Светлана Ромадановская
Перспективное планирование занятий по предмету «Звучащее слово» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение. для последующего систематического изучения родного языка. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже в средней группе детского сада.
Публикация «Перспективное планирование занятий по предмету „Звучащее слово“ для детей средней группы» размещена в разделах
Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов - первому действию по обучению грамоте.
Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственноволевых и эстетических качеств ребенка.
Кружковая работа по предмету «Звучащее слово» с детьми 4-5 лет планируется систематически 1 раз в неделю, в вечерний отрезок времени, что обеспечивает непрерывность и последовательность в работе.
В начале учебного года с детьми проводится обследование речи, в частности, звукопроизношения и фонематического слуха.
1) Тема: «Веселый язычок»
Цель: Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.
2) Тема: «Слова разные»
Цель: Совершенствовать произношение слов и словосочетаний, развивать дикцию, фонематический слух, интонационную выразительность речи, вызвать интерес к слову.
3) Тема: «Звучащее слово»
Цель: Познакомить детей со звучащим словом. Дать представление о многообразии слов. Познакомить с термином «слово».
4) Тема: «Звучащее слово. Звук.»
Цель: 11родолжать знакомить со звучащим словом. Познакомить со звуками окружающего мира, с понятием «звук».
Октябрь
1) Тема: «Звук»
Цель: Продолжать знакомить со звуками окружающего мира. Закрепить понятия «слово», «звук».
2) Тема: «Слова -друзья»
Цель: Учить сравнивать слова но звучанию, дать представление, что слова звучат по-разному и похоже. Учить подбирать слова-друзья к заданным словам.
3) Тема: «Слова — действие предметов»
Цель: 11одвести к тому, что слова могут обозначать не только предмет, но и их действия.
4) Тема: «Слова признаки предметов»
Цель: Подвести к тому, что слова могут обозначать и признаки предметов.
1) Тема: «Короткие и длинные слова»
Цель: Познакомить с протяжностью слов и делением их па части. Учить сравнивать короткие и длинные слова. Учить самостоятельно находить сходные и разные по звучанию слова.
2) ' Тема: «Каждое слово состоит из звуков»
Цель: 11оказать, что слова звучат потому, что состоят из звуков, что звуки разные. Учить узнавать слова в которых не хватает одного звука, первого или последнего.
3) Тема: «Звуки бывают разные»
Цель: Знакомство со звуками [А|,|0|,|У |,|И], учить узнавать их по положению губ.
Тема: «1 ’ласныс твердые звуки»
Цель: Учить узнавать звуки [А],1.0],[У]. Познакомить со звуками |ы],|э|.
4) Тема: «1 ласныс мягкие звуки»
Цель: Знакомить со звуками [Я],[Е], | Ю],|Н|, учить узнавать гласные в словах.
1) Тема: «Звук | С | — свистит»
Цель: Объяснить детям артикуляцию звука [С]; поупражнять их и произнесении изолированного звука, звука в слоге, в разных словах.
2) Тема: «Звуки |С| и |С'|»
Цель: Учить разделять на слух в словах твердый звук |С| и мягкий [С]
3) Тема: «Звук |3| — звенит»
Цель: I [оказать детям артикуляцию звука [3|; поупражнять в произнесении изолированного звука, звука в слоге, в словах; различать слова с этим звуком.
4) Тема: «Звуки |3| и |3']»
Цель: Учить различать на слух твердый звук |3| и мягкий звук |3'|. Продолжать учить выделять звуки 131 и 13*| в произношении.
1) Тема: «Звук 111,] цокает»
Цель: 1 [ознакомить детей со звуком |Ц| и поупражнять их в произнесении изолированного звука, звука в слоге, в словах; различать слова с этим звуком.
2) Тема: «Звук [ III] -- шипит»
Цель: Познакомить детей со звуком [III]; показать его артикуляцию, учить произносить звук [III] в слоге, в слове, добиваясь четкости произношения.
3) Тема: «Звук | Ж | - жужжит»
Цель: Показать детям артикуляцию звука [Ж], учить произносить звук [Ж в слоге, в разных словах.
