Елена Захарова
Перспективно-тематический комплекс занятий по ознакомлению с дымковской росписью в младшей группе (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
6. Тема: <<Варежки>>
Программное содержание: Познакомить детей с новым элементом дымки - <<солнышко>>. Учить выполнять узор самостоятельно, дополняя знакомыми элементами дымковской росписи. Продолжать учить рисовать ватными палочками, для каждого цвета брать отдельную палочку. Закреплять знание названий цветов. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту дымковской игрушки.
Публикация «Перспективно-тематический комплекс занятий по ознакомлению с дымковской росписью в младшей группе (часть 2)» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Словарь: дымковский узор, <<солнышко>>, волнистая линия.
Предварительная работа: Рассматривание детских варежек, узоров на них.
Материалы к занятию : силуэт варежки на каждого ребенка, гуашь по 2 цвета, по 2 ватные палочки на ребенка.
Ход занятия : Приходит барышня Машенька и рассказывает о том, что в деревне Дымково очень много снега. Так хочется игрушкам поиграть в снежки, слепить снеговика, но снег холодный, и руки быстро замерзают. Что же делать?
Воспитатель спрашивает у детей, что нужно, чтобы руки не мерзли. Правильно, надеть варежки. Предлагает для дымковских жителей сделать в подарок красивые дымковские варежки. Знакомит детей с новым элементом - <<солнышко>>. Спрашивает, из чего состоит узор, какого цвета, как его выполнять.
Предлагает украсить варежки узором «солнышко». Спрашивает, как правильно рисовать ватными палочками. Обращает внимание детей, что узор нужно располагать в центре варежки. Сначала ставим точку, потом рисуем колечко, а затем точки вокруг колечка. Во время работы предлагает варежку украсить другими элементами: точками, кругами, волнистыми линиями. Обращать внимание на то, чтобы дети не рисовали одним цветом.
В конце занятия Машенька рассматривает варежки, выбирает самые яркие, самые аккуратные. Благодарит детей за помощь.
7. Тема: <<Домики для игрушек>>
Программное содержание: Продолжать учить выполнять узор на квадрате, украшая углы, середину, стороны знакомыми элементами: точками, кольцами, кругами. Продолжать учить рисовать ватными палочками, не смешивая краски. Воспитывать самостоятельность в работе. Развивать чувство ритма, композиции.
Словарь: узоры, углы, середина, стороны, квадрат.
Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек, узоров на них, сочетание цветов.
Материалы к занятию : бумага квадратной формы с приклеенной цветной треугольной крышей, гуашь по 2 цвета на ребенка, по 2 ватные палочки на ребенка.
Ход занятия : В деревне Дымково наступила зима. Холодно стало дымковским игрушкам, и решили они попросить помощи у наших ребят. Давайте мы с вами поможем игрушкам и нарисуем для них красивые дымковские домики.
Воспитатель предлагает детям взять в руки бумагу и показать, где углы, середина и прямые стороны. Спросить, какой формы бумага – квадратная. Как можно украсить такой дом? Правильно, в уголках и в середине. Воспитатель предлагает детям у доски показать, как нужно украшать углы (приглашает 2-3 детей). После того, как украшены углы и середина, воспитатель предлагает дополнить узор точками по сторонам квадрата. Напоминает правила рисования ватными палочками: набирать достаточно краски, не смешивать цвета, чтобы получилось ярко и аккуратно. Во время выполнения детьми работы воспитатель индивидуально показывает детям, у которых есть затруднения.
После работы все домики раскладываются на коврике. Воспитатель обращает внимание, какие красивые дымковские домики получились, яркие и аккуратные. Игрушкам очень нравятся такие домики.
8. Тема: <<Нарядные шарфики для зайчика>>
Программное содержание: Продолжать учить выполнять узоры по мотивам дымковской росписи. Продолжать учить создавать узор на полосе, повторяя изображение одного элемента; дополнять узор полосками, точками другого цвета. Упражнять в рисовании округлых форм. Продолжать учить работе кистью и красками. Воспитывать желание помочь, чувство сопереживания.
Предварительная работа: Рассматривание детских шарфиков, узоров на них. Игра <<Составь узор>> на полосе.
Материалы: полоски бумаги – шарфики. Кисти, краски по 2 на ребенка, баночки с водой.
Ход занятия : В гости к детям приходит зайчик. Он дрожит, чихает. Воспитатель спрашивает, что с ним случилось. Зайчик говорит, что вчера он целый день катался на горке, и теперь у него болит горло. Воспитатель спрашивает, надевал ли заяц шарф, когда ходил гулять. Зайчик говорит, что у него нет шарфика. Воспитатель говорит, что шарф зимой нужно надевать всегда, тогда горло не заболит. Предлагает детям помочь зайчику, нарисовать ему красивые теплые шарфики, чтобы зайчик больше не простужался. Детям раздают полоски бумаги. Воспитатель спрашивает, чем можно украсить шарфики (полосками, кругами, точками). Воспитатель предлагает рассмотреть образцы шарфов (2 образца). Спрашивает, чем они украшены, какого цвета узоры, как нужно начинать работу. Напоминает, что при смене краски нужно хорошо промывать кисть, убирать лишнюю каплю воды и краски, чтобы получилось красиво и аккуратно.
В процессе работы воспитатель помогает затрудняющимся детям.
В конце занятия зайчик рассматривает все шарфики, <<примеряет>> их. Радуется, что все шарфики яркие, красивые. Много шарфиков, поэтому он поделится ими с другими зайцами.
