Екатерина Козловских
Конспект НОД «Пересказ сказки в обработке О. Капицы «Лисичка-сестричка и серый волк» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Вид НОД: приобщение к художественной литературе
Форма НОД: пересказ
Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная
Форма организации: фронтальная, индивидуальная
Планируемый результат:
• Дети проявляют желание слушать новые сказки
• Дети ознакомлены со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк»
Публикация «Конспект НОД „Пересказ сказки в обработке О, Капицы „Лисичка-сестричка и серый волк“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- «Лисичка-сестричка и серый волк», сказка
- Темочки
• Дети проявляют способность воспринимать содержание и форму художественных произведений (устанавливать причинно-следственные связи, понимать характеристики героев)
• Дети умеют поддерживать беседу
• Дети знают значение незнакомых слов («Рогожея», «На возу», «Смекнул», «Коромысло», «Пустился», «Стянусть», «Кадку с тестом»)
• Дети проявляют интерес к чтению
• Дети умеют запоминать сказку
• Дети демонстрируют связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа сказки «Лисичка – сестричка и серый волк»
Цель: формирование интереса и воспитание любви к чтению сказок в процессе ознакомления со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк» и пересказа сказки
Задачи совместной образовательной области:
Воспитательные задачи:
• Воспитывать желание слушать новые сказки
• Познакомить со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк»
• Развивать способность воспринимать содержание и форму художественных произведений (устанавливать причинно-следственные связи, понимать характеристики героев)
• Развивать умение поддерживать беседу
• Развивать связную (диалогическую и монологическую) речь детей в процессе пересказа сказки «Лисичка – сестричка и серый волк»
Обучающие задачи:
• Обогащать словарный запас детей незнакомыми словами («Рогожея», «На возу», «Смекнул», «Коромысло», «Пустился», «Стянусть», «Кадку с тестом»)
• Формировать интерес к чтению
• Учить детей запоминать сказку
Список использованных источников:
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования / Министерства просвещения Российской Федерации приказ от 25 ноября 2022г. №1028
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема; воспитание через взаимодействие
Принципы обучения: принцип доступности, наглядности, деятельности, принцип последовательности и систематичности.
Методы воспитания: беседа, поощрение.
Методы обучения: объяснение, беседа, демонстрация, иллюстрация, эмоциональное стимулирование, чтение художественного слова.
Оборудование: книга – русская народная сказка «Лисичка – сестричка и серый волк», опорные картинки для пересказа сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».
Предварительная работа: Отгадывание загадок о животных (героях сказки).
Задача: развивать память детей, развивать инициативу и любознательность детей, развивать творческое воображение
- Ребята, я узнала несколько новых загадок.
- Хотите их отгадать? (ответы детей)
- Замечательно, слушайте внимательно.
Рыжая красавица
Хороша весь год,
Хитро улыбается
И в норе она живет.
- Кто же это? (ответы детей)
Воспитатель выставляет на мольберт изображение лисы
- Верно.
- Слушайте следующую загадку.
Он хвостастый и зубастый,
На луну он воет часто,
Все в лесу его боятся,
А в особенности, зайцы.
- Кто же это? (ответы детей)
Воспитатель выставляет на мольберт изображение волка
- Молодцы, ребята, вы отгадали все загадки.
Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Кто в какой сказке живет?»
Задача: развивать связную речь в процессе дидактической игры «Кто в какой сказке живет?».
- Катя, мы читали очень много интересных сказок, и, кажется, я перепутала всех героев и теперь они живут не в своих сказках.
- Поможешь мне вспомнить, кто в какой сказке живёт? (ответ ребенка)
- Отлично
- Кто это? (Воробей, блин, мышонок)
- А в какой сказке они живут? (Воробей, блин и мышонок живут в сказке «Крылатый, мохнатый да масленый»)
- Верно
- Кто это? (Лиса)
- А в каких сказках она живет? (Лиса живет в сказке «Лиса и Журавль», «Лиса и петух», «Лиса и кувшин»
- Верно
- Кто это? (Лиса, петух, заяц)
- А в какой сказке они живут? (Лиса, петух и заяц живут в сказке «Заюшкина избушка»)
- Верно
- Кто это? (Лиса и Волк)
- А в какой сказке они живут? (Лиса и волк живут в сказке «Лисичка – сестричка и серый волк»)
- Молодец, Катя.
- Ты разложила всех зверей по своим сказкам.
ХОД
1. Мотивация
Задачи:
• Мотивировать детей на предстоящую деятельность
Методы
обучения:
Эмоциональное стимулирование
Беседа
Демонстрация
Чтение художественного слова
Деятельность педагога:
Дети находятся на ковре.
Воспитатель эмоционально стимулирует детей.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Ребята, посмотрите, что это? (книга)
- Да, ребята, это книга.
- Нам её подарил Сказочник.
- Посмотрите, тут что-то лежит, давайте посмотрим, что же это.
- Ребята, это записка.
- Вы хотите узнать, что в ней написано? (да)
- Слушайте внимательно:
«Здравствуйте, ребята, пишет вам Сказочник. Недавно я прочитал одну интересную сказку, которая называется «Лисичка – сестричка и серый волк». Мне она очень понравилась, и я решил отправить ее вам. Надеюсь, что вам она тоже понравится».
- Ребята, вы хотите узнать, о чем эта сказка? (да)
- Тогда давайте ее прочитаем.
- Садитесь на стульчики, спина прямая, ноги вместе.
- Слушайте внимательно.
