Бердникова Наталья Григорьевна
Перспективное планирование по реализации направления «Формирование основ безопасности» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема
Содержание
Методические приемы
сентябрь
Безопасное поведение в природе
Ребенок в природе
Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы.
Беседа: «Сигналы опасности природы».
Рассматривание иллюстраций.
Дидактическая игра «Так – не так».
Моделирование ситуаций «Мы в лес»
Сюжетно - ролевая игра «Едем на дачу».
Безопасность на дорогах
Ребенок на улице города
Публикация «Перспективное планирование по реализации направления „Формирование основ безопасности“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
Уточнять представления об устройстве дорог и улиц, безопасном поведении.
Целевая прогулка к светофору, пешеходному переходу.
Рассматривание иллюстраций.
Беседа: «Всем ребятам надо знать, как по улицам шагать!».
Чтение: Г. Георгиев «Светофор», Л. Новогрудский «Движется – не движется», С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», Я. Пишумов «Самый лучший переход», В. Суслов «Его сигнал – для всех закон», О. Тарутин «Для чего нам светофор».
Загадывание загадок о правилах дорожного движения.
Дидактические игры: «Правила движения», «Если ты переходишь через улицу», «Можно – нельзя, правильно – неправильно», «Светофор», «Что я вижу в городе».
Сюжетно-ролевая игра «Транспорт».
Продуктивная деятельность: «Мы – пешеходы», «Я люблю кататься на велосипеде».
Безопасность собственной жизнедеятельности
Ребенок
и его здоровье
Обобщить и закрепить знания детей о том, как укрепляется здоровье человека в летний период.
Рассматривание фотографий о летнем отдыхе.
Беседы: «Как вы отдыхали летом», «Как лето помогает нам быть здоровыми».
Продуктивная деятельность «Картинки о лете»
Безопасность ребенка в быту
Закрепить в сознании детей правила безопасного поведения в группе. Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.
Осмотр групповой комнаты.
Беседы: «Правила поведения в групповой комнате», «Огонь – друг, огонь – враг».
Дидактические игры: «Что где лежит», «Каждой вещи – свое место», по правилам пожарной безопасности.
Ребенок и другие люди
Познакомить детей с правилами поведения с незнакомцами. Убедить в том, что внешность бывает обманчива.
Беседа: «Не каждый встречный – друг сердечный».
Дидактическая игра: «Какое настроение?». Сюжетно - ролевая игра «Прогулка в парк аттракционов».
октябрь
Безопасное поведение в природе
Ребенок в природе
Познакомить с правилами безопасного поведения на природе (не уходить от взрослых, не шуметь, не лазить на деревья, не есть без разрешения взрослых ягоды, не рвать ядовитые грибы и пр.).
Учить различать съедобные и ядовитые грибы
Беседа: «Отдых на природе».
Дидактическая игра: «Грибы - грибочки».
Сюжетно – ролевая игра «Семья. Пикник на природе».
Безопасность на дорогах
Ребенок на улице города
Формировать у детей понимание правил безопасности при осуществлении дорожного движения.
Закрепить правила поведения в общественном транспорте.
Закрепить знания о городском наземном пассажирском транспорте.
Беседы: «Улица полна неожиданностей», «Я – пешеход, я – пассажир».
Целевая прогулка по улице города.
Рассматривание иллюстраций.
Чтение: Б. Житков «Как в Москве на улице», Б. Заходер «Шофер», Е. Сегал «Машины на нашей улице», С. Михалков «Скверная история», «Моя улица», Н. Носов «Милиционер», Я. Пишумов «Дорожная азбука».
Дидактические игры: «Угадай вид транспорта по описанию», «Кто, чем управляет», «Каждому свое место».
Сюжетно-ролевая игра «Автобус».
Продуктивная деятельность «Разные машины едут по улице».
Безопасность собственной жизнедеятельности
Ребенок и его здоровье
Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
Опытно-исследовательская деятельность: измерение своего роста.
Беседы: «Что мы видели в медицинском кабинете», «Как работают врачи», «Если кто-то заболел».
Сюжетно-ролевые игры» «Поликлиника», «Больница».
Безопасность ребенка в быту
Расширить представление у детей о том, где «живет» электричество, как оно помогает и как может быть опасно при несоблюдении правил пользования электричеством.
