ольга кечкина
Перспективное планирование адаптационной группы «Вместе с мамой»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптационная группа
«Вместе с мамой»
Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Родители должны совместно с детским образовательным учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу пройти психологическую адаптацию в коллективе.
Публикация «Перспективное планирование адаптационной группы „Вместе с мамой“» размещена в разделах
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему
Этапы адаптационного периода
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено 3 этапа (фазы) адаптационного процесса.
1. Острая фаза - сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.
2. Подострая фаза - характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3-5 месяцев.
3. Фаза компенсации - характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии. При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
• легкая адаптация - поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;
• адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
• тяжелая адаптация - длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Одной из причин организации группы адаптации «Вместе с мамой» стало наше желание свести к минимуму случаи тяжелой адаптации, увеличить количество случаев легкой адаптации.
Посещая такую группу, дети знакомятся с детским садом, группой, воспитателем. Занятия с родителями позволяют заметить разницу в домашнем и "организованном" воспитании, провести коррекцию до поступлению в детский сад. После посещения группы кратковременного пребывания дети легче адаптируются к дошкольному учреждению.
Первое знакомство с воспитателями и детьми в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке приводит к положительному настрою детей на посещение детского сада, знакомству родителей между собой, что в дальнейшем упрощает работу воспитателей с ними.
Цели:
• Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности родителей.
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• предупреждение возникновения проблем адаптации к дошкольному учреждению.
Задачи.
• обучение взрослых оптимальным моделям взаимодействия с ребёнком.
• знакомство детей и их родителей с жизнедеятельностью дошкольного учреждения,
• выработка адаптационного стиля поведения,
• расширение опыта общения,
• формирование стойкого интереса к общению со взрослыми и детьми,
• устранение беспокойства, боязливости, неизвестности в себе,
Осуществление программы предполагает прямую связь педагогов, работающих с детьми и родителями, с другими специалистами дошкольного учреждения:
• психолог проводит наблюдение за детьми и родителями, а так же оказывает консультативную помощь педагогам и родителям;
• музыкальный руководитель работает непосредственно с детьми, проводит музыкальную часть занятия;
• инструктор по физвоспитанию методом наблюдения оценивает физическое состояние детей на момент поступления в группу адаптации, на конец посещения группы, проводит сравнительный анализ физического состояния детей посещавших группу и не посещавших её, а так же оказывает консультативную помощь педагогам;
• медицинский работник оценивает динамику заболеваемости детей, посещавших группу и не посещавших её;
• старший воспитатель общее руководство и координацию действий всех специалистов.
Занятие 1
Задачи:
Познакомиться с детьми и их родителями.
Познакомить детей с групповыми помещениями и их назначением.
Развивать элементарные навыки действий с мячом.
Развивать координацию действия – речь взрослого.
Ход занятия:
Воспитатель встречает детей в приемной. Здоровается. Говорит детям о том, что они пришли вместе с мамой в детский сад. Место, где они разделись, называется приемная. В приемной много шкафчиков – кабинок, в которых дети хранят свои вещи. Можно заглянуть в кабинку и посмотреть, что там лежит.
Заходим в игровую. Объясняем детям, что здесь дети занимаются, играют, рисуют, за столами кушают и т. д. У нас много игрушек, но у каждой игрушки есть свой домик, где она живет, и если кто – то возьмет игрушку поиграть, то её нужно возвращать на место в её домик. Проходим по группе и смотрим, где у нас какие игрушки.
Ведем детей в туалетную комнату. Показываем, куда нужно ходить в туалет, где умывальники, как открывается кран, где хранится мыло, где висят полотенца.
Идем в спальню. Здесь дети спят днем. У каждого своя кроватка, красивое постельное белье. Посмотреть, кто же изображен на наволочке. Кроватки всегда ждут деток и очень любят, когда на них ребятишки спят.
Возвращаемся в группу. Дети садятся вместе с мамой по кругу. Знакомимся с детьми, раздаем им бейджики с именами. (А Коля у нас сегодня пришел)
Игра – разминка: «Вот как солнышко встает»
Дети берут мячи и возвращаются к мамам. Рассматриваем мячики. Какой он? Круглый, гладкий, резиновый, большой, называем цвет каждого мяча.
