Алла Рощупкина
Пересказ сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» с применением приемов технологии ТРИЗ в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Речевое развитие
Возраст: 5-6 лет.
Формы непосредственной образовательной деятельности:
Беседа, пересказ, игра,
Форма организации: подгруппа.
Цель: Закрепить умение детей пересказывать русскую народную сказку " Сестрица Алёнушка и братец Иванушка " с применением схематических карточек Проппа.
Программные задачи:
Воспитательные:
Публикация «Пересказ сказки „Сестрица Алёнушка и братец Иванушка“ с применением приемов технологии ТРИЗ в старшей группе» размещена в разделах
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
• Воспитывать умение слышать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки, воспитывать чувство сопереживания.
• Воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно.
• Воспитывать бережное и чуткое отношение к своим близким.
Развивающие:
• Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
• Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.
• Развивать навыки устной связной монологической речи, мышление, воображение.
Образовательные:
• Продолжать обучать детей пересказывать знакомую русскую народную сказку и придумывать новое завершение событий с применение карточек Проппа.
• Учить детей согласовывать существительные в предложении, придумывать
Предварительная работа: разработка конспекта, подготовка атрибутов к занятию, беседы о семье, введение понятия «семья» в активный словарь детей, чтение стихов и рассказов о семье, просмотр мультфильма по сказке.
Индивидуальная работа: чтение русских народных сказок, знакомство с карточками Проппа.
Оборудование и материалы: дидактическая "Доскажи словечко", ноутбук, подвижная игра " Наша дружная семья ", карточки Проппа, фломастеры, альбомные листы, трафареты.
Ход НОД:
(дети садятся полукругом перед экраном)
Воспитатель: ребята, сегодня мы поговорим о семье. Что такое семья? (люди, которые живут вместе: мама, папа и их дети, а иногда бабушка и дедушка)
-Что связывает членов семьи? (Любовь и забота).
Воспитатель: Задача папы и мамы-вырастить здоровых, добрых и умных детей. Расскажите по очереди о своей семье: большая она или маленькая, из кого состоит, как зовут членов вашей семьи? (дети начинают рассказывать о своей семье)
Воспитатель: а чем любят заниматься в вашей семье, когда все вместе собираются и никто никуда не торопится. (гулять в парке; кататься на каруселях, читать книги; играть в игры)
Воспитатель: скажите, как родители заботятся о вас? (готовят кушать; лечат если болеем; покупают вещи, игрушки; мама следит чтоб мы были чистыми и опрятными)
Воспитатель: как хорошо, когда у человека есть дружная и любящая семья, заботливые родители. Но бывает так, что дети остаются одни и старшие брат или сестра заботятся о младших. Трудно живётся детям без помощи и поддержки родителей.
Ребята, предлагаю поиграть, хотите?
Игра называется «Наша дружная семья». Пока звучит музыка вы танцуете. Как только музыка закончится, вам необходимо посмотреть на карточку в моих руках какое число там изображено по сколько человек вам и необходимо собраться.
Воспитатель: Ребята, что это? (клубок.)
Воспитатель: на какого героя сказки он похож? (колобок).
Дети, встаньте в круг, кому попадает в руки клубок, необходимо закончить предложение так, чтобы у слова "Колобок", правильно звучало окончание, возвращая мне клубок
Дидактическая игра "Доскажи словечко"
В гости пришёл … (кто) (Колобок)
Мы рассказали маме о (о ком (Колобке).
Мы будем веселить (кого) (Колобка)
Мы кормили (кого) (Колобка)
Все идут гулять (с кем) (Колобком).
Мы пришли в гости к… (кому) (Колобку).
Нам было весело с (Колобком).
Воспитатель: Замечательно.
Ребята, я прочту вам одну сказку. Это русская народная сказка. Называется она " Сестрица Алёнушка и братец Иванушка ". Слушайте внимательно, а после прочтения мы будем пересказывать сказку и потом сможем ее рассказать своим родным, братишкам и сестренкам.
Чтобы нам легче было пересказывать сказку у меня есть помощники, это карточки-подсказки.
(Воспитатель читает сказку в сопровождении показа карточек Проппа. (Можно с использованием мультимедийной презентации).
На доске появляются карточки (домик, герой покидает дом, запрет, нарушение запрете, изменение облика героя, испытание герою несчастливый конец).
Воспитатель: Дети давайте вспомним, что же обозначают эти карточки-схемы? (Вместе расшифровываем содержание схем).
Воспитатель: ребята кто попробует пересказать сказку?
(воспитатель в процессе пересказа может остановить одного ребёнка и попросить продолжить пересказ другому.)
Наводящие вопросы:
-Что было дальше?
- Что случилось с братцем?
-Кто использовал колдовство?
-Что случилось в конце?
Рефлексия
1. Чем занимались?
2. Что получилось? Что не получилось (почему?
3. Что помогло нам пересказать сказку без помощи взрослого?
4. Чей рассказ о семье вам запомнился?
5. Чему вас научила сказка?
6. Ребята, а вы хотите устроить сюрприз своим родителям? У меня есть фломастеры и альбом. В нём вы можете нарисовать свою семью, и мы можем устроить выставку для ваших родителей