Уточнить представления об опасностях огня, формировать правила поведения при пожаре, напомнить телефон пожарной службы «01».
Беседа: «Ток бежит по проводам», «Если в доме случился пожар».
Развлечение «Спичка – невеличка».
Сюжетно - ролевая игра «Мы – пожарные».
Ребенок и другие люди
Напомнить о бытовых предметах, которыми нельзя играть и о правилах поведения, если позвонили в дверь или по телефону; познакомить с телефоном полиции «02».
Беседа «Один дома».
Дидактическая игра «Тебя звонят по телефону».
Сюжетно - ролевая игра «Полицейский».
Сюжетно - ролевая игра «Скорая помощь».
ноябрь
Безопасное поведение в природе
Ребенок в природе
Знакомство с правилами безопасного поведения в различных водоемах.
Беседа: «Безопасность на воде».
Рассматривание иллюстраций.
Чтение: стихотворение «Рассказ водолаза», С. Маршак «Три мудреца в одном тазу».
Безопасность на дорогах
Ребенок на улице города
Расширять знания об особенностях движения транспорта на перекрестке. Дать представление о «регулируемом перекрестке» и о работе регулировщика.
Продолжить знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью трехцветного светофора.
Беседа: «Опасный перекресток».
Рассматривание иллюстраций.
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
Дидактическая игра: «Путешествие по городу».
Сюжетно – ролевая игра «Шоферы».
Безопасность собственной жизнедеятельности
Ребенок и его здоровье
Научить детей заботиться о своем здоровье.
Воспитывать привычку в соблюдении правил личной гигиены.
Беседа: «Микробы и вирусы».
Чтение: А. Барто «Девочка чумазая», Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
Дидактическая игра: «Туалетные принадлежности».
Безопасность ребенка в быту
Закрепить правила обращения с колющими и режущими предметами.
Познакомить с опасными предметами, находящимися на кухне.
Рассматривание иллюстраций.
Беседы: «Ножницы, катушки – это не игрушки», «Кухня не место для игр».
Дидактические игры: «Правильно ли это?», «Подумай и скажи».
Сюжетно - ролевая игра «Семья. Мы готовим обед».
Ребенок и другие люди
Подвести детей к пониманию того, если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.
Рассказ воспитателя.
Беседа: «Если ты потерялся».
Чтение: С. Михалков «Дядя Степа – милиционер».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
декабрь
Безопасное поведение в природе
Ребенок в природе
Закрепить правила катания с горки, игры в снежки.
Познакомить с опасными ситуациями зимой (тонкий лед, неизвестные тропинки под снегом).
Беседа: «Небезопасные зимние забавы».
Рассматривание картинок.
Безопасность на дорогах
Ребенок на улице города
Формировать умение правильно реагировать на дорожные знаки.
Целевая прогулка по улице.
Беседа: «Наши друзья – дорожные знаки».
Чтение: О. Бедарев «Азбука безопасности», В. Семернин «Запрещается – разрешается».
Загадывание загадок о дорожных знаках.
Дидактические игры: «Покажи такой же знак», «Составь такой же знак», «Найди по описанию».
Сюжетно-ролевая игра «Транспорт».
Продуктивная деятельность: «Рисуем дорожные знаки».
Безопасность собственной жизнедеятельности
Безопасность ребенка в быту
Познакомить детей с легковоспламеняющимися игрушками, которыми нельзя украшать елку.
Рассматривание иллюстраций.
Беседа: «Пусть елка новогодняя нам радость принесет».
Продуктивная деятельность: «Новогодняя красавица».
Ребенок и другие люди
Обучать детей правильному, безопасному поведению; развивать чувство осторожности, смелости, находчивости при появлении опасности.
Беседа «Красивый или хороший».
Чтение: Ш. Перро «Золушка», А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Ребенок и его здоровье
Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, чтобы противостоять болезням.
Рассматривание иллюстраций и фотографий.
Беседа «Зарядка поможет быть сильным».
Тренинг «Обучение самомассажу».
январь
Безопасное поведение в природе
Ребенок в природе
Закрепить правила безопасного поведения в зимнее время в гололед.
Беседа: «Осторожно, гололед!».
