Регина Коростова
Перспективное планирование работы с детьми средней группы по теме «Уникальность озера Байкал»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование работы с детьми средней группы по теме : «Уникальность озера Байкал»
Тема 1: вода Байкала
Цель: познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.
Публикация «Перспективное планирование работы с детьми средней группы по теме „Уникальность озера Байкал“» размещена в разделах
Краткая информационная справка. Байкал – сокровище и гордость нашего края, являясь озером по закону географии, у народов, с древности населявших его берега, он всегда считался морем. Так сейчас и в песне поется: «Славное море, священный Байкал».
В далеком прошлом народы населяющие берега Байкала, каждый по своему именовали озеро. Происхождение названия озера точно не установлено. Ниже приведены наиболее распространенные версии происхождения слова «Байкал». Бай-Куль (тюрк) – богатое озеро; Байгаал-Далай (монг) – богатый огонь; Байгаал-Руур (бур.)-озеро Байгаал (откуда буряты заимствовали название Байгаал, неизвестно).
Возраст озера Байкал исчисляется в пределах 25-30 миллионов лет, что позволяет отнести его к одним из самых древних озер на земле.
Байкал содержит одну пятую часть всех запасов воды на планете.
Это единственный в мире открытый водоем с пресной водой, пригодной для розлива питьевой воды. Вода Байкала, чистая и прозрачная, может заменять собой дистиллированную воду – настолько низка степень содержания в ней минеральных солей.
Байкальская вода отличается высокими вкусовыми качествами, она насыщена кислородом, в ней ничтожно мало органических примесей.
Множество полноводных рек и ручьев впадает в Байкал (в общей сложности их число составляет 336, главные притоки – Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная, Сарма. Вытекает из озера только одна Ангара.
Виды взросло-детской (партнерской) деятельности:
1. Коммуникативная
Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:
- «Байкал – богатое озеро», рассказ воспитателя с рассматриванием фотографий «Байкал – гордость нашего края».
- беседы:
«Ангара – дочь Байкала»;
«Вода – это бесценный дар природы»;
«Байкал - священный дар природы».
-знакомство с пословицами и поговорками о воде, ее значении в жизни людей.
-отгадывание загадок.
2. Игровая
Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:
Сюжетные игры:
- «Семья на Байкале»;
-«Путешествие по озеру Байкал»;
- Магазин Байкальских сувениров»
Дидактические игры:
-«Времена года на Байкале».
-«Выкладывание орнамента по рисунку» (пуговицы, камушки)
- «Морские волны»
Игра-драматизация:
-«Снеговик»
Развивающие игры:
- «Разрезные картинки»
- «Путаница»
-«Художественное лото»
3. Познавательно-исследовательская
Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:
-Путешествие по географической карте Иркутской области: «Найди и покажи озеро Байкал и реку Ангара».
Решение проблемной ситуации: «Может ли человек жить без воды?», «Какую воду можно пить, а какую использовать в быту»
Конструирование из бумаги:
-«Корабли на Ангаре»
-«Чайки летают над водой»
-Экспериментирование с водой:
вода льется из разных сосудов по разному, вода принимает форму того сосуда, который она принимает, вода прозрачная – через нее все видно, в воде одни предметы плавают, другие тонут
Наблюдение за состоянием воды: лед, снег, вода.
-Проектная деятельность: выкладывание из мозаики «Вода Байкала в разные сезоны»
4. Чтение художественной литературы
Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:
-Рассказы, сказки, проза
-Море или озеро?//Сибирячок. – 2002-№3.-С. 7.
-"Богатырь Байкал", Г. Кунгуров, "Сибирячок" N 1, Иркутск, 1987
- Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. //Сибирячок. – 2002-С. 96.
-Федосеева Н. Ангара – дочь Байкала//Сибирячок. -2007.-№3.-С28.
- В. Стародумов Омулевая бочка
-Н. В. Никитин «Живой Байкал»
-Л. Зимина «Байкал и его дочь»
- «Почему Байкал так называется (Сибирячок 2002 №3 стр. 4)
-Стихи и песни о Байкале.
5. Трудовая
Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:
Совместные действия дворника и детей по наведению порядка на участке.
Задания: «Подбери цветную бумагу для своего кораблика»; подбери картинки, фотографии, открытки о водном пространстве Байкала.
Совместные действия с родителями и воспитателя по оформлению фото коллажа «Наш Байкал», по подбору и изготовлению материала для стилизованной карты «Озеро Байкал»
6. Продуктивная
Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:
Рисование:
-«Байкальская -нерпа»;
-«Красота байкальской воды».
-Лепка:
-«Байкальские сосульки»;
-«Нерпа»
-конструирование «Перевезем груз по Байкалу»
- аппликация:
-«Рыбки на Байкале»
-«Сосульки» (бумага пластика)
Взаимодействия с семьями детей
-Информирование родителей об уникальности озера Байкал.
-Выставка семейных коллекций с берегов Байкала.
-Фотовыставка «Байкал - краса и гордость Сибири».
-Рисование плакатов на тему сохранения чистоты озера Байкал
-Коллаж «Как мы семьей отдыхаем на Байкале».
Предполагаемая самостоятельная деятельность детей
Рассматривание альбома «Обитатели Байкала»; семейных коллекций, фотографий посвященных Байкалу.
