Людмила Денисова
Перспективно-тематическое планирование работы по ФЭМП у детей 4–5 лет по программе «Детство». Сентябрь-октябрь
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективно-тематическое планирование работы по ФЭМП у детей 4-5 лет по программе "ДЕТСТВО".(сентябрь- январь).
Цели математического развития детей 4-5 лет.
1) Уметь оперировать свойствами, отношениями предметов, числами ;выделять их по форме,размеру.
Публикация «Перспективно-тематическое планирование работы по ФЭМП у детей 4–5 лет по программе „Детство“, Сентябрь-октябрь» размещена в разделах
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование на октябрь
- Планирование на сентябрь
- Планирование на сентябрь. Перспективное
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
2) Уметь сравнивать,обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;
3) Развивать проявление инициативы в деятельности, самостоятельность в уточнении ши выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
4) Уметь рассказывать о выполняемом ти выполненном действии, разговаривать со взрослыми сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.
Задачи математического развития детей 4-5 лет.
1) Различение геометрических фигур по характерным признакам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.)
2) Выделение одновременно двух свойств фигур, (форма и цвет, форма и размер, размер и цвет)
3) Выделение пространственных отношений (вверх-вниз, направо- налево, назад-вперёд.)
4) Счёт однородных и разнородных предметов в доступных ребёнку пределах. Количественный и порядковый счёт.
5) Сравнение множеств по численности ; одинаково, больше, на один больше, на один меньше и т. д.
6) Сравнение предметов по длине, ширине, высоте, толщине, массе, составление упорядоченных рядов (5-7 предметов, моделирование отношений.
7) Различение контрастных и смежных частей суток, определение их последовательности :вчера, сегодня, завтра,.
8) Понимание схематического изображения позы человека,
9) Обобщение геометрических фигур, предметов по форме, размеру, цвету и т. д. Выделение одновременно трёх свойств геометрических фигур (ф, ц, р.)
10) Ориентировка в групповой. комнате по плану, умение двигаться в заданном направлении, определение расположения предмета по отношению к себе. Ориентировка на плоскости стола и листе бумаги.
11) Счет, сравнение, воспроизведение количества предметов по образцу, числу с использованием цифр (в педеле 9) Обобщение 3-5 групп предметов, звуков, движений по количеству (тоже 4; всех по 4 и др.)
12) Манипулирование с жидкостями и сыпучими материалами, определяя их объём переливанием или пересыпанием.
13) Измерение величин различными условными мерками.
14) Решение задач на геометрические построения и перестроения при помощи палочек. Обследование фигур, выделение их основных признаков, структуры, связей (наличие углов, вершин,умение словесно описывать фигуру.
15) Классификация предметов по одному, двум признакам. Число как показатель количества, итог счёта ; порядок следования и место в общей последовательности чисел.
16) Умение вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и направлением анализа, алгоритмом.
17) Придумывая новых вариантов игр, сюжетов совместно со взрослыми и другими детьми.
18) Активное участие в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера как по образцу, так и по собственному замыслу.
Сентябрь,
1-2 неделя,
Диагностика
Цели:Выявление уровня сформированности элементарных математических представлений детей 4-5 лет.
(см. кн. «Математика - это интересно.» 3. А. Михайлова,
И. Н. Чеплашкина. Стр. 57-58.)
Вне занятий,
1) Игра: «Переполох»
Цели: Развитие памяти ориентируясь на особенности игрового материала; умение устанавливать связь между предметами. Воспитание внимания. (см. кн. З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. «Развивающие игры для детей мледшего дошкольного возраста» стр. 189)
2) Игра: Внимание: В-1 ;В-2;В-3;В-4;
Цели: Развитие способности видеть и запоминать увиденное; переносить на бумагу увиденное. Воспитание внимания ; сосредоточенности. (см. кн. Б. П. Никитин. «Интеллектуальные игры.» стр. 101.)
