Евгения Сюткина
Перспективное планирование в старшей группе (ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование в старшей группе (ОНР)
I ПЕРИОД
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Первая и вторая недели сентября обследование состояния речи и неречевых психических функций. Заполнение речевых карт.
1-й раздел. Звукопроизношение
1. Уточнение произношения простых звуков типа а, у, о, э, и. м, мь, н, нь, п, пь, т, ть, ф, фь, в, вь, б, бь на индивидуальных занятиях.
Темочки:
2. Постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков (к, кь, г, гь, х, хь, л, ль, йот, ы, с, сь, з, зь, р) у вновь поступивших детей (на индивидуальных занятиях).
3. Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей, посещавших логопедическую группу.
4. Дифференциация звуков С-Ц, С-З, С,-З, на индивидуально подгрупповых занятиях.
2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова
Научить детей:
1. Различать на слух длинное и короткое слово (кот – электричка).
2. Передавать ритмический рисунок слова: -- --- --- --
3. Запоминать и воспроизводить слоговый ряд из легких правильно произносимых звуков, меняя при этом ударение, интонацию: пАпапа папа
4. Запоминать и воспроизводить слоговой ряд из разных гласных и одинаковых согласных звуков: папопу (при этом необходимо следить за четкостью и правильностью произношения каждого звука).
5. Запоминать и воспроизводить слоговой ряд из разных согласных и одинаковых гласных звуков: катама
6. Заучивать и воспроизводить слоги со стечением согласных: то-кто, та-пта
7. Четко воспроизводить слова из ранее проработанных слогов и предложений с этими словами.
3-й раздел. Развитие навыков звукового анализ и синтеза
1. Учить различать неречевые и речевые звуки по силе, высоте и тембру.
2. Упражнять детей в выделении начальных ударных гласных [а], [у], [и] в слогах и словах (Аня, ухо и т. п.).
3. Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях.
4. Учить детей выделять пройденные гласные и согласные из слов.
5. Закрепить умение находить место звука в слове (начало, середина, конец)
6. Подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза (анализ звуковых сочетаний типа ау, ам, ну).
4-й раздел. Развитие общих речевых навыков
1. Продолжать работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания, используя упражнения, отработанные в средней группе.
2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных и проговаривании предложений, работать над плавностью речи.
3. Продолжать отрабатывать четкость дикции в упражнениях с использованием шепотной речи.
4. Активно работать над интонированием речи; развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями, в играх-диалогах.
5. Продолжать развитие силы голоса в упражнениях и играх.
6. Проводить специальные упражнения, формирующие умение правильно использовать паузы, чередовать ударность и паузу.
5-й раздел. Лексика
Лексические темы
Сентябрь
1-я неделя — Д/с. Игрушки.
2-я неделя — Части тела. Здоровье.
3-я неделя — Умывальные принадлежности.
4-я неделя — Одежда. Обувь.
Октябрь
1-я неделя — Осень.
2-я неделя — Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.
3-я неделя — Фрукты
4-я неделя — Грибы. Ягоды. Лес.
Ноябрь
1-я неделя — Продукты питания.
2-я неделя — Посуда.
3-я неделя — Город. Строительство. Дом. Квартира.
4-я неделя — Мебель.
5-я неделя — Виды транспорта. Транспорт в городе.
Формирование активного словаря по всем лексическим темам на фронтальных занятиях воспитателя, индивидуальных логопедических занятиях, закрепление в домашних условиях.
1. Сформировать представление об осени как времени года, о существенных признаках сезона: похолодании, сокращении светового дня, холодных затяжных осадках. Ввести в активный словарь:
• существительные: осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад;
• прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный;
• глаголы: идти, дуть, желтеть, опадать;
• наречия: пасмурно, солнечно, ветрено, дождливо, ясно.
2. Закрепить умение различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Сформировать представление о многолетних и однолетних растениях. Ввести в активный словарь:
• существительные: береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна;
• прилагательные: белоствольный, тонкий, могучий, раскидистый, вечнозеленый, лиственный, хвойный.
3. Закрепить и расширить обобщенные представления об овощах и фруктах, о сборе урожая, о заготовке овощей и фруктов на зиму. Ввести в активный словарь:
• существительные: овощи, фрукты; помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свекла, картофель; яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин; огород, сад, грядка, дерево;
• прилагательные: спелый, сочный, ароматный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый;
глаголы: зреть, собирать, убирать, заготавливать.