9. Тема: <<Тарелочки для белочки>>
Программное содержание: Учить детей выполнять узор в определенной последовательности вверху, внизу, справа, слева одним цветом, между ними – другим. Продолжать упражнять в работе с тычком и красками. Развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность.
Предварительная работа: Рассматривание узоров на круглых формах (тарелочки).
Материалы: бумага круглой формы диаметром 15см, пои 2 ватные палочки на ребенка, краски 2-х цветов для каждого ребенка.
Ход занятия : Приходит к детям белочка – нарядная. Рассказывает, что у нее сегодня день рождения. Придут к ней сегодня ее друзья, она приготовила для них угощения. Только нет у нее красивых, нарядных праздничных тарелочек, чтобы разложить все угощения. Белочка спрашивает, не могут ли ей помочь ребята. Ребята соглашаются помочь. Воспитатель спрашивает, чем можно украсить тарелочки (кругами, колечками, точками). На фланелеграфе воспитатель показывает, как нужно украшать тарелочки (располагая элементы узора сверху, снизу, справа, слева, а потом между этими элементами). Просит детей повторить порядок работы. Напоминает правила работы с красками, тычком.
Дети приступают к рисованию. Во время рисования воспитатель индивидуально показывает порядок рисования, на отдельном листе, затрудняющим детям.
В конце занятия белочка радуется тарелочкам. Какие они красивые, разноцветные, праздничные. Благодарит за помощь.
10. Тема: <<В гости к Танечке пойдем!>> (итоговое занятие)
Программное содержание: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой, учить детей составлять простой узор по мотивам дымковской росписи, используя линии, мазки, точки, круги, колечки. Закреплять умение правильно пользоваться красками, совершенствовать навыки закрашивания изображения. Продолжать учить использовать тычок для создания узора. Воспитывать в детях отзывчивость на красоту росписи, разнообразие форм и цвета, развивать эстетическое восприятие.
Словарь: кокошник, тычок, барышня.
Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек, рассматривание нарядов барышень.
Материалы к занятию : Листы бумаги, сложенные пополам, с контурным изображением лошадки, кота, курочки, собаки, дымковской барышни; гуашь 4-х цветов, тычок.
Ход занятия : В гости к детям приходит дымковская барышня Машенька. Воспитатель собирает малышей, говорит: <<Посмотрите, кто пришел к нам. Это наша знакомая дымковская барышня Машенька>>. Барышня здоровается с детьми, спрашивает, можно ли ей посмотреть у них игрушки.
Дети показывают игрушки, среди которых Машенька замечает телефон, спрашивает, можно ли ей позвонить соей подружке Танюшке. Дети разрешают. Машенька говорит в трубку: <<Здравствуй, Танюшка. Я очень по тебе соскучилась и скоро приду к тебе в гости>>. Машенька благодарит ребят прощается и уходит.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы, приготовленные к занятию, и спрашивает их: <<Как Танюшка будет готовиться к приходу подружки? (Подвести детей к тому, что Танюшка испечет пироги, наденет красивый наряд: кокошник, кофту, юбку). Хотите оказаться дома у Танюшки? Закройте глаза. – Воспитатель считает: раз, два, три>>. Дети открывают глаза – перед ними появляются дом, Танюшка (силуэт дымковской барышни на белой бумаге) и силуэты коня, курочки, собаки, кота.
Воспитатель: <<Стала Танюшка пироги печь, а ее друзья ей помогать, но она очень спешила, засыпала друзей мукой, и не стало на них видно ни точек, ни полосок. Потом захотела нарядиться так же красиво, как Маша, но потеряла ключик от сундучка, где лежат ее наряды. Вы хотите помочь Танюшке? Какого цвета будут кокошник, кофта, юбка? Ей бы очень хотелось, чтобы узоры на ее юбке были такие же, как и на Машиной. Чем будем украшать кота, лошадку, курочку, собачку? Покажите, как вы будете рисовать круги, колечки, полоски, точки? Чтобы точки получились красивыми, лучше вместо кисточки взять тычок>>.
Дети выбирают, кому они будут помогать, садятся за столы. Украшают узорами силуэты животных, одежду Танюшки. Воспитатель помогает им.
Маша приходит в гости к Танюшке: <<Как у тебя красиво! Какая ты нарядная! А кто это?>>
Воспитатель знакомит Машу с Таниными друзьями, читая потешки: Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые, зубки белые.
Конь ретивый,
С длинной гривой,
Скачет, скачет по полям.
Тут и там, тут и там.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собаченька, не лай.
Белолапа, не скули,
Нашу Таню не буди>>.
А про курочку читает стихотворение К. И. Чуковского:
<<Курочка красавица
У меня жила.
Ах, какая умная
Курица была!
Шила мне кафтаны,
Шила сапоги,
Сладкие, румяные
Пекла мне пироги.
А когда управится,
Сядет у ворот,
Сказочку расскажет,
Песенку споет>>.
Машенька радуется, отмечает, как красиво расписаны узорами друзья Танюши и ее наряд. Она просит детей назвать цвета красок, использованных для росписи, показывая то на один, то на другой элемент, или игрушку в целом.
Танюшка благодарит детей за помощь, предлагает вместе потанцевать. Затем прощается, приглашает снова приходить к ней в гости.
Дети любуются расписанными игрушками, затем уносят их в игровой уголок.