4) Тема: «Найди слово. Закрепление изученных звуков»
Цель: Учить вслушиваться в звучании слова; четко произносить звуки в слове, самостоятельно находить слова с определенными звуками, находящимися в конце или начале слова.
1) Тема: «Звук | Г1]»
Цель: Познакомить детей со звуком [1Т|, учить произносить звук [II| в слоге, в слове, добиваясь четкости произношения.
2) Тема: «Звук [41»
Цель: Объяснить и показать артикуляцию звука [Ч], учить произносить звук в слоге, в слове; учить произносить звук |Ч| медленно, быстро.
3) Тема: «Звук |Щ|»
Цель: Показать артикуляцию звука |1Ц], учить произносить звук в слоге, в слове; дифференцировать произношение звуков |Щ|, |Ч|.
4) Тема: «Звук [Л]», [Л* |
Цель: Познакомить детей со звуком [Л], учить четко артикулировать звук в слоге, слове, учить произносить звук твердо [Л], мягко | Л' |.
1) Тема: «Звук |Р|»
Цель: 1 [ознакоми ть детей со звуком |Р| и поупражнять в правильном произнесении звука [Р]; учить произносить звук в слоге, в слове, различать слова с этим звуком.
2) Тема: «Найди слово. Закрепление звуков»
Цель: Учить вслушиваться в слова, четко произносить звуки в слове, самостоятельно находить слова с определенными звуками, находящимися в конце или начале слова.
3) Тема: «Слова, рифмы, звуки»
Цель: ] 1родолжать учить вслушиваться в звучании слов, учить находить слова сходные и различные по звучанию.
4) Тема: «Составление детьми описательных рассказов. Формирование грамматически правильной речи».
Цель: Учить детей сочинять небольшие описательные рассказы об игрушке, следуя образцу воспитателя.
Апрель
1) Тема: «Рассматривание картин. Формирование грамматически правильной речи»
Цель: Учить понимать содержание картин, называть то, что увидели, отвечать на вопросы воспитателя.
2) Тема: «Пересказ небольших рассказов. Формирование грамматически правильной речи»
Цель: Учить детей при пересказе сохранять последовательность изложения, поощрять не 'только за подробный, но и выразительный рассказ.
3) Тема: «Совершенствование грамматического строя речи. Рассказывание детям сказок»
Цель: Учить детей отвечать па вопросы по содержанию сказки, оценивать поступки героев, выразительно передавать их речь.
4) Тема: «Заучивание стихов»
Цель: Учить детей рассказывать стихи наизусть, добиваясь выразительности чтения, добиваясь четкого произношения звуков в словах, формировать звуковую выразительность речи (произношение звука с разной силой голоса)
1). Тема: Драматизация стихотворения К. ИЛТуковского, «Путаница» (сценка- звукоподражание).
Цель: закрепить умения детей рассказывать стихи наизусть, добиваясь выразительности в звукоподражании.
2). Тема: Драматизация русской народной сказки «Теремок».
Цель: закрепить умения детей чётко произносить звуки, выразительно читать наизусть текст.
3). Тема: «Повторение изученных звуков»
Цель: Проверить помнят ли дети звуки, с которыми их знакомили на предыдущих занятиях, правильно ли произносят их. Предложить задания на узнавания знакомого звука в загадках, на нахождение звуков в названиях предметов, имён и прочие.
4). Тема: «Итоговое занятие»
Цель: Формировать у детей правильное звукопроизношение, совершенствовать умение пользоваться различные темпом речи.
Всего тридцать шесть занятий.
1. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина
«Занятия, игры и упражнения но развитию речи для детей 4-5 лет» Москва 1999 г.
2. Г. ЛЛ'умакова
«Ознакомление дошкольника со звучащим словом»
Москва «Просвещение» 1991 г.
3. В. В. Гербова
«Занятия но разви тию речи в средней группе детского сада» Москва «Просвещение» 1983 г.
4. М. Д. Маханеева
«Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет»
Москва ТЦ «Сфера» 2007 г.
5. Обучение дошкольников грамоте (методическое пособие) под редакцией Дуровой.
Москва «Школьная пресса» 2002 г.