Татьяна Буреева
Перспективный план кружковой работы по патриотическому воспитанию для детей старшей группы «Из бабушкиного сундука»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕНТЯБРЬ.
Занятие 1.
Тема «У бабушки в деревне»
П. С. Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. Помочь детям понять, что русский народ с любовью и заботой относится к домашним животным. Воспитывать интерес к русским народным загадкам, эмоциональному их восприятию.
Занятие 2.
Тема. Русская народная сказка «Хвосты».
П. с. Познакомить детей с русской народной сказкой «Хвосты». Вызвать эмоциональный отклик на сказку «Хвосты», желание передавать содержание сказки в процессе игровой театрализованной деятельности.
ОКТЯБРЬ.
Публикация «Перспективный план кружковой работы по патриотическому воспитанию для детей старшей группы „Из бабушкиного сундука“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Занятие 1.
Тема «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех приглашу».
П. с. Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Закреплять знание об обычае встречать гостей хлебом-солью. Познакомить детей с пословицами и поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах быта и крестьянского труда. Закрепить представление о предметах домашнего обихода, их внешнем видом, назначении, названии.
Занятие 2.
Тема «Русские потешки»
П. с. Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Знакомство с потешками. Поведение русских народных игр «Горелки», «Золотые ворота». Закрепить знание детей народных игр, развивать смекалку, ловкость, вызвать положительные эмоции от подвижных игр.
Занятие 3.
Тема «Покров – натопи избу без дров».
П. с. Расширять и закреплять представления, понятия об осени, урожае, природе. Познакомить детей с народными пословицами об осени, урожае, осенних месяцах. Рассказать о народном календаре и приметах.
Занятие 4.
Тема «Рябинник».
П. с. Воспитывать любовь к родной природе и народным традициям через устное народное творчество. Формировать у детей представление о календарно-обрядовом празднике «Рябинник», обычаями и приметами связанных с ним, о пользе рябины для человека и птиц, о значении обереговых рябиновых бус.
НОЯБРЬ.
Занятие 1.
Тема «Жихарка».
П. с. Загадывание загадок о предметах народного быта. Разыгрывание представления по мотивам русской народной сказки «Жихарка». Повторение знакомых и разучивание новых пословиц о дружбе и смелости. Определение в сказке «Жихарка» элементов, характерных для русских народных сказок.
Занятие 2.
Тема «Народные инструменты».
П. с. Продолжать формировать представление о народных инструментах, их внешнем виде, звучании, назначении. Развивать чувство ритма, желание играть на музыкальных инструментах. Воспитывать интерес к народной песне, музыке.
Занятие 3.
Тема «Волга – рекам Родины царица».
П. с. Расширять представление детей о природном разнообразии и богатстве России, о Волге как о главной реке России. Учить детей восхищаться красотой реки Волги, воспитывать чувство гордости за то, что мы живем в России.
Занятие 4.
Тема «Игра с матрешкой».
П. с. Продолжать знакомить детей с народной игрушкой, закрепить представление о матрешке. Учить сравнивать между собой изделия народных мастеров (Семеновские, Загорские, Полхов-Майданские матрешки). Находить сходство и различия. Воспитывать эстетическое восприятие к предметам народного творчества, уважение к труду народных умельцев.
ДЕКАБРЬ.
Занятие 1.
Тема «Выпал беленький снежок».
П. с. Знакомство с народными играми «Лиса и зайцы», «Медведь». Проведение хоровода «Выпал беленький снежок». Воспитывать у детей интерес к народным обрядам, вызвать у детей положительные эмоции от проведения народных подвижных игр.
Занятие 2.
Тема «В деревне».
П. с. Использование на занятии картин деревенской жизни. Развивать интерес к пейзажной живописи, поэзии, желание любоваться картиной, ее содержанием. Высказывать мнения и суждения; соотносить увиденное с собственным настроением и опытом восприятия деревенской жизни. Вызвать интерес к родному языку, красоте и выразительности поэтического слова.
Занятие 3.
Тема «Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый».
П. с. Продолжать развивать интерес у детей к русским народным сказкам. Учить понимать характеры и поступки героев, придумывать другое окончание сказки. Замечать и понимать образные выражения, познакомить с новыми фразеологизмами (душа в душу, водой не разольешь).
ЯНВАРЬ.
Занятие 1.
Тема «Зимние святки».
П. с. Рассказать детям о праздниках, которые отмечались в период зимних святок (Рождество, Новый год). Объяснить детям, что старинные обычаи дошли и до нашего времени. Современные свечи и огоньки на елках – это новый «Живой» огонь наших предков, 31 декабря заканчивался студеный месяц и начиналось время «Разгорания солнца»,огонь в этот день должен был неизменно гореть. Развивать познавательный интерес к истории.
Занятие 2.
Тема «Пришла Коляда – отваряй ворота!».