Действуем с мячом: похлопать по мячу ладошками, постучать мячом по полу, поднять вверх. Сидя на полу перекатывать мяч мама – ребенок, проговаривая все действия под руку ребенка: «Кати мне мячик, лови мячик». Гладим мячик, говорим ему «спасибо» за то, что он поиграл с нами, и уносим на место.
Игра «Похлопаем в ладошки».
Материал к занятию:
- Большие резиновые мячи.
Занятие 2
Задачи:
Развивать умение ориентироваться на собственном теле, координацию речи и моторики, крупную моторику.
Развивать музыкальный слух и чувство ритма, способность повторять за взрослым простейшие движения под ритмическую речь.
Формировать способность наблюдать за живым объектом и повторять за ним элементарные движения.
Развивать умение раскрашивать трафарет кистью, приучать самостоятельно готовить и убирать рабочее место.
Ход занятия.
Дети с воспитателем заходят в зал.
Ориентировка на себе. Воспитатель просит показать детей, где у них голова, глазки, нос, уши, лоб, щечки, руки, ладошки, пальчики)
Муз. разминка «Похлопали в ладошки»
Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко,
Похлопаем в ладошки очень хорошо!
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут,
И пальчики попляшут у маленьких ребят,
А девочки и мальчики ровненько сидят.
Поехали по–тихонечку, поехали по- тихонечку,
И быстро, быстро, быстро, быстро.
Тук- тук, молоток, мы построим птичкам дом,
Тук- тук, молоток, поселяйтесь птички в нем.
- «Что умеют наши ножки»;
Дети разуваются, идут на заранее приготовленную полосу препятствий, где нужно перешагивать, подползать, перепрыгивать, идти по лавке, спрыгивать. Мамы идут рядом, страхуют детей и всё проговаривают.
Комплекс физических упражнений под музыку (ходьба по скамеечке, спрыгивание на мат, преодоление препятствий в виде дуг, под которые надо подлезть и брусков, через которые надо перешагнуть, массажные дорожки).
Подвижная игра «Птички и домик» (Пока играет музыка, птички летают, клюют зернышки. Как только музыка замолкает птички должны быстро лететь в свой домик – к маме)
Воспитатель показывает детям музыкальные инструменты: погремушку и колокольчик. Сначала погремушку. Спрашивает: «Что это?», - стучит, предлагает постучать детям, раздаёт детям.
«Хлоп ладошкой, хлоп-хлоп,
Веселее, хлоп-хлоп,
Погремушкой ударяй,
Если хочешь – поиграй».
Дети складывают погремушки в коробку. Воспитатель показывает колокольчик, звенит, предлагает позвенеть детям, раздаёт им колокольчики.
«Ты звени, звоночек, тише,
Пусть тебя никто не слышит.
Ты звени сильней, звонок,
Чтобы каждый слышать мог».
Подвижная игра: «Беги туда, где звенит колокольчик или погремушка».
Занятие 3
Задачи:
Развивать координацию действий ребенка с речью взрослого.
Формировать умение элементарно действовать с мячом, сравнивать большой и маленький мячи.
Развивать ориентировку на себе и вокруг себя.
Формировать представления о цветах, умение различать красный и зеленый цвета.
Познакомить детей с соленым тестом, развивать умение раскатывать между ладошками шарик.
Развивать вкусовые ощущения и тактильные ощущения на ладонях.
Ход занятия.
Дети заходят в группу и вместе с мамой встают по кругу.
Разминка «Вот как солнышко встает»
Дети берут мячики и возвращаются к мамам. Вспомним какой мяч, погладим его (большой, гладкий, резиновый, круглый.)
Ориентировка с мячом на себе:
Высоко мы поднимаем мячик, мячик, мячик.
А теперь его вперед мячик, мячик, мячик.
Очень низко опускаем мячик, мячик, мячик.
И к коленкам прикоснется мячик, мячик, мячик.
Мы на голову положим мячик, мячик, мячик.