Рассматривание картинок.
Обыгрывание и обсуждение ситуаций
Безопасность на дорогах
Ребенок на улице города
Заострить внимание детей на опасности во время пути.
Обсудить, как их можно избежать.
Беседа: «Дорога от дома до детского сада».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
Повторение домашнего адреса, Ф. И. О. свое и родителей.
Безопасность собственной жизнедеятельности
Ребенок и его здоровье
Формирование сознательного отношения к необходимости укрепления здоровья.
Беседа: «Чтобы нам не болеть».
Чтение: А. Анпилов «Зубки заболели».
Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека».
Продуктивная деятельность: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Аптека», «Поликлиника».
Безопасность ребенка в быту
Бытовые приборы – помощники человека.
Познакомить с номером «112». Научить вызывать скорую медицинскую помощь.
Рассматривание предметов и иллюстраций.
Беседы: «Как работают домашние помощники», «Скорая помощь».
Разгадывание загадок по теме.
Дидактическая игра: «Угадай электрический прибор».
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Ребенок и другие люди
Учить самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние другого человека, а также пользоваться нормами – регуляторами.
Беседа: «Как мы играем».
Дидактическая игра: «Опасно – не опасно». Сюжетно - ролевая игра «Детский сад».
февраль
Безопасное поведение в природе
Ребенок в природе
Сформировать представление об опасных и безопасных местах для игр во дворе.
Беседа: «Опасности нашего двора».
Рассматривание иллюстраций.
Безопасность на дорогах
Ребенок на улице города
Уточнить знания о понятии «пассажир», вспомнить правила поведения в общественном транспорте.
Рассматривание иллюстраций.
Беседа: «Мы – пассажиры».
Дидактическая игра: «Правильно ли поступил ребенок?».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
Сюжетно - ролевая игра «Автобус».
Безопасность собственной жизнедеятельности
Ребенок и его здоровье
Уточнять знания детей о строении человека. Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, чтобы противостоять болезням.
Рассматривание иллюстраций, картинок.
Беседа «Как работает мой организм».
Чтение: Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких», С. Прокофьева «Румяные щечки».
Сюжетно – ролевая игра «Поликлиника».
Безопасность ребенка в быту
Продолжить знакомство с профессией пожарного.
Рассматривание иллюстраций.
Опытно – исследовательская деятельность: тонет – плавает – горит.
Беседы: «Дым увидел – не зевай, и пожарных вызывай».
Практикум: эвакуация при опасности возникновения пожара.
Чтение: С. Маршак «Кошкин дом», К. Чуковский «Путаница».
Дидактические игры: «Опасные предметы», «Горит – не горит», «С чем нельзя играть».
Продуктивная деятельность: «Пожарная машина».
Ребенок и другие люди
Объяснить, что ребенок должен уметь сказать «Нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию.
Беседа: «Ребенок и другие дети, в том числе подростки.
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
март
Безопасное поведение в природе
Ребенок в природе
Закрепить знания о правилах безопасного поведения при нахождении на льду.
Беседа: «Не ходи по весеннему льду – это опасно!».
Рассматривание иллюстраций, картинок.
Моделирование ситуации «На тонком льду».
Дидактическая игра «Так – не так».
Безопасность на дорогах
Ребенок на улице города
Уточнить знания детей об опасностях зимней дороги, формировать правила безопасного поведения на дороге зимой.
Беседа «Зимняя дорога».
Дидактическая игра: «Чем опасна зимняя дорога?».
Сюжетно – ролевая игра «На станции технического обслуживания автомобилей».
Безопасность собственной жизнедеятельности
Ребенок и его здоровье
Закрепить знания детей о фруктах и овощах, их полезных свойствах.
Рассматривание овощей и фруктов.
Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
Загадывание загадок по теме.
Беседа: «Где живут витамины».
Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Где какой витамин».
Продуктивная деятельность: «Овощи и фрукты – полезные продукты».
Посадка лука и петрушки.
Безопасность ребенка в быту
Учить детей понимать, что каждое животное обладает своим характером; сформировать представление о том, что можно и чего нельзя делать при контакте с животными. Воспитывать добрые чувства к ним.
Беседа: «Наши четвероногие друзья».