3) Игра: «Что изменилось?»
Цели: Развитие внимания, памяти, воспитание усидчивости, терпения; соблюдение очерёдности в ходе игры. (см. кн.
О. М. Дьяченко, Е. А. Агеевой «Чего на свете не бывает?» стр. 28.)
4) Игра: «День рождения куклы.»
Цели: Развитие памяти ребёнка, усидчивости ;воспитание внимания во время игры, (см. кн. также стр. 29)
3- неделя.
Занятие № 1,
Тема «Том и Джери,»
Цели: Освоение способов обследования, сравнения фигур с целью выделения сторон и углов; развитие умения находить нужную фигуру по отрицанию свойства (формы) ; самостоятельное освоение детьми правил движения по лабиринту, (см. кн. «Математика-это интересно.»
3. А. Михайлова. ; И. Н. Чеплашкина. стр. 40.)
Вне занятии:
1) Игра : «Чем похожи, чем отличаются?» «Подбери пару»
Цели: Развитие умения видеть характерные признаки предметов; внимания; сосредоточенности, сравнивать их: Воспитывание усидчивости, упражнять в нахождении сходств и отличий
в рисунках. (см. кн. Л. В. Артёмова. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» стр. 52.)
2) Игра: «Зверюшки на дорожках.»
Цели: Развитие внимания, памяти, сообразительности, аналитического восприятия: Воспитание любви к животным; различение и со считывание их в количестве 6 .(см. кн. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, стр. 28.)
Октябрь.
1 неделя. Занятие № 3.
Тема:«Кто выше?»
Цели: Развитие воображения, наблюдательности, умения решать логические задачи, составлять узор путём комбинирования цвета и формы. Закрепление цвета и формы, (см. кн. «Математика от 3 до 7. стр. 52-55.
2) «Том и Джерри» - упражнения №1 в рабочей тетради Цели : Освоение способов обследования, сравнения фигур с целью выделения сторон и углов. Развитие умения находить нужную фигуру по отрицанию свойства (формы). Самостоятельное освоение правил движения по лабиринту. (см. кн «. Математика- это интересно»
И. Н. Чеплашкина, Л. Ю. Зуева.
Вне занятий.
1) Игра : «Мастерская форм.»
Цели: Умение выполнять постройку и перестроение геометрических фигур из палочек, проволоки, шнура, и т. д. ;Обследование фигур; Выделение их основных признаков (угол, вершина.) (см. кн.
О. М. Дьяченко, Е. Л. Агеевой. «Чего на свете не бывает?» стр. 24.)
2) Игра: «Нарисуй картинку палочками.»
Цели: Развитие внимания, творческого воображения,умения делать логические выводы. Воспитание усидчивости, (см. кн. Л. А. Вангер. ,
О. М. Дьяченко. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» стр. 35.)
2 неделя. Занятие №4.
Тема: 1) «Четыре чертёнка.»
Цель: Развитие смекалки, фантазии, умения рассуждать, доказывать. Составление предмета по образцу из 9 кубиков. (см. кн.
«Математика от 3 до 7.» стр. 55-57.
2) «Мышиные истории» - упражнения №2(1) в рабочей тетради «Математика - это интересно.»
Цель: Освоение способов различения и соотнесения предметов по размеру, количеству; установление простых зависимостей; упражнение в обследовании и выделении фигур четырёхугольной формы.
Вне занятий,
1) Игра: «Муравьи»
Цель: Выделение одновременно двух свойств фигур размера и цвета; формирование представлений о символическом изображении вещей. Воспитание усидчивости, (см. кн. А. А. Столяра. «Давайте поиграем» cmp.11.)
2) Игра: «Спортсмены строятся»
Цели: Развитие у детей настойчивости, целеустремлённости; умение упорядочивать предметы по величине; воспитание внимания, сосредоточенности, (см. кн. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агеевой. «Чего на свете не бывает?» стр. 25.)