4. Сформировать представления о растениях осеннего леса, о грибах и ягодах. Ввести в активный словарь:
— существительные: мухомор, боровик, подосиновик, лисичка; земляника, малина, черника, клюква; гриб, ягода, ножка, шляпка;
— глаголы: собирать, прятаться, висеть, заготавливать;
• прилагательные: ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый, мягкий, душистый;
• наречия: вкусно, сладко, кисло.
5. Уточнить и расширить представления детей об окружающих предметах и их назначении (об одежде, обуви, посуде, игрушках); их существенных признаках, материалах, из которых они сделаны. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы. Ввести в активный словарь: ,
• существительные: одежда, обувь, посуда, игрушка; мяч, машина, кубики, кукла, мишка, пирамидка, конструктор; комбинезон, плащ, пальто, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан; галоши, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, сандалии, тапки; чайник, кастрюля, сковорода, ковш, тарелка, ложка, вилка, нож:, масленка, солонка, хлебница;
• прилагательные: шерстяной, шелковый, теплый, удобный; резиновый, кожаный, легкий; стеклянный, фарфоровый, металлический, пластмассовый, деревянный;
• глаголы: носить, надевать, обувать, играть, пить, есть, готовить, резать, чистить.
6. Закрепить и активизировать использование в речи частей тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим и т. д.) :
— существительные: голова, волосы, уши, лоб, глаза, брови, губы, рот, зубы, лицо, щеки, шея, туловище, живот, спина, ноги, плечи, ладонь, кулак, рука, локоть, ногти, палец;
— глаголы: поднимать, опускать, двигать, бегать, слушать, видеть, нюхать.
7. Сформировать представления об основных видах мебели и ее частях, материалов из которых она сделана (цвет, форма, объяснить детям назначение мебели, различных ее видов:
— существительные: стол, стул, шкаф, комод и т. д. ;
— прилагательные: столовая, кухонная, деревянная, стеклянная, овальная, круглая и т. д.
8. Расширить представления детей о транспорте, сформировать представления о пассажирском и грузовом транспорте. Ввести в активный словарь:
— существительные: машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон;
• прилагательные: грузовой, пассажирский, электрический, удобный, быстрый;
• глаголы: перевозить, грузить.
9. Использовать разнообразные приемы (инструкции, указания, беседы, способствующие обогащению и активизации словаря.
6-й раздел. Развитие грамматического строя речи
1. Закрепить в речи формы единственного и множественного числа имен существительных по всем лексическим темам.
2. Упражнять детей в употреблении форм именительного, родительного, винительного падежей имен существительных по всем лексическим темам.
3. Продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже по всем лексическим темам, а так же существительных с местоимениями моя, мой.
4. Упражнять в образовании и практическом употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
5. Учить употреблять глаголы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени и согласовывать их с существительными в роде и числе, образовывать приставочные глаголы с общей основой.
6. Закрепить использование в речи количественных числительных «два», «две».
7-й раздел. Обучение связной речи
1. Учить составлять предложения из четырех, пяти и более слов по картинке, по демонстрации действия, на заданную тему.
2. Развивать умение пересказывать небольшие тексты по предложенному плану, составлять рассказы-описания и загадки-описания по всем лексическим темам по предложенному плану.
3. Знакомство с понятиями «слово», «предложение». Учить составлять графические схемы предложений без предлогов.
II ПЕРИОД
(декабрь-март)
1-й раздел. Звукопроизношение
1. Постановка и автоматизация шипящих звуков в словах, предложениях, рассказах и в обыденной речи.
2. Подготовка к формированию правильной артикуляции звуков [л], [р], постановка и автоматизацию в слогах и словах.
3. Формирование правильной артикуляции звука [р’] у всех детей и его автоматизацию в слогах и словах.
4. Дифференциация свистящих и шипящих звуков, а также звуков Ж-Ш, Ч-Щ на индивидуально- подгрупповых занятиях.
2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова
1. Дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного слогового состава.
2. Работать над трехсложными словами с закрытым слогом (молоток, утенок) на индивидуальных занятиях.
3-й раздел. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза
1. Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их
различиях. Познакомить с понятиями твердости - мягкости. Познакомить детей с согласными звуками [т], [к], [х], [х’], [п’], [т’], [к’] Научить выделять эти звуки из рада звуков, слогов, слов, производить анализ и синтез слогов с ними. Познакомить детей с гласным[о], [у], [ы]. Научить выделять его из ряда звуков, слогов, слов.
