Наталья Кубайчук
НОД по кружку «Я мал» История происхождения п. Харп
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с историей создания поселка Харп, его названием, что оно обозначает. Учить детей узнавать родные места, запоминать названия улиц, закрепить знания своего адреса. Воспитывать интерес к прошлому и настоящему поселка Харп.
Словарь: Пополнить словарь детей названием поселка в переводе с ненецкого языка «Северное сияние», названиями улиц поселка, зданиями, которые находятся на его территории.
Оборудование: презентация «Мой Харп», иллюстрации с изображением поселка, разрезные картинки к игре «Узнай это место», картинки для создания ленты времени.
Публикация «НОД по кружку „Я мал“ История происхождения п, Харп» размещена в разделах
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я так рада вас сегодня всех видеть. Давайте поприветствуем друг друга нашей знакомой песенкой про Родину.
Утром солнышко встаёт,
Всех на улицу зовёт,
Выхожу из дома я, —
Здравствуй, улица моя!
Я пою, и в вышине
Подпевают птицы мне,
Травы шепчут мне в пути:
"Ты скорей, дружок, расти!"
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я:
"Здравствуй, Родина моя!"
В: Вы знаете ребята, сегодня выходя из дома, я нашла у себя в почтовом ящике письмо. Это письмо из далекой Африки. Его написали африканские ребята. Давайте я его прочту
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам ваши друзья такие же мальчишки и девчонки. Мы живем в жаркой африканской стране. Но слышали по телевизору, что где – то на свете находиться полуостров ЯМАЛ, там очень суровая зима, дует холодный ветер. Но там среди гор есть небольшой, но очень красивый поселокпод названием Харп и есть у него еще одно название, но к сожалению мы его не запомнили. Очень просим вас рассказать про свою прекрасную родину.
В: Ребята, а что вы знаете про свой поселок?
В: А хотите я вам расскажу. А начну я свой рассказ с того, что у нашего поселка есть свой герб.
В лазоревом поле с лазоревой волнистой оконечностью, тонко завершенной серебром и обремененной таковым же хариусом, под образованной серебряными иглами волнистой узкой главой - зеленое с серебряными вершинами трехгорье, обремененное двумя камнями того же металла (один подле другого).
Название поселка Харп, расположенного за Полярным кругом на границе тундры и Северного Урала, переводится с хантейского как "Северное сияние". Старожилы поселка уверяют, что в момент своего основания и некоторое время после поселок и станция на железнодорожной ветке Сейда - Лабытнанги так и назывался - Северное Сияние. Составленная из серебристых иголок волнистая глава герба - аллегория Северного сияния, которое гласно отражает название поселка. Поселок находится в живописном месте, в географической зоне называемой Полярным Уралом, в окружении гор, на берегу речки под названием Собь (на гербе поселения река символически отражена лазурью, отделенной от зеленого поля серебряной волной). Жители поселка называют эти места Северной Швейцарией за красоту местной природы. Композиция герба символизирует красоту здешних мест, яркий ковер летней тундры, лазурь ясного неба, цвет многочисленных озер, протоков и рек и красоту Северного сияния. Два серебряных камня - символ природных богатств Приуральского района, символ реализации проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", связанный с освоением Бованенского месторождения и хромитовых месторождений Райизского массива. Камень - символ прочности, стабильности, основательности, непреклонности и величественности. Хариус - рыба семейства лососевых. Хариус живет в холодных и быстро текущих речках и вместе с форелью составляет основные виды рыб полярного Урала. Особенностью хариуса является способность существования только в экологически чистой воде. Построение фигур герба, выраженное в выстроенном в единый ряд порядке чисел 1, 2, 3, 4 (одна рыба, два камня, три горы, четыре полуволны сияния) - символизирует развитие и устремленность в будущее. Лазурь - символ чести, благородства, духовности и возвышенных устремлений. Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, молодость и надежду.
Серебро - символ чистоты, ясности, открытости, божественной мудрости, примирения.
Начинался наш поселок с железной дороги. Была здесь станция Подгорная. Домов еще не было и людей было очень мало. В основном это были рабочие, которые строили железную дорогу. Потом в поселке появился завод по выпуску камня (щебня, который необходим для строительства. Поселок стал расти, рабочие стали привозить сюда своих родных. Так пришлось в одном из деревянных домиков построить школу, через несколько лет построили двухэтажное кирпичное здание. Это начальная школа. Позже появилась и большая четырехэтажная школа. Через несколько лет появилась музыкальная школа, сначала она так называлась. Сейчас она называется школа искусств. Там ребята рисуют, поют, играют на разных музыкальных инструментах. Сразу же стали строить больницу., детский сад «Жемчужина». В нашем поселке стало появляться много малышей и одного сада было мало, так появился и наш любимый детский сад «Улыбка». Для того чтобы детям было где провести время заработал дом детского творчества «Левша».
А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Угадай что это за место»
В: Ребята. Вы же догадываетесь, что наш поселок был не всегда таким как сейчас. Он строился, менялся, становился все краше. Шло время. И сейчас мы с вами отправимся в прошлое нашего поселка и составим ленту времени. Такую дорожку, которая будет нам рассказывать с чего начинался поселок. рассматривают иллюстрации с помощью педагога подбираются картинки и выстраиваются в ряд)
В: Ребята, я думаю нашим африканским друзьям нужно послать видео с прекрасными видами нашего поселка, а еще мы напишем им письмо, в котором расскажем про свой поселок. А вам домой я даю такое домашнее задание: вместе с родителями нарисовать свою улицу, свой дом.