Олег Геннадьевич Малюков
Переход от персонифицированного дополнительного образования детей к социальному заказу
▼ Скачать + Заказать документы
Сфера дополнительного образования детей стала одним из трёх новых направлений деятельности, по которым регионам разрешено формировать с 2023 года социальный заказ на оказание государственных (муниципальных) услуг. Особенность этой сферы в том, что в ней внедряется похожий механизм – система персонифицированного дополнительного образования детей. На основании Федерального закона от 28.12.2022 г. № 568-ФЗ с 1 марта 2023 года дополнительное образование в России переходит на социальный заказ, основной целью которого является конкурентоспособность и повышение качества и доступности дополнительного образования. Родители будут иметь право выбора, где ребёнку получать дополнительное образование : в учреждении дополнительного образования по обычным программам или прошедшим сертификацию, или у индивидуального предпринимателя.
Публикация «Переход от персонифицированного дополнительного образования детей к социальному заказу» размещена в разделах
Принимать социальные сертификаты могут организации, имеющие лицензию на подвид дополнительного образования детей и взрослых, включённых в реестр исполнителей услуг, если организация включена в реестр исполнителей услуг, и дополнительная общеразвивающая программа соответствует стандарту (порядку) оказанию государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, который утверждается на региональном (муниципальном) уровне. При этом если организация включена в реестр лицензий, такая организация включается в реестр исполнителей услуг без дополнительных проверок. Оплата занятий будет осуществляться не из родительских средств, а номиналом сертификата.
Социальный сертификат могут получать дети в возрасте от 5 до 18 лет. Социальный сертификат является новым механизмом системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (ПФДО). Социальный сертификат является новым механизмом системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (ПФДО). Воспользоваться социальным сертификатом можно будет с 1 сентября 2023 года.
В чем основное отличие ПФДО и социального заказа? Подходы к реализации модели ПФДО, закрепленные в Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р, синхронизированы с подходами реализации общеразвивающих дополнительных программ в соответствии с социальным сертификатом. Существенных отличий модели ПФДО и социального сертификата нет. При этом социальный сертификат является улучшенной версией ПФДО - единообразие и стандартизация при предоставлении средств из бюджета, публичность и прозрачность условий предоставления средств, обоснованность при принятии управленческих решений.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 апреля 2023 г. №302 "О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей"
Постановление Правительства Республики Марий Эл №205 от 27 апреля 2023 г. "Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере"
Что такое социальный сертификат?
В контексте дополнительного образования детей социальный сертификат выполняет все функции сертификата персфинансирования и даже имеет некоторые преимущества перед последним. В дальнейшем применение социального сертификата станет возможно и для оплаты других социально-значимых услуг. Срок действия сертификата не изменился, он действует до наступления 18-летия ребенка и дает право посещать любые лицензированные кружки или секции, размещенные на сайте Навигатора ДО, за счет бюджета.
Преимущества социального сертификата
1) Номинал в часах или в рублях.
Система социального заказа работает с натуральными показателями, поэтому в сертификате будет отражаться либо количество доступных человеко-часов (т. е. занятий, либо количество доступных денежных средств для оплаты программы. Сертификат дает ребенку право на получение конкретного объема занятий. Ему останется только выбрать интересующую программу, а все взаиморасчеты за его обучение будут вестись уже между организатором и государством.
2) Преимущество в продлении на следующий год.
Если ребенок записан на многолетнюю программу, то у него возникает преимущественное право на получение объема часов (либо денежных средств) на сертификат в новом календарном году.
Пример: ребенок записался на первый год обучения по программе «Ритмика». Сама программа реализуется 4 года. После окончания обучения по первому году у ребенка есть преимущество в получении социального сертификата на следующий год, так как он уже начал обучение по данной программе.
3) Интеграция с Госуслугами.
Данные по социальному сертификату будут выведены в личный кабинет родителя на Госуслугах. Можно будет в удобной форме контролировать баланс сертификата и заключенные договора на обучение.
4) Возможность оплаты части программы.
Если ребенок выбрал несколько программ, количество часов по которым превышает количество на сертификате, то родитель может разделить оплату: частично оплатить обучение социальным сертификатом, а оставшуюся часть - за счет собственных средств.
5) Больше выбор кружков.
Пойти можно не только в государственное учреждение, но и к частнику, т. к. механизмы социального заказа делают участие частных организаций доступнее. Для родителей – это возможность экономии собственных средств.
Социальный сертификат дает возможность записать ребенка на самые популярные программы. Ведь без сертификата места в таких программах ограничены, а с сертификатом образовательная организация может открыть дополнительные!
Расширяется выбор программ, а конкуренция заставляет повышать их качество и востребованность!
Как кружок попадает в систему социального заказа?
Перед включением кружка или секции в систему социального заказа, они проходят процедуру независимой оценки качества образования. Программа оценивается по многим ключевым параметрам, таким, как соответствие требованиям законодательства, материально-техническое обеспечение и т. д.