2. Упражнять детей в выделении пройденных согласных из слов.
3. Учить детей звуковому анализу слов типа: осы, мак.
4. Дать представление о гласных звуках как о слогообразующих.
5. Упражнять детей в членении на слоги односложных, двусложных и трехсложных слов. Ввести понятия «слог».
4-й раздел. Развитие общих речевых навыков
1. Работать над эмоциональной отзывчивостью детей на увиденное и услышанное, активно развивать интонационную выразительность их речи, тембровую окраску голоса в инсценировках, играх - драматизациях.
2. Продолжать воспитание правильного физиологического и речевого дыхания, используя чистоговорки и потешки с отработанным звукопроизношением.
3. Совершенствовать в повседневных занятиях навык правильной голосоподачи.
4. Совершенствовать четкость дикции детей, используя чистоговорки и потешки с отработанными звуками.
5. Продолжать работу по развитию качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в играх-драматизациях.
5-йраздел. Лексика
Лексические темы
Декабрь
1-я неделя — Домашние животные
2-я неделя — Домашние птицы
3-я неделя — Зима. Зимние забавы. Месяца года
4-я неделя — Новый год
Январь
3-я неделя — Животные наших лесов
4-я неделя — Животные севера и жарких стран
Февраль
1-я неделя — Дикие птицы. Зимующие птицы
2-я неделя — Труд взрослых. Профессии в городе и селе
3-я неделя — Российская армия. День армии
4-я неделя — Конец зимы
Март
1-я неделя — Семья
2-я неделя — 8 Марта
3-я неделя — Начало весны
4-я неделя — Весна в городе. Правила дорожного движения
5-я неделя — Перелетные птицы
Формирование активного словаря по всем лексическим темам на фронтальных занятиях воспитателя, индивидуальных логопедических занятиях, закрепление в домашних условиях
1. Расширить и углубить представления детей о домашних животных и птицах, их детенышах. Выделить особенности внешнего вида, их поведения, значения в жизни человека. Ввести в активный словарь:
— существительные: корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака и т. д. ; котенок, щенок, жеребенок, ягненок и т. д. ; рога, лапки, вымя, щетина, пятачок; курица – петух – цыплята, утка – селезень – утята, гусыня – гусь – гусята, индюшка – индюк – индюшата;
— прилагательные: маленький, заботливая, пушистый и т. д. ;
— глаголы: ходит, плавает, летает; клюет, щиплет, грызет, лакает; мычит, мяукает, хрюкает.
2. Углубить представления детей о зиме, о состоянии погоды зимой, о явлениях зимней природы,
— существительные: зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор;
— прилагательные: холодный, белый, пушистый, морозный, сильный,
легкий;
— глаголы: замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать.
3. Закрепить знания детей о новогоднем празднике, о том что в году 12 месяцев. Что год начинается 1 января. Ввести в активный словарь:
— существительные: месяц, праздник, украшение, елка, карнавал, серпантин, гирлянда, Дед Мороз, Снегурочка, подарок, гость, поздравление;
— прилагательные: новогодний, красивый, нарядный, веселый;
— глаголы: выступать, поздравлять, дарить.
4. Расширить представления детей о диких животных наших лесов, установить связи между внешним видом, поведением животных и условиями зимнего сезона. Ввести в активный словарь:
— существительные: медведь, лиса, еж, заяц, белка, волк, барсук;; берлога, дупло, нора; запасы, сено, пойло; шуба, мех;
• прилагательные: теплый, толстый, густой, вкусный;
• глаголы: зимовать, питаться, запасать;
6. Расширить представления детей о животных жарких стран и севера, об их повадках, образе жизни, особенностях внешнего вида. Ввести в активный словарь:
— существительные: крокодил, слон, кенгуру, жираф, бегемот, лев, тигр, носорог, обезьяна, зебра, морж, тюлень, песец, белый медведь, слоненок, пища, растение;
— прилагательные: жаркий, знойный, южный, опасный, хищный, северный, холодный, ледяной;
— глаголы: лежать, плыть, доставать, нападать, глотать, носить, ухаживать, жевать, кормить.
7. Сформировать представление у детей о повадках зимующих птиц, их поведении в разную погоду. Ввести в активный словарь:
— существительные: ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь; кормушка, корм, помогать;
— прилагательные: голодный, замерзший, резвый;
— глаголы: кормить, сыпать, клевать, прилетать.
