надежда марченко
Перечень литературы для чтения детям в подготовительной группе по лексическим темам
▼ Скачать + Заказать документы
Перечень литературы для чтения детям в подготовительной группе
по лексическим темам
Знакомство с группой. До свидания, лето!
1. А. Барто «Вовка – добрая душа»
Цель: формировать адекватное отношение к своим поступкам, расширять
представления о доброте.
2. В. Бианки «Лесные домишки»
Цель: Расширять представления детей о жизни птиц в лесу летом.
3. А. Барто «Первоклассница»
Публикация «Перечень литературы для чтения детям в подготовительной группе по лексическим темам» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: расширять представления детей о школе, вызвать желание учиться в
школе.
4. Пословицы, загадки о лете
Цель: развивать умение логически мыслить, делать умозаключения.
5. Л. Воронкова «Новая кукла»
Цель: учить детей правильно понимать нравственный смысл
изображенного, оценивать поступки героев.
Дети на улицах города
1. Н. Носов «Автомобиль»
Цель: учить детей понимать жанровые особенности рассказа; оценивать
поступки героев, иметь своё мнение.
2. С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер»
Цель: обратить внимание на знак «Пешеходный переход» и обозначение
перехода на проезжей части.
3. Е. Ильин «Машины на нашей улице»
Цель: учить осмысливать содержание прочитанного, развивать навыки
пересказа. Воспитывать безопасное поведение на улице.
4. С. Михалков «Три чудесных цвета»
Цель: Формировать представления о назначении светофора и его сигналах
5. В. Клименко «Происшествия с игрушками»
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения;
познакомить с правилами поведения в общественном транспорте.
Детский сад. Профессии
1. Е. А. Алябьева «Мячик»
Цель: учить отвечать развернутыми предложениями на вопросы по
содержанию; моделировать поведение героев.
2. В. Осеева «Волшебное слово»
Цель: учить понимать нравственный смысл изображенного, оценивать
поступки героев.
3. К. Драгунская «Лекарство от послушности»
Цель: воспитывать нравственность через анализ содержания
произведения; интерес к миру детской художественной литературы и
жизни талантливых людей, необходимые учебные качества: усидчивость,
дисциплинированность, взаимовыручку.
4. С. Михалков «Ошибка»
Цель: учить детей эмоционально воспринимать содержание, понимать
нравственный смысл.
5. В. Драгунский «Друг детства»
Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание
произведения, осмысливать идею.
Овощи. Фрукты
1. В. Сутеев «Яблоко»
Цель: учить детей понимать заключенную мораль; учить домысливать,
понимать «написанное между строк». Развивать пантомимические
навыки.
2. Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки»
Цель: учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей.
Обогащать словарный запас детей.
3. Н. Носов «Огурцы»
Цель: воспитывать интерес к произведениям художественной литературы,
воспитывать нравственные качества у детей: честность, справедливость,
порядочность.
4. Ю. Тувим «Овощи»
Цель: формировать интерес к поэтическому слову. Развивать умение
выразительно передавать образ, эмоционально окрашивая речь.
5. Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»
Цель: прививать любовь к русской литературе на примере произведений
Л. Н. Толстого; продолжать оценивать поведение людей с позиции
нравственных норм.
Деревья. Кустарники
1. К. Ушинский «История одной яблоньки»
Цель: показать детям, что в лесу не может расти садовое деревце;
особенности произрастания садовых и диких плодовых деревьев.
2. Л. Толстой «Дуб и орешник»
Цель: развивать произвольное внимание, умение отвечать на вопросы по
содержанию развернутыми предложениями.
3. В. Сухомлинский «Ива – будто девушка золотокосая»
Цель: знакомить детей с основными особенностями внешнего вида
деревьев.
4. К. Ушинский «Спор деревьев»
Цель: уточнить знания детей о признаках осени. Продолжать учить
классифицировать растительный мир леса.
5. Е. Трутнева «Осень»
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонационную спокойную грусть осенней природы.
