Екатерина Шапошникова
Перспективное планирование по сенсорно-моторному обучению детей 3–4 года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование по сенсорно - моторному
обучению детей 3-4-го года жизни и введение первых математических представлений
Программные задачи
Создавать условия и предпосылки для развития элементарных математических представлений в дочисловой период:
• формировать умения сравнивать предметы, объединять их в группы на основе выделенного признака (формы, размера, расположения);
Публикация «Перспективное планирование по сенсорно-моторному обучению детей 3–4 года жизни» размещена в разделах
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
• совершенствовать навыки использования способов проверки (приемы наложения и приложения) для определения количества, величины, формы объектов, их объемных и плоскостных моделей;
• создавать условия для практических действий с дочисловыми множествами, учить практическим способам сравнения множеств путем наложения и приложения;
Развивать понимание количественных отношений, количественной характеристики чисел:
• учить пересчитывать предметы по заданию «Посчитай», пользуясь перекладыванием каждого элемента, прикосновением пальцем к каждому элементу, указательным жестом, и просто на основании прослеживания глазами;
• учить выделять определенное количество предметов из множества по подражанию и образцу;
• знакомить детей с количеством в пределах оного - пяти (возможный предел освоения детьми чисел определяется, исходя из уровня их математического развития на каждом этапе образовательной деятельности).
Формировать пространственные представления:
• закреплять представления о частях тела на начальных этапах работы;
• развивать у детей способность ориентироваться в телесном пространстве, осваивая координаты: вверху-внизу, впереди-сзади, правая-левая рука, в дальнейшем соотносить с правой и левой рукой правую и левую стороны тела;
• развивать ориентировку в пространстве «от себя» (вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева);
• учить воспринимать и воспроизводить пространственные отношения, между объектами по подражанию, образцу и словесной инструкции;
• обращать внимание на понимание и употребление предлогов с пространственным значением;
• создавать условия для осознания детьми пространственных отношений путем обогащения их собственного двигательного опыта, учить перемещаться в пространстве в заданном направлении по указательному жесту; выполнять определенные действия с предметами и отвечать на вопросы: «Куда? Откуда? Где?»;
• формировать ориентировку в теле человека, стоящего напротив;
• побуждать детей перемещать различные предметы вперед, назад, вверх, вниз (по словесной инструкции взрослого);
• соотносить плоскостные и объемные формы в процессе игр и игровых упражнений;
• формировать ориентировку на листе и на плоскости.
Формировать временные представления:
• уделять внимание запоминанию названий времени суток и времен года и т. д. ;
• использовать наглядные модели при формировании временных представлений;
• учить понимать и устанавливать возрастные различия между людьми; формировать представление о возрастных различиях.
2г6мес-3года
• Закреплять умение различать контрастные по величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, поменьше, маленький;
• продолжать учить различать и называть круг, квадрат, треугольник обследовать их осязательно-двигательным путем и сравнивать по величине: большой, поменьше, маленький;
• развивать первые числовые представления, учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова: один, много;
• познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделением из нее одного предмета, понимать слова: один, много, ни одного;
• развивать умение различать контрастные по величине и форме предметы, формировать их в группы по количеству и обозначать их соответствующими словами: «большой – маленький»; «большой-поменьше-маленький»; «один – много – ни одного;
• закреплять представления о частях тела: различать правую и левую руки;
• формировать умение употреблять в речи существительные в единственном и мн. числе;
• учить определять пространственное расположение предметов, используя в речи предлоги: на, под, в; наречия: здесь, там, тут и соотносить их с местом расположения конкретного предмета;
• развивать умение двигаться за взрослым в определённом направлении.
3года-4 года
Форма
Знакомство с геометрическими фигурами:
• знакомить детей с плоскостными и объё мными геометрическими фигурами: (круг, квадрат, овал, прямоугольник, шар, куб);
• накапливать сенсорный опыт, учить обследованию фигур с помощью различных анализаторов.
Сопоставление формы предмета с геометрическими образцами:
• учить сравнивать и группировать фигуры (абстрагированные от цвета и величины);
• использовать игровые упражнения с целью развития у детей умения зрительно расчленять форму предметов на части и воссоздавать предмет из частей.
