Татьяна Денисова
Перспективное планирование кружка «Мы вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Мы вместе!» разработана в соответствии с ФГОС и направлена на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания и включения детей в систему социальных отношений.
Актуальность
Публикация «Перспективное планирование кружка „Мы вместе“» размещена в разделах
В современном мире человек подвержен постоянным стрессам, негативным воздействиям, частым конфликтам, возрастающей конкуренцией. Все это приводит к нервным срывам, расстройствам, и как следствие, к психическим заболеваниям. А наше неумение выйти из конфликтной ситуации, адаптироваться в незнакомой, новой обстановке, неумение понять другого человека, признать свою неправоту и уступить в нужный момент только усугубляет ситуацию. Иначе говоря, социальная некомпетентность, несформированность социальных навыков поведения отрицательно сказывается на психическом здоровье людей.
Социальные навыки помогают понять других людей и быть понятыми ими. Помогают установить доброжелательные отношения, наладить контакт с окружающими, чувствовать себя комфортно в любой обстановке. Педагоги и психологи рассматривают социальные навыки как необходимые условия для достижения эмоционального комфорта.
В нашей группе большое внимание уделяется проблеме социализации детей. Используем традиционную систему групповой работы, принцип самообучения и самообразования – все это позволяет детям приобретать социальный опыт.
Считаю, что наряду с воспитывающей окружающей обстановкой, есть необходимость проводить специальные занятия, которые посвящены определенным социальным нормам и предполагают обучение детей принятым в обществе нормам поведения. Поэтому была разработана программа кружка «Мы вместе!», которая направлена на формирование и развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста.
Программа рассчитана на детей в возрасте 6-7 лет. Основными формами занятий кружка являются: беседа, игра, инсценирование, решение условных и реальных проблемно- практических и проблемно- игровых ситуаций.
Занятия проводятся один раз в неделю по 30 минут, согласно расписанию.
Цель кружка:
ввести ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя мотив общения, коммуникативное намерение и потребность в общении.
Задачи кружка:
обучающие:
- дать необходимые знания о культуре поведения;
- учить конструктивным способам управления собственным поведением;
- учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией
развивающие:
- развитие начальной социальной активности дошкольников;
- развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении;
- развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, желания следовать социально одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремления к новым достижениям
воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к людям, дружеские взаимоотношения со сверстниками, уважение к старшим;
- воспитывать культуру поведения и общения, привычку следовать правилам культуры, быть вежливым.
Занятия по данной программе проводятся на кругу. форма круга позволяет участникам лучше видеть друг друга, легче устанавливать социальные контакты и взаимодействия.
Учебно-тематический план
№ п/п Название темы Всего часов
1. «Я сам» 12
2. «Я и другие дети» 16
3. «Я и взрослые» 8
1. Раздел «Я сам»
В этом разделе занятия направлены:
1. на осознание ребёнком самого себя, своей индивидуальности
2. на развитие самооценки в отношении своей внешности, предпочтений, возможностей
3. на развитие способностей анализировать собственную реакцию: настроение, мысли, поведения
2. Раздел «Я и другие дети»
В этом разделе занятия направлены:
1. на развитие чувства симпатии по отношению к сверстникам
2. на развитие способности понимать индивидуальность других детей, сочувствовать друг другу и взаимодействовать между собой во всех видах деятельности
3. на развитие желания общаться со сверстниками на языке слов, жестов и движений, усваивая при этом общие правила поведения
3. «Я и взрослые»
В этом разделе занятия направлены:
1. на развитие у ребёнка способности ценить общение с родными и окружающими взрослыми
2. на развития чувства доверия и привязанности к близким
3. на развитие способности понимать эмоциональное состояние взрослых и умение предлагать им посильную помощь
4. на осознания себя как принимаемого, любимого другими людьми человека
По окончанию года дети должны:
По разделу «Я сам»
• Стремиться к положительно оцениваемым действиям, к признанию окружающими
• Владеть элементарным самоконтролем, уметь находить ошибки и исправлять
• Стремиться не повторять действие или поступок, которые вызывают отрицательное отношение окружающих их
• Выражать некоторую критичность по отношению к своим результатам, стремиться преодолеть свои недостатки
• Проявлять чувство собственного достоинства, самоуважения
• Уметь определять свои предпочтения
• Выражать свои мысли, чувства при помощи мимики, жестов
По разделу «Я и другие дети»
• Выражать по отношению к сверстникам внимание, доброжелательность, готовность к взаимопомощи, сотрудничеству
• Замечать эмоциональное состояние сверстников, проявлять участие, сочувствие
• С помощью взрослого и самостоятельно объединяться в небольшой группе для деятельности
• Регулировать свою активность: соблюдать очерёдность, учитывая права других детей
• Выражать готовность научит других детей тому, что умеешь сам
• отвечать на вопросы о взаимоотношениях детей в группе.
