Людмила Давыдова
Пение с малышами
▼ Скачать + Заказать документы
Пение с малышами.
Методическая разработка по разучиванию песни с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Первой ступенью системы всеобщего воспитания и образования является воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста. Значение музыкального воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста трудно переоценить, упущение этого возраста невосполнимо. Этот возраст является наиболее благоприятным для развития музыкальных способностей. Главный показатель музыкальности — эмоциональная отзывчивость на музыку.
Публикация «Пение с малышами» размещена в разделах
Проблемы музыкального воспитания детей в раннем и младшем дошкольном возрасте изучаются многими учеными и сподвижниками области музыкальной педагогики и психологии. Имеется немало современных прогрессивных методик музыкального воспитания и музыкального репертуара по всем его разделам. Основополагающий труд в этой области - книга Т. С. Бабаджан «Музыкальное воспитание детей раннего возраста» (М., 1967).
Предлагаемая статья, обобщающая более чем тридцатилетний опыт работы автора с малышами, содержит методику работы с детьми 3-го года по развитию певческих навыков. К музыкальному воспитанию дошкольников необходимо подходить, основываясь на нескольких главных принципах. Прежде всего, занятия музыкой должны доставлять детям радость, и это является одним из главных условий музыкального развития. Ребёнок на всю жизнь проникается любовью и интересом к музыке, у него возникает потребность в ней. Чтобы успешно развивать музыкальные способности, дети должны чувствовать себя свободно, раскованно, эмоционально - возвышенно на занятиях музыкой. С первых шагов музыкального развития необходимо сформировать установку на творчество, обеспечить творческую свободу на занятиях.
Музыкальный руководитель должен быть свободен в выборе музыкального репертуара в зависимости от особенностей детей и условий в каждой конкретной группе, в варьировании форм и методов работы, творческого поиска. Как показала практика, это особенно важно, поскольку возможности музыкального развития детей раннего и младшего школьного возраста, значительно выше, чем те, на которые ориентировалась программа.
В поисках пути работы с одаренными и талантливыми детьми, важно учесть, что в раннем дошкольном возрасте впервые проявляются и интенсивно формируются музыкальные (как и многие другие) способности. Для занятия с этими детьми можно выбрать более сложный музыкальный материал, можно опираться на фольклор, включая в репертуар мелодии разных народов.
Гораздо более высокий уровень музыкального развития, который, безусловно, может быть достигнут детьми к началу 4-го года жизни, обеспечивается реализацией преемственности в музыкальной работе в группах детей раннего дошкольного и школьного возраста.
В выборе той или иной песни в работе с малышами, особое внимание уделяется не только возрастному показателю (это - для детей 2 лет, а это - только для детей 2 лет З мес., но и особенностям развития каждого ребёнка, детей каждой конкретной группы. Каждая группа детей одного и того же возраста — разная.
Музыкальное воспитание детей будет более результативным и успешным
если мы будем строить свою работу, основываясь на том, что необходимо руководствоваться данными физического, нервно-психического развития детей, условиями формирования группы, условиями жизни детей и, наконец, способностями детей и воспитателя.
Используя обширный музыкальный репертуар, музыкальный руководитель имеет возможность по своему усмотрению подобрать материал из предложенного материала, учитывая степень сложности для детей данной группы.
Основным средством музыкального воспитания является пение. Велико значение пения в развитии музыкального слуха, памяти, чувство ритма, внимания, мышления, укрепления легких и всего дыхательного аппарата.
Практика работы с малышами показала, что большинство детей третьего года жизни исполняют мелодию неточно, передавая лишь общее направление отдельных интервалов или музыкальных фраз. Ближе к трем годам дети точнее воспроизводят ритмический рисунок песни и рисунок мелодии. Дети поют с небольшими погрешностями всю выученную песню без помощи взрослых, с музыкальным сопровождением. А более одаренные к трем годам жизни могут чисто спеть всю песню без помощи взрослых и без музыкального сопровождения.
Малыши слушают мелодию, слушают внимательно, с интересом, принимают участие в звукоподражании, подпевании и пении. К трем годам младшие дошкольники начинают узнавать и называть песни, умеют ответить на вопросы по содержанию и по характеру музыки.