2. Чтение сказки и беседа
2.1 Первичное чтение произведения без установки на пересказ (запоминание)
Задачи:
• Воспитывать желание слушать новые сказки;
• Познакомить со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк»
Методы
обучения:
Чтение художественного слова
Иллюстрация
Демонстрация
Объяснение
Деятельность педагога:
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель читает сказку, заменяет непонятные детям слова синонимами (поживиться – подкрепиться, мерзлую – замороженную, дохлая – мертвая, швырнул – выкинул, подле - около).
Воспитатель в процессе чтения показывает иллюстрации сюжета сказки.
2.2 Работа над текстом. Беседа
Задачи:
• Развивать способность воспринимать содержание и форму художественных произведений (устанавливать причинно-следственные связи, понимать характеристики героев);
• Развивать умение поддерживать беседу;
• Обогащать словарный запас детей незнакомыми словами («Рогожея», «На возу», «Смекнул», «Коромысло», «Пустился», «Стянусть», «Кадку с тестом»)
Методы
обучения:
Беседа
Эмоциональное стимулирование
Поощрение
Деятельность педагога:
Дети сидят на стульчиках
Воспитатель задаёт вопросы, побуждает детей к высказыванию, комментирует высказывания.
Инициирует общее обсуждение.
- Ребята, нам встретились незнакомые слова.
- Рогожея – грубая ткань
- На возу – на санях
- Смекнул – понял
- Коромысло – деревянная дуга с крючками на концах для переноски ведер
- Пустился – побежал
- Стянуть – украсть
- Кадку с тестом – миску с тестом
- Ребята, скажите, вам понравилась сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»? (ответы детей)
- А что вам в этой вам больше всего запомнилось? (ответы детей)
- Как вы считаете, почему сказка так называется? (главные герои волк и лиса)
- Верно
- Ребята, а какие герои были в рассказе? (ответы детей)
- Что сделал дед, когда увидел, что лиса убежала и украла всю рыбу? (ответы детей)
- Как вы думаете, почему лиса обманула волка? (ответы детей)
- А какие слова говорил волк, чтобы поймать рыбу? (ответы детей)
- Ребята, а почему волк не смог поймать рыбу? (ответы детей)
-Молодцы
- Ребята, а чем же закончилась сказка? (ответы детей)
- Как вы думаете, чему научила нас эта сказка? (ответы детей)
Физминутка
Задача:
• Способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания
Методы
обучения:
Чтение художественного слова
Показ
Упражнение
Поощрение
Деятельность педагога:
Дети находятся на ковре.
Выполняют движения под музыку.
- Ребята, я предлагаю вам немного поиграть, на ковре.
- Повторяйте движения за мной.
Мы ногами топ-топ,
(шаг на месте)
Мы руками хлоп-хлоп,
(хлопки в ладоши)
Мы глазами миг-миг,
(моргнуть глазами)
Мы плечами чик-чик,
(движение плечами)
Раз – сюда, два – туда,
(наклоны в стороны)
Повернись вокруг себя.
(поворот вокруг себя)
Раз – присели, два – привстали,
(приседания)
Руки кверху все подняли.
(руки вверх)
Сели – встали, сели – встали,
(приседания)
И на месте пошагали.
(шаг на месте)
- Молодцы!
2.3 Повторное чтение с установкой на запоминание
Задачи:
• Воспитывать умения слушать новые сказки;
• Формировать интерес к чтению;
• Учить детей запоминать сказку
Методы
обучения:
Чтение художественного слова
Иллюстрация
Демонстрация
Деятельность педагога:
Дети находятся на ковре.
- Ребята, давайте сядем на стульчики.
- Ребята, сейчас я прочту ещё раз эту сказку.
- А потом вы будете пересказывать.
- Чтобы лучше запомнить сказку, у меня есть картинки, по которым можно пересказать нашу сказку.
Воспитатель читает повторно сказку и обращает внимание на картинки, обозначающие последовательность действий.
2.4 Пересказы детей
Задача:
• Развивать связную (диалогическую и монологическую) речь детей в процессе пересказа сказки «Лисичка – сестричка и серый волк»
Методы
обучения:
Поощрение
Иллюстрация
Деятельность педагога:
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель эмоционально вовлекает в слушание сказки.
- Ребята, кто хочет попробовать рассказать нам сказку «Лисичка – сестричка и серый волк» по картинкам? (ответы детей)
- Хорошо, Данил начнет первый.
- Если нужна будет помощь, попросите, и я вам помогу.
Воспитатель слушает пересказ детей, при необходимости оказывает помощь.
- Молодец, Данил.
- Ребята, кто ещё хочет попробовать рассказать нам? (ответы детей)
- Надя, начинай.
- Молодец, Надя.
3. Рефлексия
Задачи:
• Формировать умение анализировать деятельность и оценивать результаты своей деятельности
Методы
обучения:
Беседа
Поощрение
Деятельность педагога:
Воспитатель задаёт вопросы, обсуждает их с детьми.
- Скажите, а как называется сказка, которую мы сегодня с вами пересказывали? (ответы детей
- Какой из героев сказки вам понравился больше всего? Почему? (ответы детей)
- Ребята, скажите, чему учит нас эта сказка? (ответы детей)
- Ребята, а что вам помогло при пересказе? (ответы детей)
- Ребята, вы были замечательными слушателями, я благодарю вас за это.
4. Открытость
Задача:
• Ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах
Методы
обучения:
Беседа
Поручение
Деятельность педагога:
- Ребята, я предлагаю вам нарисовать тех героев, которые вам понравились. Вы согласны? (да)
- Замечательно