Галина Орехова
Перспективно-тематическое планирование занятий с детьми старшего возраста по программе «Азбука здорового ребёнка»
▼ Скачать +Заказ
Важнейшей характеристикой работы дошкольного образовательного учреждения является состояние здоровья детей. За последние годы число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, неуклонно возрастает. Таким образом, проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна.
В этих условиях особенно важной становится для меня задача сохранения и укрепления здоровья детей в процессе дошкольного образования и воспитания. Эта задача я считаю должна решаться не только с помощью медицины, но и с использованием педагогических методов, путем внедрения способов и средств профилактики заболеваний.
Публикация «Перспективно-тематическое планирование занятий с детьми старшего возраста по программе „Азбука здорового ребёнка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья, и пути их исправления; основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т. е. уже с раннего возраста ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером. Он должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохранятся или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в рамках валеологии детства наиболее актуальной я считаю задачу развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. Опираясь на актуальность наличия у дошкольников валеологических знаний и изученные мною программы по валеологии «Школа здорового человека» Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н., Гаврюгина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», Терпугова Е. А. «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста» мною была составлена рабочая учебная программа «Азбука здорового ребёнка» (по валеологическому образованию).
Цели программы: сформировать у ребенка мотивы самосохранения, воспитать привычку думать и заботиться о своем здоровье.
Для достижения поставленных целей необходимо:
• Сформировать навыки ухода за телом;
• Создать условия для закаливания, дав ребенку возможность самому решать, как закаливать организм;
• Выработать стойкую привычку к самомассажу;
• Создать проблемную ситуацию, которая наглядно демонстрирует значимость правильного отношения к здоровью;
• Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
• Дать основные представления о строении и функциях тела;
• Формировать навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих;
• Ознакомить детей с возможными травмирующими ситуациями;
• Научить некоторым приемам первой медицинской помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина, вызов «неотложки»);
• Дать представление о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).
Принципы работы программы:
1. Доступность:
• Учет возрастных особенностей детей;
• Адаптированность материала к возрасту.
2. Систематичность и последовательность:
• Постепенная подача материала от простого к сложному;
• Частое повторение усвоенных правил и норм.
3. Наглядность:
• Учет особенностей мышления.
4. Динамичность:
• Интеграция программы в разные виды деятельности.
5. Дифференциация:
• Учет возрастных особенностей;
• Создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Средства реализации программы:
1. Совместная деятельность педагога с детьми по перспективно-тематическому плану, интегрированная в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
2. Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей конструированию вариантов здорового образа жизни.
3. Работа с родителями. Предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог для развития культуры здоровья и включает разные формы работы.
4. Диагностика. Разработаны и апробированы критерии диагностики усвоения материала валеологического образования.
Методы реализации плана работы
Практические:
1. Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ.
Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка.
2. Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность.
3. Закаливание по схеме.
4. Создание центра Правил дорожного движения.
Словесные:
1. Беседы.
2. Чтение художественной литературы.
3. Заучивание стихотворений.
4. Дидактические игры.
5. Сюжетно-ролевые игры.
6. Подвижные игры.
7. Развлечения.
8. Моделирование ситуаций.
9. Консультации.
10. Наблюдения.
Наглядные:
1. Организация выставок, конкурсов.
2. Сбор фотоматериалов.
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Аудиовизуальная техника.
5. Информационно-агитационные стенды.
6. Театрализованная деятельность.
7. Личный пример взрослых.
Ожидаемые результаты
1. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Перспективно - тематическое планирование занятий по программе «Азбука здорового ребёнка» по валеологии со старшим возрастом детей
Сентябрь
Тема: «Как я устроен»
Цели: Познакомить детей с особенностями функционирования тела, строением организма. Углублять представления о себе, своих индивидуальных особенностях; формировать положительную оценку и образ себя
Оборудование: Силуэт тела человека; изображения девочки и мальчика (на каждого ребенка); фотографии детей разного возраста и членов их семей; фломастеры, цветные карандаши
Методические приемы:
1. Просмотр альбома с фотографиями.
2. Беседа.
3. Физкультминутка. Ведущий, в быстром темпе называет разные части тела и лица, дети показывают их на себе.
4. Дидактическое упражнение «Создай свой портрет».