Грибы. Ягоды
1. П. Синявский «Грибная электричка»
Цель: познакомить детей со сказкой. Формировать у детей представление
о съедобных и несъедобных грибах. Развивать логическое мышление,
умение сравнивать, делать выводы.
2. А. Толстой «Грибы»
Цель: формировать интерес к художественной литературе. Дать сведения
о съедобных и ядовитых грибах. Учить добру, состраданию,
взаимовыручке.
3. В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Цель: развивать способность к эмоциональному восприятию образного
содержания сказки.
4. В. Сутеев «Под грибом»
Цель: учить понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль. Учить
домысливать, понимать «написанное между строк».
5. Я. Тайц «По ягоды», «По грибы»
Цель: развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном;
продолжать работу над развитием речи, пополнять словарный запас.
Прививать любовь и бережное отношение к природе, уважение и заботу к
старшим. Развивать умение связно пересказывать литературный текст.
Осень
1. И. Бунин «Листопад»
Цель: учить детей выразительно читать стихотворение. Упражнять в
подборе эпитетов, сравнений.
2. М. Пришвин «Этажи леса»
Цель: учить детей чувствовать и понимать характер образов; обогащать
речь фразеологизмами.
3. А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Цель: прививать детям любовь к поэзии. Помочь увидеть красоту осенней
природы, понимать образность поэтического языка.
4. Н. Сладков «Осень»
Цель: внимательно слушать произведение, запоминать приметы осени;
уметь отвечать по содержанию развернутыми предложениями.
5. В. Бианки «Синичкин календарь»
Цель: формировать интерес и любовь к природе, учить замечать
изменения в ней.
Перелетные птицы
1. Кит. сказка «Желтый аист»
Цель: продолжать детей знакомить детей со сказками народов Мира,
учить детей вдумываться в нравственный смысл.
2. Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»
Цель: развивать интерес к слушанию литературного произведения;
способствовать установлению связи в содержании произведения.
3. Е. Благинина «Улетают, улетели»
Цель: вызвать эмоциональный отклик на художественное произведение.
4. А. Клыкова «Скворечник» (отрывок)
Цель: знакомить детей с особенностями жизни перелетных птиц в разное
время года; развивать память, умение находить причинно-следственные
связи.
5. Н. Сладков «Гнездо»
Цель: продолжать знакомить детей с творчеством Н. Сладкова; учить
понимать главную мысль рассказа.
Домашние животные и их детёныши
1. К. Паустовский «Кот ворюга»
Цель: учить внимательно слушать рассказ, понимать характер
произведения и взаимосвязь описанного с реальностью; развивать
связную речь.
2. С. Маршак «Пудель»
Цель: учить детей понимать содержание произведения; развивать интерес
к поэзии, чувство юмора.
3. Мордовская сказка «Как собака друга искала»
Цель: способствовать формированию умения слушать и передавать
содержание текста; воспитывать отзывчивость, доброе отношение к
животным, желание им помогать.
4. С. Городецкий «Котёнок»
Цель: развивать внимание, память, устную речь; обогащать словарный
запас, воспитывать наблюдательность, доброе отношение к домашним
животным.
5. Е. Чарушин «Что за зверь?»
Цель: дать представление детям о жанре рассказа; закреплять умение
использовать сравнения, подбирать определения, синонимы к заданному
слову; развивать интерес к информации, которую несет текст;
воспитывать любовь к животным.
Дикие животные и их детёныши
1. И. Крылов «Ворона и лисица»
Цель: продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни,
понимать аллегорию, её обобщенное значение, выделять мораль басни.
2. Л. Толстой «Лев и собачка»
Цель: учить анализировать художественное произведение, выражать своё
отношение к персонажам рассказа.
3. Д. Мамин – Сибиряк «Про зайца – длинные уши…»
Цель: продолжать знакомить детей с художественной литературой;
упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов; правильно
оценивать поступки героев.
4. Р. н. с. «Хвосты»
Цель: формировать умение осмысливать характер персонажей, замечать
выразительно – изобразительные средства, помогающие раскрытию
содержания. Обогащать словарь эпитетами, сравнениями.