Продуктивная деятельность: «Мое любимое домашнее животное».
Дидактическая игра: «Зашумленные картинки».
Сюжетно - ролевая игра «Зоопарк».
Ребенок и другие люди
Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, как контакты с чужими людьми
Беседа «Опасные ситуации».
Дидактическая игра «Наблюдай - ка».
Сюжетно - ролевая игра «Полицейский».
апрель
Безопасное поведение в природе
Ребенок в природе
Рассказать детям о пользе лекарственных и вреде ядовитых растений.
Беседа: «Лекарственные и ядовитые растения».
Сюжетно – ролевая игра «Аптека лекарственных растений».
Безопасность на дорогах
Ребенок на улице города
Расширять знания детей об остановке общественного транспорта (назначение, дорожный знак, правила поведения на остановке и у дороги).
Уточнить знания детей о работе водителя и кондуктора, учить самостоятельно, придумывать сюжет игры и развивать его, вспомнить правила поведения пассажиров в общественном транспорте, этикет общения.
Рассматривание иллюстраций.
Беседа: ««Остановка общественного транспорта»».
Дидактическая игра: «Ответь на вопрос».
Сюжетно – ролевая игра «Троллейбус».
Продуктивная деятельность: изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Троллейбус».
Безопасность собственной жизнедеятельности
Ребенок и его здоровье
Знакомство с правилами оказания первой помощи.
Показ приемов оказания первой помощи при ушибах и порезах.
Беседа: «Чтобы не было беды».
Сюжетно – ролевая игра «Травмпункт».
Безопасность ребенка в быту
Разъяснить детям, когда лекарства полезны, а когда опасными для жизни.
Беседы: «Как вести себя во время болезни», «Запомните, детки, таблетки – не конфетки».
Сюжетно - ролевые игры: «Аптека», «Поликлиника».
Продуктивная деятельность: изготовление атрибутов для сюжетно - ролевых игр: «Аптека», «Поликлиника».
Ребенок и другие люди
Уточнять знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые).
Рассматривание иллюстраций.
Рассказ воспитателя о поведении ребенка при контакте с незнакомыми людьми.
Чтение: рус. нар. сказка «Кот, петух и лиса», «Лиса в заячьей шубе», Ш. Перро «Красная шапочка».
Дидактические игры: «Можно – нельзя», «Свой, чужой, знакомый»
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
май
Безопасное поведение в природе
Ребенок в природе
Познакомить с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней.
Убедить в необходимости выполнять правила поведения на воде.
Беседа: «Безопасность на воде».
Обсуждение и обыгрывание ситуаций.
Рассматривание иллюстраций.
Безопасность на дорогах
Ребенок на улице города
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, воспитывать желание соблюдать их улице.
Беседы: «Мы – пешеходы», «Важные правила для пешехода».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
Дидактическая игра: «Кто чем управляет».
Сюжетно – ролевая игра «Правила движения».
Продуктивная деятельность: «Мы по улицам идем», «Пешеходный переход».
Безопасность собственной жизнедеятельности
Ребенок и его здоровье
Учить детей соблюдать культурно-гигиенические правила, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей.
Беседа: ««Дороже алмаза своих два глаза».
Загадывание загадок.
Дидактическая игра «Запрещается – разрешается».
Игра с мячом: «Какие бывают глаза»
Безопасность ребенка в быту
Формировать у детей правила безопасного поведения на балконе, у окна, на лестнице и в лифте; напомнить об опасных ситуациях, предостеречь от несчастных случаев
Беседа: «Безопасный дом».
Дидактическая игра: «Собери и расскажи» (разрезные картинки опасных ситуаций в доме).
Сюжетно - ролевая игра «МЧС».
Ребенок и другие люди
Закреплять нормы и правила поведения в отношениях с людьми.
Рассматривание альбома «Безопасность».
Беседа: «Что можно делать, а чего нельзя».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
июнь
Безопасное поведение в природе
Ребенок на природе
Напомнить правила безопасного поведения на солнцепеке и у воды; объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать эти правила.
Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; закреплять через игру правила поведения у воды.
Беседа: «Я люблю загорать и купаться!».
Развлечение «Здравствуй, лето!».
Сюжетно - ролевая игра «Семья. Отдых на берегу озера».
