Рыбалко Татьяна Геннадьевна
Пение как вид исполнительской деятельности. Особенности вокальной работы с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Пение как вид исполнительской деятельности. Особенности вокальной работы с дошкольниками
Вопрос о приоритетных задачах развития детей в музыкальных видах деятельности сегодня имеет особенно актуальное звучание. Важное место в музыкальном воспитании дошкольника занимает пение как вид исполнительской деятельности, где используется, развивается естественный инструмент, дарованный каждому человеку от природы — голос.
Публикация «Пение как вид исполнительской деятельности, Особенности вокальной работы с дошкольниками» размещена в разделах
Что же самое главное в обучении детей пению? Можно дать множество ответов (например, научить детей петь чисто, выразительно и т. д., и все они будут правильными, но, пожалуй, первоочередной задачей будет все-таки воспитание у ребенка желания петь, пробуждение интереса к песне. Без искреннего желания научиться петь все усилия педагога в этом направлении будут напрасными.
Говоря о пении как о виде музыкальной деятельности, необходимо отметить важность самого процесса развития голоса не только для эстетического воспитания ребенка, но и для формирования его как основного «инструмента» общения, необходимого практически в любой профессии. Известно, что голос — это не только инструмент жизнедеятельности, не только замечательный музыкальный инструмент, но это еще и показатель психического и физического здоровья человека. Каковы же приоритетные задачи обучения дошкольников пению и какие для этого необходимы условия?
Чтобы увлечь детей пением, важно подобрать песни, которые им нравятся (а не только взрослым, либо необходимы для выступления). А нравятся детям такие песни, которые понятны и интересны им по содержанию, привлекательны по мелодии и ритму, а также доступны для исполнения. Чтобы подобрать такой репертуар, педагогу следует проанализировать песни и обратить внимание на следующее:
1. Текст песни. Есть ли в нем непонятные детям слова? Как их объяснить дошкольникам? Есть ли слова и словосочетания, трудные для произношения и пропевания? Как объяснить смысл, содержание песни в целом и каждого куплета? Какие подобрать иллюстрации? Желательно подбрать песни с вокально удобным текстом, где чередуются гласные и согласные. Неудобным для вокального исполнения детьми являются слова и словосочетания, на стыке которых несколько согласных звуков либо две одинаковые гласные подряд.
2. Тесситура песни (звуковой состав мелодии песни). Необходимо подбирать песни, соответствующие диапазону голоса детей. При этом учитываются как возрастные, так и индивидуальные особенности. Конечно, педагог работает над развитием диапазона, но при этом нельзя игнорировать реальные возможности детского голоса. Обычный диапазон у младших дошкольников — ре—ля первой октавы, у старших — до первой октавы — до (ре) второй октавы.
3. Направление мелодии, которое может быть самым разнообразным: нисходящим и восходящим, скачкообразным, волнообразным, го-ризонтальным. Наиболее доступным для детей является нисходящее направление мелодии, одним из самых сложных — горизонтальное (на одной ноте). Чаще всего встречается скачкообразное направление мелодии, и в этом случае педагог должен проанализировать, удобны ли эти интервалы для исполнения их детьми, какие нужно подобрать попевки, упражнения, чтобы подготовить слух и голос ребенка.
4. Продолжительность музыкальной фразы также является важной характеристикой меодии. Поскольку у детей неразвито певческое дыхание, необходимо подбирать песни, соответствующие их возрастным возможнос-тям, в противном случае дошкольники берут дыхание посреди фразы, что противоречит вокальным требованиям.
Для детей 4-х лет удобны песни с короткими музыкальными фразами (2 секунды — одно слово на фразу). Для детей 5 лет — примерно 4 секунды (два слова на фразу). Для старших дошкольников доступно пропевание на одном дыхании небольших музыкальных фраз — 6-8 секунд.
Итак, если педагог подобрал интересную по содержанию, яркую и в то же время доступную по мелодии песню, важно суметь ее выразительно, артистично преподнести на первом занятии. Какая может быть для этого форма? Чаще всего используется обыгрывание песни, показ игрушки, картинки. Но самое главное — живое, непосредственное и выразительное исполнение песни. Как исключение для знакомства с новой песней может быть использована и аудиозапись. В этом случае желательно, чтобы песню исполнял детский ансамбль или солист. После того как дети познакомились с новой песней и педагог сумел у них пробудить мотивацию к ее разучиванию, начинается работа над вокально-хоровыми навыками и умениями. Например, наибольший эффект дают упражнения системы В. Емельянова, в основе которой лежит фонопедический метод.
Артикуляционная гимнастика не занимает длительного времени, но в значительной степени активизирует речевой аппарат.
Эффективны следующие упражнения:
• высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до всё более далеко отстоящей поверхности;
• покусывание языка боковыми зубами;
• покусывание внутренней поверхности щек;
• круговые движения языком между зубами и щеками;
• цоканье и пощелкивание языком.
Доречевая подготовка голосового аппарата проводится в виде упражнений-игр, например:
Педагог: Рано утром, на рассвете.