8. Дать детям представления о труде людей, показать результаты труда, его общественную значимость Расширить представления о труде работников транспорта, детского сада, ателье, стройки. Дать знания о том, что для облегчения труда людей используется разнообразная техника. Учить использовать существительные с обобщающим значением: строитель, хлебороб, рабочий, военный и др. Ввести в активный словарь:
• существительные: шофер, водитель, машинист, летчик, капитан, кондуктор, воспитатель, логопед, методист, повар, прачка, врач, медсестра, кладовщица; портниха (швея, закройщица; каменщик, крановщик, штукатур, маляр, плотник, кровельщик; пограничник, моряк; экскаватор, трактор, картофелечистка, электромясорубка, пылесос и т. д. ;
• прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый;
• глаголы: водить, управлять, воспитывать, учить, лечить, готовить, стирать, выдавать; кроить, шить; строить, штукатурить, красить, делать, крыть; защищать, охранять;
— наречия: старательно, слаженно, умело, бережно.
9. Закрепить представление о семье, родственных отношениях в семье. Заучить фамилию, имя, отчество и профессии родителей. Познакомиться с обязанностями членов семьи дома. Ввести в активный словарь:
— существительные: фамилия, отчество, родственники, обязанности, бабушка, дедушка;
— прилагательные: большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, строгая, заботливая, пожилой, юный;
— глаголы: стареть, взрослеть, зарабатывать, убирать, мыть, ухаживать, помогать.
10. Обобщить представления о характерных признаках весны: увеличении светового дня, таянии снега, ледоходе и его причинах, росте травы, набухании почек и распускании листьев, появлении насекомых, возвращении птиц. Уточнить представления о жизни растений весной. Ввести в активный словарь:
• существительные: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, мать-и-мачеха, подснежник, травинка, насекомое, бабочка, муха;
• прилагательные: голубой, чистый, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий;
• глаголы: наступать, таять, пригреватъ, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать.
11. Обобщить и расширить знания детей о родном городе, его истории, его достопримечательностях. Познакомить с основными правилами поведения на улицах города. Ввести в активный словарь:
— существительные: город, Армавир, площадь Ленина, Свято - Никольский собор, улица, перекресток, светофор;
— прилагательные: красивый, прекрасный, замечательный, великолепный, позолоченный, опасный, оживленный, мигающий;
— глаголы: возникать, стоять, раскинуться, течь, возвышаться, следить, переходить.
12. Познакомить детей с перелетными птицами, их внешним видом и отличительными признаками. Ввести в активный словарь:
— существительные: скворец, ласточка, жаворонок, журавль, соловей, стриж, грач;
— прилагательные: звонкий, голосистый, проворный;
• глаголы: прилетать, вить, выводить.
6-й раздел. Развитие грамматического строя речи
1. Продолжить работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже по всем лексическим темам.
2. Закрепить в речи предлоги: на, с, в, под. Научить дифференцировать предлоги «на – под».
3. Учить использовать в речи дательный, творительный, предложный падежи существительных в единственном числе, а так же родительный падеж множественного числа существительных.
4. Учить называть признаки предметов выраженные прилагательными («какой по величине?», «какой по материалу?»).
5. Учить образовывать притяжательные прилагательные с суффиксами – ин, – й (- ий, - ья, -ье, - ьи).
7-й раздел. Обучение связной речи
1. Совершенствовать навык составления и распространения предложений по картинке, по демонстрации действия на заданную тему.
2. Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи, развивать умение задавать вопросы и грамотно отвечать на них.
3. Совершенствовать умение пересказывать тексты с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.
III ПЕРИОД
(апрель, май)
1-й раздел. Звукопроизношение
1. Закончить автоматизацию шипящих звуков у всех детей.
2. Продолжить дифференциацию свистящих и шипящих звуков в речи: в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, текстах — у всех детей.
3. Продолжить автоматизацию звука [р] у всех детей.
4. Продолжать формировать правильную артикуляцию звука [р’] и его автоматизацию.
5. Продолжать формировать правильную артикуляцию звуков [л], [л’] и их автоматизацию.
2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова
1. Дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного слогового состава
2. Работать над трехсложными словами со стечением согласных (аптека).
3. Работать над техсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (абрикос, будильник, самосвал).