Когда малышу 2-3 года, очень важно, каково развитие ребенка, его окружение и в яслях, и дома, какова степень музыкального слуха каждого ребёнка, его речь, координация движений. Неправильную речь и фальшь в пении может вызвать координация движений, ведь она влияет и на артикуляцию. Очень многое зависит от того, когда сформирована данная группа. Вошли в нее дети, посещавшие предыдущий год ясли, или в группе много новых, «домашних» детей, менее подготовленных к организованным музыкальным занятиям.
Музыкальному руководителю важно знать возраст каждого ребенка данной группы. Так, в первой младшей группе — дети в возрасте от 2 до З лет (есть дети которым 2 года З мес., и дети, которым 2 года 7 мес.). Запас слов у них далеко не одинаков. Не одинаков и текст песен: и по количеству слов, и по сложности их произношения, понимания.
Малыши, которым явно будет трудна песня, предназначенная для детей постарше, вначале могут просто слушать ее, затем начнут подпевать отдельные слова, а через два-четыре месяца смогут и петь наравне со всеми. Кроме того, из трех песен, которые поет данная группа в течение определенного времени, следует одну выбрать полегче, для детей 2 лет З мес., а другие песни подбирать, ориентируясь на старшую подгруппу.
При выборе песни не стоит руководствоваться только возрастом. Иной малыш в 2 года З мес. более развит, чем другой в З года. Беседуя с воспитателями о том, как ведёт себя малыш в группе на различных занятиях, в игровых ситуациях, как общается со взрослыми, с детьми можно узнать уровень развития каждого ребенка, его возможности. Наблюдая за детьми в свободной деятельности, когда они играют в своей групповой комнате, а также слыша их речь, понимая их интересы, наблюдая за их движениями, возможно более правильно составить план и подобрать материал для музыкальной работы с детьми конкретной группы.
Текст песен для малышей должен быть небольшим, понятным, выразительным, интересным. Мелодия - в диапазоне голосов детей данной группы, удобной по тесситуре и дыханию.
При подборе песен необходимо руководствоваться правилом постепенного перехода от усвоенного к незнакомому. Лучше всего учить детей петь на доступном им музыкальном материале. У самых маленьких детей переходить от звукоподражания — к подпеванию и пению.
Чтобы значительно облегчить процесс обучения пению, музыкальный руководитель выучивает ее наизусть (не только мелодию, но и аккомпанемент). Так как у малышей очень неустойчивое внимание, необходимо помнить, что, только глядя на детей, видя их всех и каждого в отдельности, музыкальный руководитель, «собирает» их внимание, поощряет, вовлекает их в подпевание, объединяет.
Первый раз новая песня обычно звучит в такой обстановке: дети слушают, сидя на стульях, расставленных полукругом на некотором расстоянии от фортепиано, по правую руку от музыкального руководителя, воспитатель садится рядом с ними. Музыкальный руководитель смотрит на малышей, аккомпанирует и поет песню наизусть. Затем музыкальный руководитель предлагает детям спеть песенку. Закрывая фортепиано, садится в центре полукруга перед маленькими слушателями, зовет их к себе. Дети подходят и встают, но не за спиной музыкального руководителя, а рядом с ним, располагаясь свободно. Воспитатель тоже стоит с детьми. И так два занятия подряд, песню учат, а капелла. Так как дети должны слышать мелодию лучше, чем аккомпанемент, и видеть лицо музыкального руководителя, а не его спину, дети и воспитатель стоят у фортепиано, справа от музыкального руководителя, и поют песню с музыкальным сопровождением. У детей может возникнуть желание петь еще и еще, не смотря на то, что спели две-три уже разученные песни. Тогда, если они устали стоять, можно предложить малышам немного отдохнуть, сесть на стульчики и послушать музыку. Можно задать вопросы по содержанию песни или исполнить песенку на другом музыкальном инструменте. Затем можно вновь позвать всех к фортепиано и продолжить пение. Можно также предложить детям подвигаться под музыку, например, маршировать.
Помимо фортепиано, музыкальный руководитель заранее проигрывает мелодию выбранной песни на разных инструментах. На каком инструменте мелодия звучит ярче, интереснее, тот и выбирает, и, выучив ее, играет детям на занятиях.