П. с. Познакомить детей с рождественскими обычаями петь обрядовые песни – колядки. Вызвать у детей желание разучить несколько колядок. Приобщать к традициям и обрядам русского народа, знакомить с рождественскими праздниками и сяточными гаданиями. Учить соблюдать традиции, помогать возраждать обычаи и обряды русского народа.
Занятие 3.
Тема «Гжель»
П. с. Вызвать интерес к гжельской росписи, закрепить знание свойств глины. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство народа.
ФЕВРАЛЬ.
Занятие 1.
Тема «Быт и традиции старины русской»
П. с. Продолжать знакомить детей с бытом русских крестьян, с избой, с печью – главной частью избы; расширить и углубить представления о старинных семейных обычаях : рождении ребенка, обряд первого купания. Воспитывать у детей уважение, интерес к обычаям старины, доброту и любовь друг к другу.
Занятие 2.
Тема «Примечай будни, а праздники сами придут»
П. с. Познакомить детей с традициями отмечать любое событие в жизни человека соответствующим обрядом. Так люди старались защитить себя от злых духов, вымолить урожай или заговорить хорошую погоду. Научить детей изготавливать тряпичную куклу «кувадку». Рассказать детям, что таких кувадок собирали в связку по несколько штук, и давали играть младенцам вместо погремушки.
Занятие 3.
Тема «Одна у человека мать, одна и Родина»
П. с. Познакомить детей с народными пословицами о Родине, учить их осмысливать. Формировать у удетей представление о стране, в которой мы живем; вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России. Формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну. Познакомить с понятиями «большая» и «малая родина».
Занятие 4.
Тема «Илья Муромец – богатырь земли русской».
П. с. Формировать у детей представление о прошлом русского народа. Древней Руси. Уточнить знания о былинах. Былинном богатыре - Илье Муромце». Развивать познавательный интерес к истории России. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским богатырям, желание им подражать.
МАРТ
Занятие 1.
Тема «Лучше нет дружка, чем родная матушка.
Материнская ласка конца не знает».
П. с. Познакомить детей с народными пословицами о матери, учить осмысливать содержание пословиц. Раскрыть многогранный образ матери труженицы. Развивать доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к матери – самому родному человеку, уважение к ее труду.
Занятие 2.
Тема «Чтение сказок народов севера России «Кукушка», «Айога».
П. с. Воспитывать интерес к сказкам народов России. Познакомить детей со сказками народов Севера. Учить понимать скрытые мотивы поступков героев, определить их характер. Учить передавать свое отношение к содержанию сказок, поступков героев. Помочь детям выразить основную мысль сказок с помощью народных пословиц о матери.
Занятие 3
Тема «Сороки – праздник весеннего равноденствия».
П. с. Познакомить детей с основными приметами прихода весны, объяснить понятие «День весеннего равноденствия. Использование на занятии закличек, приговорок. Рассказать о первом весеннем празднике «сороки», отмечавшемся 22 марта. «сорок сороков летят, весну несут» - говорили в народе. Рассказать об обычае водить хороводы во время праздников – хоровод символизирует ход солнца.
Занятие 4.
Тема «Хаврошечка». Анализ пословиц и фразеологизмов.
П. с. Учить детей понимать целесообразность использования в сказке выразительных средств, обогащать речь фразеологизмами, развивать умение понимать их образное значение.
АПРЕЛЬ.
Занятие 1.
Тема «Малые фольклорные формы»
П. с. Закрепить знание о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, чистоговорки, пословицы); учить понимать переносное значение образных выражений ; развивать умение составлять сказки по пословицам, с использованием образных выражений.
Занятие 2.
Тема «Алексей с гор поток»
П. с. Продолжать знакомить детей с народным календарем. Рассказать о народном празднике «Алексей с гор поток». Провести народные игры «Кораблики», «Ручеек». Рассказать докучные сказки, дразнилки. Вызвать у детей положительные эмоции от проведения народных игр, развлечений.
Занятие 3
Тема «Вербное воскресенье».
П. с. Рассказать детям о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Познакомить детей с обычаями связанными с этим днем, воспитывать интерес к духовному наследию земли русской, уважение к обычаям наших предков.
Занятие 4.
Тема «Пасха».
П. с. Рассказать детям о праздновании Пасхи, об обычае обмениваться яйцами, о значении этого действия, о праздновании последнего дня Пасхальной недели – Красной горки.
МАЙ.
Занятие 1.
Тема. Викторина «Русские народные сказки»,
П. с. Закрепить знание о народных сказках, о жанровых особенностях сказок, малых фольклорных форм. Формировать образность речи: умение понимать образное значение пословиц, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации. Развивать интерес к родному языку, красоте и выразительности поэтического слова.
Занятие 2.
Тема «Обычаи русского лета».
П. с. Познакомить детей с обычаем празднования Троицы. Разучить подвижную народную игру «Ходит Ваня». Закрепить умение складывать фигурки животных из бумаги. Воспитывать любовь к русской культуре, уважение друг к другу, заботу о природе.