По разделу «Я и взрослые»
• Уметь в привычных условиях выбрать правильную позицию поведения по отношению к людям разного возраста
• Проявлять уважение к старшим
• Проявлять чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших
• Старательно выполнять поручения взрослых
• Чутко относиться к оценкам своих поступков со стороны взрослого
• В общении быть вежливым
• Правильно понимать слова, выражающие моральную оценку качеств личности
Примерный тематический план занятий
Раздел Тема занятий Кол-во часов
Сентябрь
1. Кто Я 1,2. Давайте познакомимся! 2
3.4. Здравствуйте, это я. 2
итого 4
Октябрь
1. Я дарю тебе улыбку. 1
2. Настроение. 1
3. Каким я себя вижу. 1
4. Мои чувства. 1
итого 4
Ноябрь
1. Моё имя. Кто такой «я». (автопортрет) 1
2. Я хочу. Я могу. 1
3. Иногда я счастлив. Иногда мне грустно. 1
4. Иногда мне страшно. Иногда я сержусь. 1
итого 4
Декабрь
2. Я и другие дети
1. Цепочка имен. Ласковое имя 1
2. Мы разные, мальчики и девочки 1
3. Наша группа. 1
4. Добрые пожелания. 1
итого 4
Январь
1. Мой друг. Кого не хватает? 1
2. С чего начинается дружба? 1
3. Что такое бескорыстная дружба? 1
4. Учимся доброжелательности 1
итого 4
Февраль
1. Правда - неправда 1
2. Что делать, если ты злишься? 1
3. Ссора. 1
4. Ты заболел? 1
итого 4
Март
1. Всё начинается с мамы 1
2. Дружная семья. 1
3. Семьи большие и маленькие 1
4. Твоя семья: покажи и расскажи 1
итого 4
Апрель
3. Я и взрослые
1. Выбросим грубые слова. 1
2. Добрые и злые поступки 1
3. Чувства одинокого человека. 1
4. Грустный человек. 1
итого 4
Май
1. Я в детском саду. 1
2. Мы пришли в гости. 1
3. День рождения. 1
4. Забота о старших. 1
итого 4
Примечание: выше приведены примерные темы занятий, которые могут быть использованы в работе, потому, что перечень тем для занятий по социальному развитию не может быть строго распланирован, т. к. тематика и содержание этих занятий зависит от ситуаций и проблем, возникающих в группе.
Используемая литература
1. Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, Л. С. Римашевская. Образовательная область «Социализация»;
2. С. И. Семенака. Уроки добра;
3. Т. А. Шорыгина. Этикет для малышей;
4. Д. Ф. Алексеева. Этическое воспитание дошкольников.
5. М. В. Корепанова, Е. В. Харлампова «Познаю себя».
Индивидуальная карта развития дошкольника
Проявления дошкольника начало года примечания конец года примечания
1. Стремится в оценках и поступках к социально одобряемому поведению.
2. Пользуется симпатией и популярностью у сверстников, доброжелательно относится к сверстникам, имеет постоянных друзей, понимает эмоциональные состояния, настроения других детей
3. Проявляет сочувствие, эмоциональную поддержку, проявляет заботу, оказывает помощь.
Степень выраженности (отметить цифрой)
часто 3
эпизодически 2
отсутствует 1