Литература: «Мое тело» А. Пиль, Атлас «Организм человека и охрана здоровья» Е. Б. Катинас, «Как мы устроены» Э. Дами
Рекомендации родителям: Беседовать с детьми о строении и функционировании человеческого тела
Октябрь
Тема: «Научись себя охранять и здоровье сохранять»
Цели: Рассказать о правилах поведения в разных ситуациях (как вести себя с незнакомыми людьми, не открывать дверь чужому, не уходить с игровой площадки с незнакомыми, нельзя гулять одному без близких людей)
Рассказать о том, что здоровье зависит от человека, за ним можно и нужно следить, его надо беречь, сохранять и поддерживать, соблюдать режим дня
Оборудование: Атрибуты к сказке «Волк и семеро козлят»; сюжетные картинки; телефон.
Иллюстрации и картинки по теме.
Методические приемы:
1. Постановка сказки «Волк и семеро козлят».
2. Рассматривание картинок и беседа.
3. Тренинговые игры.
4. Игровая ситуация «Узнай по действию». Игра «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»
5. Рассматривание и обсуждение иллюстраций.
• «Что надо делать, чтобы быть здоровым»: трудиться, соблюдать чистоту, закаляться, делать зарядку, смеяться, гулять, заниматься спортом, мыть руки.
• «Что нужно делать, чтобы быть здоровым»: лениться, мало двигаться, ходить без шапки, есть много сладкого, есть снег, сосульки.
6. Релакционная пауза. Под музыку дети танцуют, отражают свое настроение.
7. Составить рассказ «Мой режим дня».
Литература: «Азбука общения» Л. М. Шипицина
«Уроки Айболита» К. Т. Зайцев, «Мое тело» А. Пиль
Рекомендации родителям: Обсудить с ребенком вопросы:
• Как вести себя с незнакомыми людьми;
• Что предпринять, когда стучат в дверь;
• С кем можно заходить в подъезд.
Личный пример.
Консультация «В здоровом теле здоровый дух».
Ноябрь
Тема: «Что такое личная гигиена. Режим дня»
Цели: Уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Закрепить представление о правилах личной гигиены.
Рассказать о режиме дня и пользе его соблюдения.
Оборудование: Иллюстративный материал, отражающий необходимость выполнения гигиенических процедур.
Схема режима дня дошкольника; иллюстративный материал, отражающий правильный и неправильный режим дня.
Методические приемы:
1. Читать стихотворение «Девочка чумазая» А. Л. Барто.
2. Беседовать по содержанию произведения. Подвести детей к пониманию значения и необходимости гигиенических процедур.
3. Физкультминутка.
4. Дидактическое упражнение «Микроскоп».
5. Попросить детей ответить на вопрос, для чего нужно соблюдать правила гигиены.
6. Беседа о том, что человеческий организм старается соблюдать свое внутреннее расписание, и очень важно этот порядок не нарушать.
7. Физкультминутка. Игра-тренинг. Воспитатель называет какой-либо режимный момент или часть суток, а дети изображают, что они в это время делают.
8. Дидактическое упражнение «Составь себе режим дня на выходной день». Дети раскладывают на столе цифровую цепочку; цифры обозначают соответствующую картинку, изображающую мальчика в разных режимных моментах.
Литература: «Букварь здоровья» Л. В. Баль, «Уроки Айболита» Г. К. Зайцев
Рекомендации родителям: Систематически контролировать. Вести разъяснительные беседы о правилах личной гигиены.
Соблюдать формулу здоровья: сон – движение – отдых - питание
Декабрь
Тема: «Витамины, полезные продукты и здоровый организм»
Цели: Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека; объяснить, как витамины влияют на организм человека. Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной
Оборудование: Карточки с буквами А, В, С, Д; цветные иллюстрации или картинки с изображением продуктов питания;
Силуэтное изображение тела человека со схемой воздействия витаминов на различные части организма
Методические приемы:
1. Беседовать.
2. Рассматривать схему, «В каких продуктах больше всего витаминов».
3. Физкультминутка. Воспитатель предлагает детям разложить продукты к соответствующему витамину.
4. Работа со схемой «Влияние витаминов на организм человека».
5. Дидактическое упражнение «Составь себе меню на обед».
6. Анализ меню детей с точки зрения полезности продуктов
Литература: «Как воспитать здорового человека» В. Г. Алямовская, «Уроки Айболита» Г. К. Зайцев, «Здравствуй, мир!» А. А. Вахрушев
Рекомендации родителям: Консультация «Полезная пища». Оформить в уголке картотеку блюд «Оптимальное меню для растущего организма из русской кухни»