Ольга Вифлянцева
Перспективное планирование по образовательной области «Познание целостной картины мира» Подготовительная группа (часть 2)
▼ Скачать
ФЕВРАЛЬ
Тема Программное содержание:
1. «Цепочки в лесу» (С. Н. Николаева с. 89) Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.
2. «Огонь – важное открытие древнего человека» (С. А. Козлова с. 82) Познакомить детей с жизнью древнего человека; дать понятие о том, что такое открытие; рассказать об открытии древним человеком огня
Публикация «Перспективное планирование по образовательной области „Познание целостной картины мира“ Подготовительная группа (часть 2)» размещена в разделах
3. «Как человек огонь приручил» (С. А. Козлова с. 84) Познакомить детей с разнообразным применением огня в жизнедеятельности человека; показать значимость этого открытия древнего человека в современной жизни; акцентировать внимание на том, что именно человек, «приручив» огонь, сделал его необходимым людям.
4. «Миф о Прометее» (С. А. Козлова с. 86) Познакомить детей с мифической точкой зрения на появление огня на Земле; вызвать чувство восхищения поступком Прометея, благодарности герою.
5. «Кто главный в лесу» (С. Н. Николаева с. 93) Уточнить представления детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Показать, что главное звено в лесу – растения, которыми питаются различные животные
6. «Колесо – великое изобретение древнего человека» (С. А. Козлова с. 88) Расширять кругозор детей, знакомя их с важными изобретениями древнего человека; разъяснить, что такое изобретение и кого мы называем изобретателем; пробуждать желание становиться изобретательным человеком.
7. «Где живет колесо» (С. А. Козлова с. 90) Обобщить представления детей о применении колеса в жизнедеятельности современного человека; развивать познавательные интересы ребят и стремление к проявлению творчества.
8. «Пройдет зима холодная…» (С. Н. Николаева с. 97) Уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время. Показать зависимость состояния растений от внешних.
МАРТ
Тема Программное содержание:
1. «Подарок любимому человеку к 8 Марта» (С. Н. Николаева с. 102) Побуждать детей осмысливать свое отношение к окружающим близким людям. Учить выражать это отношение готовностью сделать приятное – изготовить подарок своими руками и преподнести его в праздничный день. Продолжать знакомить с произведениями искусства, на которых изображена природа
2. «Что мы знаем о птицах» (С. Н. Николаева с. 108) Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе.
3. «Сравнение домашних и диких животных» (С. Н. Николаева с. 110) Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных – создает им все необходимые условия жизни. Показать, что домашние животные отличаются от диких.
4. «Сравнение кроликов и зайцев» (С. Н. Николаева с. 114) Уточнить представления детей о жизни зайцев в лесу, о жизни кроликов как домашних животных. Дать представление о диких кроликах, местах их обитания, образе жизни. Показать их отличие от зайцев и домашних кроликов. Уточнить признаки домашних и диких животных.
5. «Когда животных в природе становится много или мало» (С. Н. Николаева с. 116) Уточнить представления детей о том, как создаются в природе пищевые связи растений и животных (цепочки питания). Показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки.
6. «Олени и хищники» (С. Н. Николаева с. 117) Уточнять и расширять представления детей о взаимосвязи обитателей леса, цепочках питания. Показать положительную роль хищника в равновесии лесного сообщества.
АПРЕЛЬ
Тема Программное содержание:
1. «,Зеленая служба” Айболита – весенний уход за комнатными растениями» (С. Н. Николаева с. 118) Учить детей определять по внешним особенностям растений их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.
2. «Как черепахи живут в природе» (С. Н. Николаева с. 121) Уточнить представления детей об особенностях жизни черепах в уголке природы. Познакомить с местом обитания и жизнью черепахи в естественных природных условиях (степях, пустынях, приспособленностью в питании, защите от врагов, перенесении жары и холода, выведении потомства.
3. «Морские коровы и Красная книга» (С. Н. Николаева с. 123) Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных; морские коровы – животные, которых больше никогда не будет на Земле. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями.
4. «Лес в жизни человека» (С. Н. Николаева с. 124) Уточнить представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
5. «Земля, с днем рождения тебя!» (С. Н. Николаева с. 135) Уточнить представления детей о жизни на Земле: общих условиях, которые имеются для растений, животных и людей (воздух, вода, пища, температура).
6. «Птичий город на деревьях» (С. Н. Николаева с. 140) Дать детям представление о заповедниках как местах, где богатую природу специально охраняют.
7. «Мой родной край: заповедные места и памятники природы» (С. Н. Николаева с. 141) Познакомить детей с одним-двумя заповедниками, памятниками природы своей местности. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, побуждать желание побывать в этих местах.
8. «Рычаг – еще одно великое изобретение древнего человека» (С. А. Козлова с. 91) Расширять кругозор детей, продолжать знакомить их с изобретениями древности.
МАЙ
Тема Программное содержание:
1. «Кому нужна вода?» (С. Н. Николаева с. 144) Уточнить преставление детей о том, что вода очень ценный продукт. Познакомить с круговоротом воды в природе, с явлением кислого дождя, который, получается, от загрязненного воздуха.
2. «Возле нас есть река, озеро, пруд, ручей» (С. Н. Николаева с. 147) Дать детям представление о том, что река – это сообщество водных обитателей: растений и животных (рыб, раков, мелких рачков, улиток и др., приспособившихся к жизни в воде.
3. «Сравнение аквариума с речкой, прудом, озером» (С. Н. Николаева с. 150) Уточнить представления детей: о реке как сообществе растений и животных, проживающих в ней и возле нее, сообществе, которое сложилось без помощи людей; об аквариуме как сообществе водных обитателей, которое сложилось усилиями людей. Упражнять в устанавливании цепочки питания, сравнении естественного и искусственного водоемов.
4. «Море бывает в беде» (С. Н. Николаева с. 151) Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Рассказать о том, что человек своей деятельностью загрязняет море: от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные.
5. «Для чего нужны дома» (О. В. Дыбина с. 128) Пополнить знания детей о конструкциях домов; продолжить знакомить с различными строительными материалами; воспитывать уважение к человеку труда.
6. «Где живет техника» (С. А. Козлова с. 106) Уточнить знания детей о разных видах техники – бытовой, технике в окружающей жизни, закрепить у ребят понятия «техника», «человек-творец», «изобретатель»; акцентировать внимание детей на том, что именно человек создал технику, он ее совершенствует и преобразует.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Николаева С. Н. «Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада». Для работы с детьми 6 – 7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010. – 168 с. : цв. вкл.
2. Козлова С. А. «Мой мир» Приобщение ребенка к социальному миру. – М. : «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000. – 224 с. : ил.
3. Дыбина О. В. «Что было до… :» Игры-путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд., испр. – М. :ТЦ СФЕРА, 2010. -160 с. (Ребенок в мире поиска).