Далее, одинаково хорошо владея и аккордеоном в фортепиано, поет песню с детьми всё-таки с фортепианным сопровождением. Самое удачное сопровождение к пению - фортепианное сопровождение: по тембру, по качеству звука, по чистоте аккомпанемента.
Не стоит забывать, что дети 2—3 лет поют лучше в диапазоне от ми первой до ля первой октавы, поэтому не рекомендуется транспонировать песни в другие тональности. Только в том случае, если это пляска или маршировка с текстом который поют только взрослые, перемена тональности возможна. Как песня записана в музыкальных сборниках и предложена для пения детям 2—3 лет, так же необходимо ее и петь.
Дети предпочитают, когда с ними говорят, не медленно и отчетливо, а довольно быстро со скоростью 175 слов в минуту. При такой скорости информация усваивается наиболее полно. Это выяснили английские ученые, проводя исследование с маленькими детьми. Если дети поют все слишком медленно, то теряется связь между слогами - исчезает слово, утрачивается смысл; теряется связь между звуками мелодии - пропадает музыка.
Самая раздражающая детей скорость речи - 100 слов в минуту.
Поэтому петь с детьми следует, играя в удобном для детей темпе, все время, прислушиваясь к пению малышей. Можно предложить им повторить исполненную только что песенку чуть быстрее. Для этого необходимо сначала самому пропеть одну фразу в новом темпе, затем спеть с детьми. Послушать, как дети справились с задачей, и решить, оставить ли этот темп на дальнейших занятиях. Хорошо, если авторский темп будет выдержан.
Детям необходимо, помочь понять содержание песни. Перед исполнением музыкальный руководитель показывает игрушку или картинку, или напоминает и спрашивает, что видели на прогулке.
В этом случае воспитатель проводит заранее намеченное наблюдение: как тает снег, бежит вода, плывет маленькая лодочка т. д. Музыкальный руководитель объясняет непонятные слова, выражения; четко, ясно выговаривает слова, закрепляя правильное произношение в песне, называет песню и поет.
Вначале, ребенок смотрит и слушает с интересом, как поют взрослые, музыкальный руководитель и воспитатель. Музыкальный руководитель обращается к нему: «Пой с нами песенку!» Если малыш молчит, боится или не хочет, или не умеет и не понимает, а может быть, и не боится, может быть, и желание есть, но не умеет и не понимает, что именно ему предложено делать, значит, дома взрослые не привлекали его к пению. Чаще всего об этом можно узнать в разговоре с родителями. И когда на музыкальном занятии предлагают спеть, малыш и не умеет, а порой даже не понимает значения глагола «петь». Поэтому музыкальный руководитель и перед исполнением песенки и после говорит: «Вот как я пою песенку» или: «Буду петь», «Как тетя Оля пела», т. е. обязательно надо связать глагол «петь» с конкретным действием. Если на занятии было спето две песенки, то перед и после каждой — не забывать сказать: «Будем петь» или «Спели песенку». Через два занятия ребенок обычно хорошо поет, понимает значение глагола «петь». Но петь не умеет, вызвать его на активность (звукоподражание, подпевание) достаточно сложно. Ребенок с удовольствием слушает, смотрит на вас, просит: «Еще» но. сам не поет.
Вовлекать детей в подпевание и пение помогают песенки, где есть звукоподражание: например, песня «Бобик», музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой. Дети быстро и охотно повторяют за взрослыми лай собачки. Сначала они добавляют, удлиняют строчку, ломая фразу, но с каждым занятием звукоподражание звучит более дружно, и ритмический рисунок не нарушается. Постепенно дети начинают подпевать некоторые слова, а затем и всю песенку.
Музыкальный руководитель проводит занятия с детьми два раза в неделю, что, конечно, недостаточно для успешной работы над пением. Чем чаще (каждый день) ребенок слышит песню, исполняемую на различных музыкальных инструментах или голосом, со словами или без слов, тем результативнее мы развиваем его музыкальные способности. Так, к З годам из двадцати- двадцати пяти малышей группы восемь - десять поют с музыкальным сопровождением, без взрослого всю песенку, сохраняя ритм и рисунок мелодии с небольшими интонационными погрешностями.