3 неделя. Занятие №5.
Тема: 1) «Объём воды.»
Цели: Манипулировать с жидкостями определяя объём переливанием; Развитие внимания; воспитание аккуратности, сосредоточенности, (см. кн. В. В. Зайцев. «Математика для детей дошкольного возраста» стр. 20-22.)
2) «Мышиные истории». Упражнения №2(2;3) в рабочей тетради «Математика -это интересно»
Цели: те же что и на 2 неделе.
Вне занятий:
1) Игра: «Обед для матрёшек.»
Цели: Развитие внимания,умение подбирать предметы по количеству и размеру матрёшек; Закрепление правил сервировки стола; воспитание аккуратности, (см. кн. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агеевой.
«Чего на свете не бывает?» стр. 25.)
2) Игра: «Что бывает широкое, длинное и т. д.»
Цели: Умение классифицировать предметы по определённому признаку (величина, цвет, форма); Развитие быстроты мышления; Воспитание внимания, (см. кн. А. К. Бондаренко. «Словесные игры в детском саду» стр. 45.)
4 неделя. Занятие № 6.
Тема: 1) «Помоги Мики - Маусу!»
Цели: Развитие внимания, памяти, сообразительности, аналитического восприятия, творческого мышления.
(см. кн. «Математика от 3 до 7.» стр. 57-58)
2) «Ежиные истории» упражнение №3,1 (1;) в рабочей тетради «Математика — это интересно»
Цели: Освоение способов перемещения цветных квадратов по правилу упражнение в счете, воспроизведение количества до заданного числа; Выделение определённого количества множества.
Вне занятий:
1) Игра: «Какой предмет?»
Цели: Развитие внимания, памяти, сообразительности, аналитического восприятия, творческого мышления, находить предметы по трём признакам (величина, цвет, форма) (см. кн.
А. К. Бондаренко. «Дидиктические игры в детском саду.» стр. 8-9.)
2) Игра: «А что потом?»
Цели: Закрепление знания о частях суток, о деятельности детей в разное время дня. Воспитание внимания, (см. кн. А. К. Бондаренко.
«Словесные игры.» стр. 44.)
Ноябрь.
1 неделя. Занятие № 7.
Тема: 1)«Слонёнок»
Цели: Упражнения на развитие внимания; различие геометрических фигур по характерным признакам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) Воспитание внимания. (см. кн. Л. Я. Береславский.
«Интеллектуальная мастерская» стр. 14-17.)
2) «Ежиные истории.» упражнения № 3,1 (2,3) в рабочей тетради «Математика - это интересно.»
Цели: Те же что и на 4 неделе октября.
Вне занятий:
1) Игра: «Когда это бывает.»
Цели: Уточнение и углубление знания о временах года, умение определять признаки времени года; Воспитание внимания, сосредоточенности, (см. кн. А. К. Бондаренко. «Словесные игры.» стр. 44.) 2) Игра: «Головоломки.»
Цели: Развитие восприятия; пространственных представлений; умение составлять фигуры головоломки по образцу. Развитие творчества и фантазии. (см. кн. О. А. Дьяченко, Е. Л. Агеевой.
«Чего на свете не бывает?» стр. 22.)
2 неделя. Занятие № 8.
Тема: 1) «Чернильница и волшебные чернила.»
Цели: Развитие внимания, творческого воображения; умения делать логические выводы; составление предметов по образцу из 9 кубиков, (см. кн. «Математика от 3 до 7.» стр. 58-60.)
2) «Ежиные истории.» Упражнения №3,2 (4,5) в рабочей тетради «Математика - это интересно.»
Цель: Та же что и на 4 неделе октября.
Вне занятий:
1) Игра: «Блоки Дьенеша.»
Цели: Обобщение геометрических фигур, предметов по форме, размеру, цвету; выделение одновременно трёх свойств геометрических фигур, (см. кн. М. Фидлер. «Математика уже в детском саду.» стр. 76.)