3-й раздел. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза
1. Уточнить и закрепить представление о гласных и согласных звуках и их признаках; о глухости — звонкости, твердости — мягкости согласных.
2. Познакомить детей со звуками [л’], [в], [ф], [ф’]; научить анализировать слоги с ними, выделять их из слов. Провести дифференциацию звуков [л’] – [й], [в] - [ф].
3. Научить различать звуки [ы] - [и], выделять их из ряда звуков.
4. Совершенствовать навык фонематического анализа слов типа: дым, кит, миф.
5. Упражнять в подборе слов на заданный звук и слов с этим звуком в определенной позиции в слове (начало, конец, середина слова).
6. Закрепить навыки слогового анализа слов. Учить составлять схему слоговой структуры слова
4-й раздел. Общие речевые навыки
1. Продолжать развивать интонационную выразительность речи,
работать над выразительным исполнением ролей в играх-драматизациях, над активным участием в творческом разыгрывании сюжета. Развивать и поощрять речевое творчество детей.
2. Совершенствовать четкость дикции.
3. Закреплять навык правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни.
4. Развивать способность изменять голос по силе, высоте и тембру, используя игры-драматизации, диалоги.
5. Следить, чтобы дети говорили постоянно в спокойном темпе, правильно брали дыхание.
5-й раздел. Лексика
Лексические темы
Апрель
1-я неделя — Первоцветы. Комнатные растения
2-я неделя — Деревья
3-я неделя — Животный мир морей, океанов и рек
4-я неделя — Насекомые
Май
1-я неделя — Наша Родина
2-я неделя — День Победы
3-я неделя — Русские писатели и поэты
4-я неделя — Скоро лето
Формирование активного словаря по всем лексическим темам на фронтальных занятиях воспитателя, индивидуальных логопедических занятиях, закрепление в домашних условиях.
1. Показать, что весной происходит оживание и бурный рост
растений, а так же комнатных цветов. Обобщить представления об уходе за комнатными растениями весной. Ввести в активный словарь:
— существительные: растение, цветок, стебель, лист, корень, лютики, подснежники, ландыши, кактус, фиалка, толстянка, бегония, подкормка, черенкование, рыхление, полив, пересадка;
— прилагательные: зеленый, сочный, гладкий, блестящий, опушенный,
колючий, рыхлый, влажный, теплый;
— глаголы: ухаживать, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, пересаживать, черенковать.
2. Закрепить умение различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Ввести в активный словарь:
— существительные: береза, рябина, клен, дуб, ель, осина, сосна;
— прилагательные: белоствольный, тонкий, могучий, раскидистый, вечнозеленый, лиственный, хвойный.
3. Сформировать у детей представления о жизни морей, океанов. Сформировать представления о пресноводных рыбах, их образе жизни, повадках, размножении. Ввести в активный словарь:
• существительные: море, океан, река, озеро, пруд, рыба, малек, икра, охота, хищник; акула, дельфин, скат, меч-рыба, щука, сом, окунь, лещ, карась;
• прилагательные: прозрачный, юркий, хищный, длинный, зубастый, усатый;
глаголы: плавать, охотиться, притаиться, размножаться, питаться.
4. Обобщить и расширить знания о жизни насекомых весной, о
вредных и полезных насекомых. Ввести в активный словарь:
• существительные: насекомое, бабочка, жук, коровка, кокон, гусеница, комар, муха, пчела, оса, шмель;
• прилагательные: вредный, полезный, майский;
• глаголы: вредить, уничтожать, точить, грызть, помогать, лежать, ползать.
5. Углубить знания детей о России, памятных датах в ее истории. Сформировать представление о крае и городе, в котором живешь. Воспитывать чувство гордости за Родину. Познакомить с великим подвигом народа во время великой отечественной войны. Ввести в активный словарь:
• существительные: родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, Москва, Краснодар; герой, подвиг, война;
• прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная;
— глаголы: любить, беречь, охранять.
6. Познакомить детей с творчеством русских писателей и поэтов. Развивать интерес к художественной литературе. Учить понимать смысл произведения, оценивать поступки героев.
6-й раздел. Развитие грамматического строя речи
1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.
2. Учить образовывать сравнительную степень качественных прилагательных.
3. Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными (по всем лексическим темам).
4. Закрепить умение использовать в речи все простые предлоги: в, на, под, к, от.
5. Учить подбирать и использовать в речи глаголы - антонимы