Величина
Обучение детей способам сравнения размеров предметов:
• накапливать сенсорный опыт детей, определять размеры предмета (большой, поменьше, маленький);
• сравнивать предметы способом наложения и приложения.
Сравнение предметов по длине:
а) учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами: длинный - короткий;
б) совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, результаты сравнения обозначать словами: длинный - короткий, одинаковые по длине.
Сравнение предметов по высоте:
• познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова: высокий - низкий, выше – ниже.
Сравнение предметов по ширине:
• учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами: широкий – узкий.
Сравнение предметов по толщине:
• учить сравнивать два предмета, контрастных по толщине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами: толстый - тонкий.
Обучение установлению отношений между тремя предметами по размерам:
• учить выстраивать ряд предметов, с постепенным изменением величины ориентируясь на образец;
• обучать приемам попарного сравнения предметов для выстраивания ряда с постепенным изменением величины.
Подбор и группировка предметов по заданному признаку:
• учить осуществлять выбор среди нескольких предметов такого же по образцу;
• обучать классификации предметов с учетом одного качественного признака;
• обучать классификации предметов с учетом нескольких качественных признаков.
Ориентировка во времени
Уточнение представлений детей :
• о времени суток: день, ночь, утро, вечер;
• о понятиях: «долго», «скоро», «потом», «давно».
Ориентировка в пространстве
Определение пространственного положения предметов относительно себя:
• закрепить названия частей тела и лица;
• обучать определению на себе различных сторон и одновременно упражнять в различении взаимообратных направлений (вверх – вниз, влево – вправо, вперед – назад);
• закреплять правильное использование в активной речи точного значения предлогов (в – на – под - за – перед).
Обучение умению передвигаться в заданном направлении:
• учить передвигаться в указанном направлении в соответствии с вербальной инструкцией;
• формировать представления (ближе – дальше; близко – далеко, высоко – низко);
• формировать перенос навыков пространственной ориентировки на плоскость листа;
• закреплять правильное использование предлогов (в – на - под – за – перед - между).
Количество и счёт
Выделение отдельных предметов из группы и объединение предметов в группы:
• учить составлению групп из абсолютно одинаковых предметов и разделению групп на отдельные предметы, формировать понятия: «много», «один», «ни одного», знакомить с вопросами: «сколько?»;
• выделять несколько подгрупп из одной группы разных предметов.
Нахождение одного предмета и большого числа предметов в окружающей обстановке:
• выделять один предмет из группы разнородных предметов;
• объединять рассредоточенные в пространстве и непосредственно не охватываемые взглядом однородные предметы в группу.
Сравнение двух групп предметов по количественному признаку:
• методом наложения, формировать понятия: «столько же», «поровну», «больше», «меньше»;
• методом приложения с соблюдением одинаковых интервалов между предметами.
Установление отношений: «больше», «меньше», «поровну» :
• учить сравнивать группы, состоящие из трёх – пяти предметов, накапливать опыт сравнения групп предметов, разных по количественному составу, формировать понятия: «больше», «меньше», «поровну»;
• накапливать опыт сравнения групп предметов, разных по количественному составу и расположенных в разных частях пространства.
Подготовка и обучение счёту :
• обучать попарному сопоставлению множеств при помощи различных анализаторов (зрительный, слуховой, осязательный, моторно – мышечный, вводить понятие: «следующий»;
• вводить понятие: «первый», «последний».
Обучение счё та в пределах пяти:
• учить различать совокупности, содержащие один и два элемента, заострить внимание на соответствии итогового числа счёта количеству предметов в группе, введение понятия «сколько», закладывание основ абстрактного понятия «число», как слова обозначающего количество для любых предметов;
• обучать образованию последующего числа добавлением предмета к группе, предыдущего – удалением одного предмета из группы;
• обучать прямому счёту до «5» с помощью различных анализаторов, вводить числительные 1,2,3,4,5;
• закреплять понятия: «сколько», «столько же»;
• обучать образованию последующего и предыдущего числа.