2) Игра: «Добавь слово.»
Цели: Упражнение в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе; развитие ориентировки в пространстве. Определение расположения предмета по отношению к себе.
(см. кн. А. К. Бондаренко. «Словесные игры.» стр. 45.)
3 неделя. Занятие № 9.
Тема:1) «День рождения Пятачка.»
Цели: Умение складывать фигуры путём наложения одну на другую; развитие внимания, сосредоточенности во время соединения двух частей левой и правой. Воспитание аккуратности. (см. кн.
Л. Я. Береславский. «Интеллектуальная мастерская.» стр. 54-58.) 2) «Три котёнка» упражнение № 4 (1) в рабочей тетради «Математика - это интересно.»
Цели: Развитие комбинаторных умений; воиспроизведение отношений «выше-ниже», «над-под», «между», уточнение представления о направлениях счёта; соотношение предметов по цвету.
1) Игра: «Узнай, что изменилось.»
Цели: Развитие детей в правильном определении пространственного расположения предметов (слева, впереди, сбоку, и т. д.); воспитание наблюдательности; развитие памяти, (см. кн. А. К. Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду.» стр. 66.)
2) Игра: «Посади огород.»
Цели : Развитие внимания, памяти, сосредоточенности; умение составлять полную картину услышенного. Закрепление названия овощей, (см. кн. Л. А. Вангер, О. М. Дьяченко. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» стр. 28.)
4 неделя. Занятие №10.
Тема: 1) «Отгадай-ка?»
Цели: Развитие комбинаторских способностей, творческого воображения, развитие логического мышления; воспитание памяти, (см. кн. «Математика от 3 до 7.» стр. 61-65.)
2) «Три котёнка.» Упражнения № 4 (2,3) в рабочей тетради «Математика- это интересно.»
Цели: теже что и в занятии 3 недели ноября.
Вне занятий:
1) Игра : «Что дальше?»
Цели: Закрепление знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня, суток. Развитие памяти, воспитание внимания, (см. кн. А. К. Бондаренко. «Словесные игры в детском саду» стр. 45.)
2) Игра: «Когда это бывает?»
Цели: Уточнение и углубление знаний о временах года; время суток, дней недели; умение находить карточки с признаками и их объяснить. Развитие памяти, воспитание внимания, (см. кн. А. К. Бондаренко.
«Дидактические игры в детском саду.» стр. 89.)
Декабрь.
1 неделя Занятие № 11
Тема: 1) «Мой друг.»
Цели : Развитие творческого воображения, умения ориентироваться в пространстве; распознавать условные обозначения; определение места нахождения от самого себя. Воспитание внимания. (см. кн.
«Математика от 3 до 7.» стр. 65-67.)
2) «Переполох.» Упражнения № 5,1 (1) в рабочей тетради «Математика - это интересно.»
Цели: Упражнение детей в воспроизведении количества по представлению,счёте от исходного числа до заданного. Составление целого из частей, ориентирование в пространстве «от себя».
1) Игра : «Разноцветная вода.»
Цели: Побуждение детей добиваться из одного цвета множества оттенков с помощью воды и краски. Определение цвета и оттенка на свету и вне света; закрепление цвета. (см. кн. О. М. Дьяченко,
Е. Л. Агеевой. «Чего на свете не бывает?» стр. 27.)
2) Игра : «Цветные дома.»
Цели: Закрепление цвета и оттенков; развитие памяти; умение описывать предмет определённого цвета,подбирать нужные буквы и составлять своё имя; развитие памяти, внимания, умение находить по двум основным признакам (цвет и форма, и т. д.)предметы (см. кн. также стр. 27.)
2 неделя. Занятие № 12.
Тема: 1) «Телеграмма.»