И к животику прижмем мячик, мячик, мячик.
На пол мы его опустим мячик, мячик, мячик.
И попрыгаем вокруг. Вот какой наш мячик!
Дети уносят мячи в корзину. Воспитатель оставляет себе один большой мяч.
Воспитатель говорит детям, что у него есть еще и другие мячики. Берет корзину с маленькими красными и зелеными мячиками. Показывает детям и сравнивает большой и маленький мячи, называет цвет.
Воспитатель раздает маленькие мячики детям под стихотворение:
Я ладошками стучу
Мяч (ИМЯ РЕБЕНКА…. покачу.
Дети с мамами рассматривают мячики. Катают их друг другу. Перекладывают с одной ладошки на другую. Катают между ладонями.
Просим показать зеленый мячик, затем красный.
Предлагаем детям слепить маленький мячик из соленого теста. Для этого готовим муку, соль и миску. Рассматриваем и пробуем муку и соль. (Мука белая, мягкая, рассыпается, безвкусная. Соль крупинками, белая, соленая). Сыпем в миску муку и соль и перемешиваем. Пробуем слепить мячик. Не получается, рассыпается. Нужно добавить воды. Берем кружку, идем к крану с водой и наливаем полкружки воды. Добавляем воду и замешиваем тесто. Затем между ладонями раскатываем шарик – мячик и кладем его на поднос сушить. Остатки теста складываем в пакет и забираем домой, чтобы научить папу лепить мячик. Убираем рабочее место и моем руки.
Садимся по кругу и вспоминаем, как мы делали соленое тесто
Взяли мы муку и соль
В миску все сложили,
И воды немножко мы туда налили.
С мамой тесто замесили,
Дружно мячики слепили.
Кладем наши мячики на поднос, чтобы они высохли и дети уходят домой.
Материал к занятию:
- Большие и маленькие мячи по количеству детей.
- Мука, соль, кружки для воды, миски, клеёнка на стол. (Можно дать детям задание принести муку, соль и миску из дома)
Занятие 4
Задачи:
Развивать координацию моторики и речи, крупную моторику, умение ориентироваться на собственном теле.
Формировать элементарные навыки владения мячом.
Дать преставление о величинах: большой- маленький и основных цветах.
Познакомить с техникой рисования красками и кистью
1. Воспитатель здоровается с детьми, называя их по имени.
2. Ориентировка на себе:
- покажите ручки;
- помашите ручками;
- похлопайте в ладоши;
- погладьте себя по голове;
- потрогайте себя за нос, за лоб;
- погладьте себя по щекам, по животу, по бокам, по коленям;
- покажите ножки, потопайте ими, попрыгайте;
3. - присядьте на колени.
4. Игра:
«Вот как солнышко встаёт – выше, выше, выше! (руки вверх)
Ночью солнышко зайдёт – ниже, ниже, ниже (руки вниз)
На ноги встаём, ручки раскрываем
И себя, любимого, крепко обнимаем» (обнимают себя).
Второй раз: «Ручки раскрываем, маму обнимаем!»
5. Чудесный мешочек с маленькими мячиками:
- дети трогают, отгадывают, что в мешке;
- воспитатель достаёт маленький мячик, спрашивает, какого он цвета, просит детей принести свои мячи;
- сравнивают мячи: у воспитателя маленький – у детей большой;
- воспитатель предлагает отдать большие мячи мамам;
- дети садятся по кругу, воспитатель под слова «Я по мячику стучу, мячик (Кате) качу» раздаёт детям маленькие мячи;
- дети и мамы сравнивают мячики: у мам большие – у детей маленькие;
- меняются мячами: теперь у детей большие – у мам маленькие;
- воспитатель предлагает сложить мячи большие в большую корзину, маленькие – в маленькую;
- воспитатель «случайно» рассыпает корзину с маленькими мячами, дети собирают мячи, называя их цвет.