Безопасность на дорогах
Ребенок на улице города
Познакомить с правилами катания на велосипеде, самокате, роликах; вспомнить дорожный знак «Велосипедная дорожка».
Беседа ««Катание на велосипеде, самокате, роликах».
Дидактическая игра: «Найди такой же знак и расскажи».
Сюжетно - ролевая игра «Водители».
Безопасность собственной жизнедеятельности
Ребенок и его здоровье
Уточнить представления детей об источниках опасности в доме, их назначении, о правилах пользования.
Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Пожарной части» - 01.
Беседа: ««Опасно – безопасно».
Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов и ситуации.
Дидактическая игра «Раз, два, три, что может быть опасно – найди».
Безопасность ребенка в быту
Формировать правила техники безопасности при обращении с бытовыми электроприборами, уточнить представления о бытовых приборах, которыми нельзя играть.
Беседа: «Бытовые приборы».
Дидактическая игра: «Что и для чего?».
Сюжетно - ролевая игра «Магазин бытовой техники».
Ребенок и другие люди
Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми в общественном транспорте.
Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Милиции» - 02.
Беседа: «Мы едим в автобусе с незнакомыми людьми».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
июль
Безопасное поведение в природе
Ребенок в природе
Закрепить знания о правильном поведении при встрече и контакте с насекомыми.
Беседа «Ой, меня укусило насекомое!»
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (насекомые).
Сюжетно - ролевая игра «Поликлиника».
Безопасность на дорогах
Ребенок на улице города
Дать детям представления о правилах перехода дороги, где светофор и пешеходный переход отсутствуют.
Беседа «Как переходить небольшие дороги, где нет светофора и пешеходного перехода». Дидактическая игра «Как ты поступишь?».
Сюжетно - ролевая игра: «На дорогах города».
Безопасность собственной жизнедеятельности
Ребенок и его здоровье
Закреплять знания о том, что слух – это способность воспринимать окружающие звуки, а также бережно относится к слуху окружающих людей. Познакомить с профессией «Врач – ЛОР».
Беседа: «Ухо – это орган слуха».
Дидактическая игра: «Что может повредить моему слуху».
Сюжетно - ролевая игра «Больница».
Подбор стихов, пословиц, загадок.
Безопасность ребенка в быту
Опасности и их предупреждение
Беседы: «Наша безопасность на улице и дома».
Дидактические игры на закрепление правил безопасности в быту и при пожаре.
Сюжетно – ролевая игра «Магазин электробытовых приборов».
Продуктивная деятельность: «Правила безопасности для малышей».
Ребенок и другие люди
Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми.
Способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.
Беседа: «Гуляю один».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
август
Безопасное поведение в природе
Ребенок в природе
Познакомить с правилами поведения во время грозы.
Продолжать учить детей отображать в игре знания об окружающей жизни, расширять представления о подготовке к рыбалке, закреплять правила поведения на берегу водоёма и во время грозы
Беседа: «Если на улице гроза».
Дидактическая игра: «Правильно – неправильно».
Сюжетно - ролевая игра «Рыбалка».
Безопасность на дорогах
Ребенок на улице города
Формировать представления о правилах поведения в личном транспорте (сидеть в детском кресле, быть пристегнутым, не кричать, не отвлекать водителя от дороги и пр.).
Беседа «Я еду в машине».
Развлечение «Правила дорожные совсем – совсем не сложные».
Сюжетно - ролевая игра «Водители».
Безопасность собственной жизнедеятельности
Ребенок и его здоровье
Закреплять умение оказывать себе и другому первую помощь при порезах, ожогах, ушибах. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Скорой помощи» - 03.
Рассматривание иллюстрации с изображением оказания первой помощи при ушибах и порезах.
Сюжетно - ролевая игра «Травмпункт».
Безопасность ребенка в быту
Расширять представление о людях с профессией пожарного, закреплять знания о вредных свойствах огня.
Литературная викторина по прочитанным произведениям «Пожарной безопасности».
Рисование «Детям спички не игрушка». Загадывание загадок по теме.
Коллективная работа (рисование) «Пожарная машина».
Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов и ситуации при пожаре.
Ребенок и другие люди
Закрепление знаний правил поведения с незнакомыми людьми
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.