5. И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи».
Цель: Воспитание любви к животным и бережного отношения к
окружающей природе.
Домашние птицы
1. Укр. нар. сказка «Хроменькая уточка»
Цель: познакомить детей с украинской сказкой, подвести к осознанию
художественных образов сказки.
2. Р. н. с. «Гуси – лебеди»
Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, их
жанровыми особенностями; развивать интерес к устному народному
творчеству.
3. К. Ушинский «Чужое яичко»
Цель: вызвать у детей эмоциональное восприятие, умение делать
умозаключения.
4. В. Осеева «Добрая хозяюшка»
Цель: учить характеризовать поступки героев; расширять знания детей о
понятиях «друг» и «дружба».
5. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»
Цель: учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки;
формировать внимание к поэтическим образам.
Мамин день. Профессии наших мам
1. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»
Цель: воспитывать уважение к маме, желание ей помочь; воспитывать
культуру межличностных отношений, воспитывать самостоятельность и
критическое мышление.
2. Е. Пермяк «Мамина работа»
Цель: продолжать знакомить с произведениями о труде; дать
представление о профессии штукатура; воспитывать положительное
отношение к труду.
3. С. Михалков «А что у вас?»
Цель: Формировать умение детей анализировать литературное
произведение, высказывать свое мнение о прочитанном; сформировать
представления детей о труде взрослых, его важности и значении.
4. Б. Емельянов «Мамины руки»
Цель: Воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.
5. Ненецкая сказка «Кукушка»
Цель: развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других
народов; учить детей оценивать поступки героев произведения; развивать
связную речь; воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.
Зимующие и перелётные птицы
1. К. Ушинский «Голубь»
Цель: закреплять знания детей об особенностях разных литературных
жанров (рассказ, стихотворение, сказка). Продолжать знакомить детей с
жизнью зимующих птиц. Учить пересказывать небольшие по объему
литературные произведения. Активизировать словарь: воркунчики,
мохноногие, бесперые. Учить детей объяснить непонятные для них слова,
заменяя их другими.
2. М. Пришвин «Дятел»
Цель: закрепление представлений о зимующих птицах; учить
пересказывать рассказ с опорой на иллюстрации.
3. Г. Скребицкий «На лесной полянке»
Цель: учить анализировать, делать выводы; развивать положительно-
эмоциональное отношение к ознакомлению с окружающим; воспитывать
любовь к природе.
4. Г. Скребицкий и В. Чаплина «Появились синички»
Цель: познакомить с рассказом, с жизнью синички зимой, воспитывать
любовь, сочувствие к птицам проявлять заботу о них.
5. И. Соколов-Микитов «Клесты»
Цель: познакомить с рассказом, с жизнью клестов, воспитывать любовь к
природе.
Зима
1. Н. Носов «На горке»
Цель: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как
хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои
эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их
поступкам.
2. К. Ушинский «Проказы старухи зимы»
Цель: познакомить детей с произведением, уточнить и систематизировать
знания о зиме; закрепить знания о том, как зимует все живое; учить детей
выражать свое отношение к времени года.
3. И. Суриков «Зима»
Цель: Познакомить с творчеством И. Сурикова; воспитывать эстетичные
чувства от восприятия красоты зимней природы; умение замечать
прекрасное рядом с собой через созерцание природы.
4. В. Одоевский «Мороз Иванович»
Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание
сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать её со значением
пословицы.
5. В. Даль «Старик – годовик»
Цель: Продолжить учить понимать жанровые особенности сказки, учить
выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные
выражения; уточнять знания детей о временах года; развивать умение
отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ; воспитывать
желание познавать новое.
6. С. Есенин «Береза»
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение,
интонационно передавая нежность, любование картиной зимнего пейзажа.
Одежда. Обувь. Головные уборы
1. Н. Носов «Заплатка»
Цель: закрепить представления детей об особенностях рассказа, его
композиции, отличии от других литературных жанров; воспитывать
чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребности
в дружеских взаимоотношениях; помочь детям почувствовать комизм
ситуации, изложенной в художественном произведении.
2. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
Цель: познакомить детей с настоящим путешествием в прошлое: какой
это был нелегкий труд — сделать рубашку, где Таня наблюдает процесс
создания рубашки с момента посева семян льна и до готового изделия.
3. Братья Гримм «Храбрый портняжка»
Цель: развивать творческое мышление, умение формулировать основную
мысль сказки, умение понимать прочитанное, давать оценку поведению
героя, умение выделять из текста слова и выражения для характеристики
персонажей сказки.
4. Н. Носов «Живая шляпа»
Цель: учить понимать юмор ситуации. Уточнить представление об
особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных
жанров; побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа.
5. Е. Железнова «Приключение розовых босоножек»
Цель: обеспечить понимание детьми идеи произведения: выделить
основные моменты, охарактеризовать персонажей и их действия; обратить
внимание на особенности языка произведения, привлечь детей к
образности языка, использованию определений, сравнений,
противопоставлений.
Человек. Части тела
1. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Цель: формировать интерес к творчеству великого русского поэта А. С.
Пушкина посредством различных форм выразительности; активизировать
речь детей: учить понятно для окружающих высказывать свои мысли;
обогащать словарный запас детей, знакомя их с особенностями
выразительных средств языка А. С. Пушкина.
2. В. Осеева «Просто старушка»
Цель: совершенствовать умение детей достойно вести себя в разных
жизненных ситуациях, оказывать помощь окружающим; воспитывать у
детей доброту и любовь к окружающим людям, употребление вежливых
слов в речи.
3. Нанайская сказка «Айога»
Цель: учить детей понимать и оценивать характер главной героини;
закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведения;
учить понимать переносное значение пословиц, поговорок («Лениться да
гулять – добра не видать», «Ленивому и лениться лень»); воспитывать
отрицательное отношение к лени.
4. А. Барто «Вовка – добрая душа»
Цель: Воспитывать внимательное, вежливое отношение к окружающим и
друг к другу
5. «Веселые стихи про мое тело»
Цель: учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное
содержание поэтического текста, отличать зрительно и на слух стихи от
других жанровых форм литературных произведений, закрепить знания о
частях тела, в том числе об органах чувств.
Зимние забавы. Новый год
1. Е. Трутнева «С Новым годом!»
Цель: Продолжить знакомство детей с литературным жанром –
стихотворением, научить определять характер произведения, чувствовать
общий тон, настроение автора, развивать у детей способность образно
воспринимать красоту и поэтичность стихотворения, память, мышление,
воображение.
2. Л. Воронкова «Таня выбирает елку»
Цель: дать представление о том, как отмечали праздники наши предки,
побуждать рассказывать о подготовке к Новому году в семье; расширять
представления о характерных признаках зимы, учить анализировать,
сравнивать, делать выводы.
3. Р. н. с. «Морозко»
Цель: формировать умение слушать художественное произведение,
отвечать на вопросы по содержанию распространёнными предложениями;
воспитывать интерес и любовь к чтению сказок, положительные качества
характера через поступки героев.
4. О. Григорьева «На зимней горке»
Цель: прививать любовь к худ. литературе, вызвать желание принимать
участие в беседе по содержанию.
5. Р. н. с. «Два Мороза»
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Два Мороза»,
учить видеть заключенную в сказках народную мудрость, ум, смекалку;
способствовать воспитанию трудолюбия.
Зимние народные праздники
1. Б. Пастернак «Рождественская звезда»
Цель: показать детям картину рождения нового мира.
2. Н. Хвостов «Сочельник в лесу»
Цель: приобщать детей к духовно – нравственным ценностям нашего
народа через знакомство с народными обрядами, обычаями и устным
народным творчеством.
3. А. Плещеев «Ёлка в школе»
Цель: приобщить дошкольников к традиционным, нравственным
ценностям русского народа.
4. Л. Медведев «В сочельник»
Цель: расширять представления детей о православном празднике
Рождество Христово; об истории, традициях и обычаях подготовки к
празднику и празднование его.