Дети: Шу-шу-шу, шу-шу-шу! (произносят, сильно вытягивая губы трубочкой и потирая ладошкой о ладошку поочередно у правого и левого уха)
Педагог: То ли аист, то ли ветер.
Дети: Шу-шу-шу, шу-шу-шу!
Педагог: Пролетел среди берез.
Дети: А-а! А-а! (глиссандо вверх с постепенным крещендо, нижняя челюсть максимально опущена)
Педагог: Новость свежую принес!
Дети: А-а! А-а! (глиссандо вниз с постепенным диминуэндо)
Педагог: И сейчас же слухи, слухи.
Дети: З-з-з! (издают «зудящий» звук со сжатыми зубами, уголки рта сильно растянуты)
Педагог: Зазвенели, словно мухи.
Дети: З-з-з!
Педагог: Пробежал по лесу гул.
Дети: Гу-гу-гу-гу! (слог произносят на сильном коротком выдохе)
Педагог: Тут спросонок лес вздохнул. Дети: Уф! Уф! (сильный короткий выдох) Педагог: И посыпалась роса.
Дети: Динь-динь-динь! (произносится в верхнем регистре, на улыбке, звук [н’] - носовой)
Педагог: Зазвучали голоса.
Дети: А-а-а-а! (поют звук [а] в примерной зоне, на длинном выдохе)
С выработки певческой установки начинается каждое занятие, пропевая песню Л. Абелян «Петь приятно и удобно».
Особенное внимание уделяется выработке певческого дыхания смешанного типа. Известно, что в силу физиологических особенностей развития у дошкольников невозможно выработать диафрагмальное дыхание, но максимально приблизиться к эталону вполне возможно, главное — поверхностное дыхание. Часто вдох у детей сопровождается поднятием плеч. Это недопустимо, так как препятствует правильному звукообразованию. Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую следующие приемы контроля и самоконтроля: осенние листочки (на тонких ниточках, «трепещущие на ветру» перышки, оставленные улетевшими птицами, «снежинки» (из салфеток, которые как можно дольше не должны упасть, поддерживаемые в воздухе активным выдохом.
Работа над звукообразованием начинается с распевов, в которых много гласных и звонкие согласные в окончаниях слов. Отправной точкой при обучении пению является эталон певческого звука. Поэтому используются песни-игры, построенные по принципу «эха», в которых у детей, с одной стороны, есть возможность ориентации на эталон певческого звучания, а с другой — увеличивается возможность самоконтроля и постоянного сравнения своего исполнения с исполнением педагога. По этому же принципу ведется и разучивание всех песен, стараясь разнообразить многократное повторение одной и той же фразы, вводя элементы игры. Например: дети стоят в кругу, педагог с мячом в центре круга. Педагог пропевает фразу и бросает мяч одному из детей. Ребенок, получивший мяч, должен повторить пропетое педагогом. В другом случае ребенок, получивший мяч, должен пропеть следующую фразу и вернуть мяч. В любом случае получается, что каждая вторая фраза звучит в исполнении педагога и должна быть эталоном певческого звука. Еще одна игра — «Продолжи песню». Начинает песню педагог, а далее каждый ребенок, которому передают мяч, поет по одной фразе и передает мяч следующему. Мяч должен передаваться на последний ударный слог пропеваемой фразы, для того чтобы следующий исполнитель успел взять дыхание. Несомненно, что особое значение в вокальной работе с детьми имеет работа над дикцией. Необходимо добиваться утрированного произношения гласных «о», «а», «я», заставляя детей как можно шире открывать рот, раскрепощая нижнюю челюсть. Это помогает добиваться ин-тонационной выразительности исполнения. Как правило, в словах песни, на которые приходится логическое ударение, ударные слоги приходятся на более долгие длительности.
Например, «Пестрый колпачок» Г. Струве. На слог «ел-» детям предлагается как можно ниже опустить нижнюю челюсть, спеть этот слог громче, а следующий слог «-кой» — как можно ниже. Таким образом, на слове «ёлкой» выделяемая фраза приобретает законченный характер. Согласные в окончаниях тоже произносим утрированно: «сидел гном».
Работа над любой песней или попевкой определяется обязательно и музыальными, и дикционными задачами. Успех для всего описанного выше обеспечен лишь в случае соблюдения темпа и ритма. Разучивание новой песни начинается в медленном темпе, но со строгим соблюдением ритма, указанного автором. Это порой представляет сложность, поэтому используются движения, помогающие удержать метр: покачивания корпуса (вправо-влево, похлопывание ладошками по коленям, хлопки в ладоши во время пауз.
Таким образом, вокальная работа с детьми дошкольного возраста способствует не только развитию и коррекции речи, формированию голосового аппарата, но и развитию музыкальных способностей обучающихся.
Литература:
1. Буренина, А. И. Палитра музыкальных развлечений для детей и взрослых. /А. И. Буренина. СПб. : Питер, 2014.
2. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. - М. : Просвещение, 2003. - 276с.
3. Тютюнников, Т. Э. Коммуникативные танцы-игры для детей/ СПб. : Питер,2017.
4. Федорова, Г. П. Сборник ритмических упражнений: Тутти/ Г. П. Федорова, методический центр Разум- СПб. : Питер, 2014.