Цели: Развитие комбинаторных способностей, смекалки, сообразительности. (см. кн. «Математика от 3 до 7 .» стр. 67-68. 2) «Переполох.» Упражнения № 5,2(2;3) в рабочей тетради «Математика — это интересно.»
Цели: (те же что и на 1 неделе декабря.)
Вне занятий:
1) Игра: «Цветные картинки.»
Цели: Умение подбирать картинки по цвету; развитие внимания, памяти, целеустремлённости, логического мышления. Закрепление цвета; воспитание внимания, (см. кн. Л. А. Вангер; О. М. Дьяченко.
«Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.» стр. 31.)
2) Игра : «Цветное домино.»
Цели : Развитие внимания; зрительной памяти; умение ожидать очерёдности среди игроков; закрепление цвета и геометрических форм. (см. кн. Л. В. Артёмова. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.» стр. 49.)
3 неделя. Занятие №13.
Тема : «Счётные палочки.»
Цели : Развитие комбинаторных способностей; умение обобщать и сравнивать предметы ;решение задач на геометрические построения и перестроения при помощи палочек. Закрепление и нахождение углов и сторон у построек. (см. кн. «Математика от 3 до 7.» стр. 68-70.)
2) «Тимошка - озорник.» Упражнения № 6.1 (1)2) в рабочей тетраде «Математика — это интересно.»
Цели : Воссоздание числового ряда и группировка предметов (по 5-7, упражнение в определении места предмета в ряду; употребление в речи слова, кроме, определение формы на основе отрицания признака.
Вне занятий:
1) Игра : «Рыбки живые и игрушечные.»
Цели : Развитие памяти; быстроты ответа; умение слышать сигнал ведущего; закрепление счёта; умение сравнивать живых рыбок и игрушечных. Называть части тела рыбки. Воспитание внимания, (см. кн. С. М. Николаева. «Место игры в экологическом воспитании дошкольников.» стр. 14-15.)
2) Игра : «Кто здесь прячется?»
Цели: Развитие памяти, сосредоточенности в выборе карточек; называние предмета;закрепить понятия, широкий-узкий,
, высокий-низкий, и т. д. (см. кн. 3. М. Богуславская; Е. О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.» стр. 193.)
4 неделя. Занятие М14.
Тема: 1) «Путешествие в страну загадок.»
Цели: Умение отгадывать загадки; сравнение численности множеств; одинаково больше; на один больше; на один меньше;
столько же; закрепление счета до 7. (см. кн. «Математика от 3 до 7.» стр. 72-73.)
2) «Тимошка-озорник.» Упражнения №6,2(1 ;2;3) в рабочей тетради «Математика - это интересно.»
Цели: Те же что и на 3 неделе.
Вне занятий:
1) Игра : «Что досталось тебе дружок?»
Цели : Развитие осмысленного, целенаправленного запоминания и припоминания предметов; развитие памяти, внимания. Воспитание дружелюбия, усидчивости, (см. кн. та же стр. 195.)
2) Игра : «Внимание-угадайка.»
Цели : Развитие у детей внимания, памяти ; умение воспроизводит карандашом увиденного; сопоставлять схему и то что перенёс на бумагу сам. (см. кн. Б. Н. Никитин. «Интеллектуальные игры» стр. 108.)
Январь.
1 неделя,
Диагностика,
Цели : Выявление уровня сформированности элементарных математических представлений детей 4-5 лет (выборочно) (см. кн «Математика - это интересно.» 3. А. Михайлова,
И. Н. Чеплашкина. стр. 58.)
Вне занятий:
1) Игра : «Точечки.»
Цели : Развитие внимания ; закрепление счёта (до 7); ознакомление с цифрой 8, сравнение цифр 7-8; умение размещать точки по замыслу, по схеме, определять где на один больше, а где-меньше, (см. кн. Б. П. Никитин. «Интеллектуальные игры.» стр. 117.)
2) Игра : «Определи различия на глаз.»