-Слушание песни "Славное море - священный Байкал".
-Разыгрывание небольших сюжетов с атрибутами к играм «Семья на Байкале», «Магазин Байкальских сувениров», «Путешествие на дно Байкала», «Спасатели».
-Игры-пазлы
-Игры вкладыши
-Ассоциативное - рисование
Итоговое мероприятие
-«Путешествие на озеро Байкал»
Цель: продолжить знакомство с природной достопримечательностью Сибири – озером Байкал; развитие эстетического восприятия красоты озера
-Продуктивная деятельность: Аппликация «Автобус».
Тема 2: Ветры Байкала
Цель: познакомить детей с таким природным явлением на Байкале, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира; учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связь между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы и играх
Краткая информационная справка. Представим основные ветры на Байкале, начиная с северного. Култук – сильный продольный ветер, постепенно меняющий направление. Начинается в долине р. Иркут, но затем не идет по ней к Ангаре, а выходит к Байкалу. Вызывает значительное волнение, мелкие суды вынуждены отстаиваться в укрытиях. Дует обычно осенью, сопровождается длительной непогодой с дождем. Сарма – шквалистый ветер. Он связан с рекой Сарма. Охватывает главным образом участок озера, называемый Малым Морем. Дует иногда более суток, наблюдается до 70 дней в году, особенно часто поздней осенью, с октября до декабря. Возникает внезапно в ясный день.
Виды взросло-детской (партнерской) деятельности:
1. Коммуникативная
Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:
-Индивидуальные разговоры.
-Беседы о ветре.
-Беседы на темы художественных произведений.
-Описательные рассказы о сезонных изменения в природе.
-Ситуация общения: упражнения в использовании освоенных речевых форм (ветер, дует, сильный, холодный, теплый и т. д.)
2. Игровая
Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:
Сюжетные игры:
-Разыгрывание сюжетов «Рыбаки в ветреную погоду»,
Дидактические игры:
-«Ветер-ветерок»
-«Что было бы, если бы…»
-«Падает-не падает от ветра»
- «Сдуй снежинку»
Игра-драматизация:
-«Песни метели» (вьюга, бури, ураган, пурга, вихрь)
3. Познавательно-исследовательская
Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:
Наблюдение за ветром, его направлением. Определение наличия ветра.
Циклические наблюдения за состоянием деревьев в тихую и ветреную погоду
Решение проблемной ситуации: «Может ли ветер изменить ясную погоду?», «Какую одежду одевает человек, если дует ветер?»
Конструирование из бумаги: «Вертушка», «Строим теплый дом»
Экспериментирование «Почему дует ветер»
Коллекции картинок «Сибирский лес в тихую и ветреную погоду»
Проектная деятельность: выкладывание из пуговиц «Парусник на Байкале»
:
4. Чтение художественной литературы
Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:
-Рассказы, песни, проза, стихи:
-К. А. Коровина «Песни метели»
- Л. И. Бородина «Год чуда и печали» отрывки из повести
-Г. Тахтабаев «Ветры на Байкале» проза
-С. Дрожкин «Поднялись ветры буйные»
-Ф. Шпулев «Поднялась буря»
Загадки лесовичка о ветре
-«Злом и добром»
-«Теплый ветер и холодный»
5. Трудовая
Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:
-Совместные действия дворника и детей по сгребанию листьев, снега с участка.
-Совместные действия детей и воспитателя по изготовлению фото коллажа «Ветер, ветер, ветерок, замечательный дружок»
-Задания: подбор фотографий, на которых отображена ветреная погода.
-Уборка снега с измерением глубины задува ветром снега.
6. Продуктивная
Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:
Рисование
-«Волшебный ветерок» (раздувание кляксы)
-«Танец ветра»
-Аппликация
«Красавица Ангара в тихую погоду»
-«Изготовление рукавички для Ангары»
-Рассматривание картин И. Н. Айвазовского; Ю. Б. Митькин «Три ветра Ольхона», А. И. Шелтунов ; «Вечер на Байкале»
-Лепка «Сибирское угощение для туристов» (пельмени»
Предполагаемая самостоятельная деятельность детей
-Экспериментирование на музыкальных инструментах «Песенка ветерка»
-Экспериментирование с ветром
-Рассматривание «Сезонная одежда для ветреной погоды на Байкале»
-Рассматривание иллюстраций с ветреной погодой, шаблоны деревьев «Сила ветра»
-Подпевание песен о Байкале
-Одевание и раздевание кукол
-Малоподвижная игра "Покажите, как плещутся волны на озере".
-Рисование палочкой на песке в ветреную погоду»
-Игры с воздушным шариком
Взаимодействия с семьями детей
-Совместно с родителями пополнение выносного материала поделками для определения ветра, его силы и направления
-Изготовление корабликов, поплавков для игр с водой
-Украшение участка предметами, определяющими наличие ветра (флюгера, султанчики на палке, вертушки)
-Выставка совместных работ «Ветры Байкала»
Итоговое мероприятие:
-«Осенний лес в ветреную погоду»
Цель: развивать образное мышление детей, творческое воображение.
-Продуктивная деятельность: Рисование «Листья по ветру летят»
Цель: развивать художественные навыки, умение замыслить пейзаж и найти средства выразительности для создания образа леса в ветреную погоду