: песнями, танцами, народными традициями.
развлечение для детей и взрослых.
Разучивание фольклорных стихов, песен
Организация выставки поделок и рисунков «В окно повеяло весной»
Разучивание стихов, песен.
Беседа (фрагмент индивид занятия)
Продуктивная деятельность
Нарисовать совместно рисунок для выставки «В окно повеяло весной»
МАРТ
Тема недели Программное содержание Работа с детьми
воспитатель логопед родители
3-я
неделя «Жаворонки» Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы весной, познакомить с фольклорными образами народного творчества: песнями, танцами, народными традициями.
Развлечение для детей и взрослых.
Разучивание фольклорных стихов, песен
Организация выставки поделок и рисунков «В окно повеяло весной»
Разучивание стихов, песен.
Беседа (фрагмент индивид занятия)
Продуктивная деятельность Нарисовать совместно рисунок для выставки «В окно повеяло весной»
4-я
неделя Волга-рекам Родины царица Закрепить названия родного города, реки, формировать чувство любви к своему городу, расширять представления детей о природных богатствах России, побуждать детей восхищаться красотой реки Волки. Познакомить детей с историей возникновения названия «Волга»
НОД
Беседы о малой родине, рассматривание иллюстраций, фотографий с видами Волги,
Организация фотовыставки «Мы на волге»
Решение экологических задач
Разучивание стихов о Волге. Подготовить материал для выставки (фото, небольшой рассказ)
АПРЕЛЬ
Тема недели Программное содержание Работа с детьми
воспитатель логопед родители
1-я
неделя Наземный пассажирский транспорт родного города Познакомить детей с различными видами транспорта родного города, особенностями труда людей разных профессии, Раскрывать общественную значимость труда взрослых, воспитывать уважение к труду людей транспортных профессии. Пополнять словарь детей названиями профессии, названиями городского транспорта. Беседа о городском транспорте
Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений о профессиях, загадки, пословицы о транспорте
Продуктивная деятельность (Рисование) «Транспорт»
Аппликация «Автобус»
С-р игры
Дидактические игры Фронтальное занятие
Беседа (фрагмент индивид занятия)
Разучивание стихов, песен Изготовить поделку из любого материала ( тема: транспорт)
2-я
неделя Водный транспорт родного города Познакомить детей с различными видами водного транспорта родного города, особенностями труда людей разных профессии. Раскрывать общественную значимость труда взрослых, воспитывать уважение к труду людей транспортных профессии. Пополнять словарь детей названиями профессии, названиями городского транспорта.
Воспитывать чувство гордости за свой родной город НОД
Беседа о водном транспорте
Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений о профессиях, загадки, пословицы о транспорте
Продуктивная деятельность (Рисование) «Транспорт»
Продуктивная деятельность (Аппликация)
С-р игры
Дидактические игры Фронтальное занятие
Беседа (фрагмент индивид занятия)
Разучивание стихов, Продуктивная деятельность Изготовить поделку из любого материала ( тема: транспорт)
АПРЕЛЬ
Тема недели Программное содержание Работа с детьми
воспитатель логопед родители
3-я
неделя Воздушный
транспорт родного города Познакомить детей с различными видами воздушного транспорта родного города, особенностями труда людей разных профессии. Раскрывать общественную значимость труда взрослых, воспитывать уважение к труду людей транспортных профессии. Пополнять словарь детей названиями: воздушный транспорт, аэропорт, летчик, бортпроводник, иллюминатор, пропеллер.
Воспитывать чувство гордости за свой родной город Беседа о воздушном транспорте
Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений о профессиях, загадки, пословицы о транспорте
Рисование
Аппликация
С-р игры
Дидактические игры Фронтальное занятие
Беседа (фрагмент индивид занятия)
Разучивание стихов, Изготовить поделку из любого материала ( тема: транспорт)
4-я
неделя Железнодорожный
транспорт родного города Познакомить детей с различными видами железнодорожного транспорта родного города, особенностями труда людей разных профессии. Раскрывать общественную значимость труда взрослых, воспитывать уважение к труду людей транспортных профессии. Пополнять словарь детей названиями: железнодорожный транспорт, машинист, вагоны, проводник, станции, пассажир…
Воспитывать чувство гордости за свой родной город Занятие
Беседа о транспорте
Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений о профессиях, загадки, пословицы о транспорте
Рисование
Аппликация
С-р игры
Дидактические игры
Организация ярмарки творчества детей. Фронтальное занятие
Беседа (фрагмент индивид занятия)
Изготовить поделку из любого материала ( тема: транспорт)
МАЙ
Тема недели Программное содержание Работа с детьми
воспитатель логопед родители
1-я
неделя Москва-столица нашей Родины Познакомить детей с главным городом России - Москвой. Формировать представление о Москве как о столице нашей Родины, самом большом и красивом городе России. Побуждать детей восхищаться красотой Москвы, интересоваться ее историческим прошлым, современными достижениями. Воспитывать патриотические чувства. Рассматривание фотографий, открыток с изображением Москвы
Просмотр видеофильма о достопримечательностях столицы
Прослушивание стихов, лит. произведений о Москве, рассказы детей, побывавших в Москве
Организация фотовыставки «Столица нашей Родины-Москва»
Беседа (фрагмент индивид занятия)
Разучивание стихов Подготовить материал для выставки.
2-я
неделя День Победы Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства детей НОД
Разучивание стихов, песен
Чтение худ лит-ры о подвигах наших соотечественников во время Великой Отечественной войны
Пригласить ветеранов (дедушек)
Беседа (фрагмент индивид занятия)
Разучивание стихов Продуктивная деятельность Изготовление подарков для ветеранов ВОВ
МАЙ (3-4 недели)
Тема недели Программное содержание Работа с детьми
воспитатель логопед родители
Итоговая диагностика.
Цель: Выявление уровня знаний и умений по проекту.
Виды деятельности : беседы, игры с детьми.