6. Предложить детям раскрасить мячики, которые они лепили из соленого теста. Вместе с мамой приготовить рабочее место: расстелить клеенку, взять краску, кисти. Дети рассматривают кисточки, пробуют рисовать сухой кисточкой – не получается. Воспитатель предлагает обмакнуть кисточку в воду, потом в краску. Дети красят мячики, мамы проговаривают под руку. По окончании работы дети вместе с мамами моют кисточки под краном, промакивают тряпочкой и ставят в банку для кисточек.
7. Все рассматривают нарисованные мячи, дети называют, какого цвета их мяч, забирают рисунки домой.
Занятие 5.
Задачи:
Развивать умение ориентироваться на собственном теле, координацию речи и моторики, крупную моторику.
Развивать музыкальный слух и чувство ритма, способность повторять за взрослым простейшие движения под ритмическую речь.
Развивать предметную моторику и предметное мышление.
Ход занятия.
• Музыкальная разминка.
Погуляем мы с тобой, вместе погуляем,
Погуляем мы с тобой, песни распеваем.
Топ- топ веселей, топни наша ножка,
Топ- топ веселей, ну ещё немножко.
Хлоп раз, ещё раз, мы похлопаем сейчас,
А теперь быстрей, быстрей, хлопай, хлопай веселей.
Шлёп раз, ещё раз по коленочкам сейчас, А теперь быстрей, быстрей, шлепай, шлепай веселей.
Прыг раз, ещё раз, детки прыгают сейчас,
Выше, выше и быстрей, прыгай, прыгай веселей.
Погуляем мы с тобой, вместе погуляем,
Погуляем мы с тобой, песни распеваем.
• Игры с мячом. Показываем детям два мяча: большой и маленький. Спрашиваем: какой из них большой, какой маленький, какой больше, какой меньше.
Затем предлагаем детям подойти к корзине, взять большой мячик и принести его маме. Затем взять себе маленький мячик и сесть напротив мамы.
Рассматриваем мячики: круглые, катаются, прыгают и т. д. Называем цвета: поднимите мячики красного цвета и т. д., поднимите маленькие мячики синего цвета и т. д.
Затем дети и мамы перекатывают мячи друг другу. Просим теперь поднять вверх большие красные мячи и т. д.
Убираем мячи в корзину.
РАБОТА С ОВОЩАМИ.
• Д/игра «Волшебный мешочек» Дети на ощупь должны определить морковь или картофель.
• П/игра «Собери овощи». Рассыпанные по полу овощи детям надо разложить в 2 коробки: в одну – морковь, в другую – картошку.
Цель: знакомство с овощами, развитие операции классификации.
РИСОВАНИЕ.
Дать детям шаблоны в форме моркови. Предложить их раскрасить в оранжевый цвет.
Занятие 6
(с музыкальным руководителем)
Задачи:
Развивать умение ориентироваться на собственном теле, координацию речи и моторики, крупную моторику.
Развивать музыкальный слух и чувство ритма, способность повторять за взрослым простейшие движения под ритмическую речь.
Формировать способность наблюдать за живым объектом и повторять за ним элементарные движения.
Развивать умение раскрашивать трафарет кистью, приучать самостоятельно готовить и убирать рабочее место.
Ход занятия.
Дети с воспитателем заходят в зал. Здороваются с муз. работником.
Ориентировка на себе. Воспитатель просит показать детей, где у них голова, глазки, нос, уши, лоб, щечки, руки, ладошки, пальчики)
Муз. разминка «Похлопали в ладошки»
Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко,
Похлопаем в ладошки очень хорошо!
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут,
И пальчики попляшут у маленьких ребят,
А девочки и мальчики ровненько сидят.
Поехали по–тихонечку, поехали по- тихонечку,
И быстро, быстро, быстро,быстро.
Тук- тук, молоток, мы построим птичкам дом,
Тук- тук, молоток, поселяйтесь птички в нем.
Музыкальная игра – песенка «Платочки». В конце игры дети прячутся под платочки.
Музыкальная игра «Где же наши ручки…»
Муз. упражнение.
Комплекс физических упражнений под музыку (ходьба по скамеечке, спрыгивание на мат, преодоление препятствий в виде дуг, под которые надо подлезть и брусков, через которые надо перешагнуть, массажные дорожки).