Цели : Развитие воображения, наблюдательности, умение решать логические задачи; находить сходство и отличия в пределе 7;8; закрепление счёта до 8. (см. кн. Л. Я. Береславский «Интеллектуальная мастерская.» стр. 25-27.)
2 неделя. Занятие №15,
Тема: 1) «Новая фигура.»
Цели: Развитие смекалки, комбинаторных способностей, умения обобщать, преобразовывать, делать логические выводы. Умение находить знакомые геометрические фигуры, (см. кн. «Математика от 3 до 7.» стр. 73-74.)
2) «Путешествие.» Упражнение №7 (1;2) в рабочей тетраде «Математика - это интересно.»
Цели : Освоение умений сосчитывать предметы,расположенные по разному, отражение в речи процесса продвижения по лабиринту (на основе выполняемого действия.)
Вне занятий:
1) Игра : «Учимся находить видимые различия.»
Цели : Развитие внимания, воображения, наблюдательности; умение находить сходство и отличия в пределе 8; решать логические задачи. (см. кн. 3. А. Михайлова. «Игровые занимателъ - ные задачи для дошкольников.» стр. 27.) 2) Игра : «Чем похожи,чем отличаются?»
Цели: Закрепление величины, размера, фиксирование внимания, умение группировать однородные предметы, понимать слова,такой,не такой,разные,, ,большой,маленький,;чем похожи и чем отличаются, (см. кн. Л. А. Вангер; Э. Г. Пилюгина;
Н. Б. Вангер. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка.» стр. 41. 3 неделя. Занятие №16.
Тема: 1) «Ворона с письмом.»
Цели : Развитие творческого воображения, смекалки, умения воссоздать модель по образцу. Умение видеть на схеме знакомых зверей; называя их и их части тела. (см. кн.» Математика от
3 до 7.» стр. 74-76.)
2) «Путешествие.» Упражнения № 7(3) в рабочей тетраде «Математика - это интересно.»
Цели : те же что и во 2 неделе.
Вне занятий:
1) Игра : «На что похоже?»
Цели : Развитие внимания; выделение однородных признаков; геометрических фигур по трём признакам (форма, размер, цвет) умение сравнивать и находить отличие и сходство; воспитание сосредоточенности и усидчивости, (см. кн. Л. А. Вангер;
О. М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.» стр. 42)
2) Игра : «Половинка к половинке.» (настольная игра.)
Цели: Развитие памяти, внимания, сосредоточенности; закрепление и различение геометрических фигур. Умение сопоставлять ту или иную половинку предмета, (см. кн
О. М. Дьяченко ; Е. А. Агеевой «Чего на свете не бывает?» стр. 33.)
4 неделя. Занятие №17.
Тема: 1) «Палочки-Считалочки.»
Цели: Развитие творческого воображения, сообразительности, комбинаторных способностей, внимания. Умение выкладывать квадрат полочками Кьюизенера; слушать речь воспитателя.
(см. кн. «Математика от 3 до 7.» стр. 77-78)
2) «Новые приключения Тома и Джерри.» Упражнения № 8(1; 2) в рабочей тетраде «Математика-это интересно.»
Цели : Выбор детьми предметов, подлежащих сравнению с силуэтом. Выделение групп предметов по цвету (на основе описания Упражнение по ориентации в пространстве.
Вне занятий:
1) Игра : «Кто в домике живёт?»
Цели : Различение геометрических фигур по характерным признакам; развитие внимания, памяти, сосредоточенности; умение опредлятъ по схемам жильцов домика. (см. кн. О. М. Дъяченкс Е. А. Агеевой. «Чего на свете не бывает?» стр. 33.)
2) Игра : «Кодирование геометрических фигур.»
Цели : Развитие памяти, мышления, творчества. Закрепление геометрических фигур; воспитание внимания. (см. кн. И. Фидлер.
«Математика уже в детском саду.» стр. 76.)