Ольга Поперняк
Пение в жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Пение в жизни ребенка
Пение сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения. Дети подражают речевой певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом, слух контролирует правильность звукоподражания.
В вокальной группе «Фасольки» дети учатся выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных им песен.
Публикация «Пение в жизни ребенка» размещена в разделах
Художественно-педагогическое значение пения состоит в том, чтобы помочь ребенку правильно понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении. Например, исполняя колыбельную песню, дети должны подчеркнуть заботливость, ласку, нежность, показать, что песня успокаивает, помогает уснуть, поэтому, исполнять ее надо тихо, напевно, в медленном темпе, равномерном ритме, постепенно затихая.
При обучении пению на занятиях решаются следующие задачи:
• Формирование певческих умений, навыков, способствующих выразительному пению;
• Исполнение песен с помощью взрослого и самостоятельно, в сопровождении инструмента и без него, под фонограммы (-1);
• Развитие музыкального слуха (учить различать правильное и неправильное пение);
• Развитие голоса, формируя естественное звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон;
• Помогать проявлять творческие способности, самостоятельно использовать знакомые песни в играх, хороводах.
Особые качества детского голоса
Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Гортань с голосовыми связками в два-три с половиной раза меньше, чем у взрослого, Голосовые связки тонкие, короткие. Поэтому звук детского голоса высокий. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахей и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но часто звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При неправильной постановке пения, например, при форсировании звука во время пения, голос у детей приобретает неприятное, несвойственное им низкое звучание.
Диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой. Наиболее легкие, естественные, ненапряженные звуки, так называемые «примерные», обнаруживаются у всех детей при тихом пении в среднем регистре в пределах фа1-ля1. Нижний звук до1 звучит напряженно, его желательно не давать детям для исполнения. Основные звуки, на которых построены мелодии большинства детских песен соответствуют указанному диапазону голоса у детей дошкольного возраста.
Разучивая с детьми песню, помните:
*прежде, чем начнете разучивать с ребенком песню, определите, справится ли он с ней, соответствует ли она возможностям его голоса;
*мелодию лучше начинать разучивать без текста на любой слог (например «ля»);
*подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы ребенок успевал проговаривать трудные слова;
*сложные по ритму и мелодии фрагменты песни необходимо поучить отдельно, чтобы ребенок наглядно понял, куда движется мелодия и куда направить голос;
*следите за губами ребенка, они всегда должны иметь округлую форму;
*дыхание берем спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой песни.
Музыкальные игры
(их можно изготовить дома с ребенком)
1. «Музыкальный урок»
Для игры Вам потребуется любой неозвученный музыкальный инструмент, например, пианино с «немой» клавиатурой (можно нарисовать клавиатуру и положить ее на детский столик) и звуковая книжка.
Ход игры:
Ребенок усаживает рядом с собой любимые игрушки, ставит на подставку звуковую книжку (это импровизированные ноты) и проводит со своими зайками, мишками, куклами музыкальное занятие. Он поет им любимые песни, разучивает новые, подыгрывает на воображаемом пианино, просит повторить, прохлопать ритм. За ответы ребенок ставит своим игрушкам отметки.
Можно хранить картинки в красивой коробочке, их можно часто менять и постепенно накапливать.
2. «Концерт»
Ребенок усаживает перед собой всех членов семьи (папу, маму, бабушку и т. д.) и начинает выступать, исполняет знакомые песни, можно подключить к исполнению всем домочадцев.