Лариса Перфильева
Педсовет «Поиск эффективных форм и методов при реализации работы по экологическому развитию детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема нашего педсовета «Поиск эффективных форм и методов при реализации работы по экологическому развитию детей».
И для начала предлагаю поиграть и настроиться на работу.
Игра «Ассоциация»
Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными
Публикация «Педсовет „Поиск эффективных форм и методов при реализации работы по экологическому развитию детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «устал как собака» и т. д. Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к себе, с чем или с кем вы себя ассоциируете (стихия, представитель флоры или фауны, предмет неживой природы).
В. А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Природа – источник красоты. Она прекрасна во все времена. Давайте вместе посмотрим видеоролик и помечтаем (просмотр видео про природу). Если вы будете рассматривать фотослайды, картинки с изображением природы с детьми, то это благотворно скажется на психологическом состоянии ребенка, наполняя душу умиротворением и покоем. Удивителен мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться у поля, у луга, у тихой речушки, у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге, в перелеске, после сильного дождя… Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.
Сегодня мы с вами поговорим о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделимся опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса.
- «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и пути решения».
- «Развитие познавательно – исследовательской активности детей через организацию экологических мини-музеев»
В предметное окружение ребенка входят различные объекты живой и неживой природы, поэтому его ознакомление с явлениями природы неизбежно. Грамотно организованная предметно-развивающая среда группы экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому. Основными элементами эколого-развивающей среды в детском саду являются уголки природы.
Просмотр уголков природы в группах.
Деловая игра «Экологическое лукошко».
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей экопроблемы и беспокоятся по их поводу.
И наша задача: как донести до детей основы экологических знаний?
Сейчас проведём небольшую разминку «Быстрый ответ».
- У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
- Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)
- Наука о животных. (Зоология)
- Самый лучший пернатый певец России? (соловей)
- Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
- Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
- Книга - охраняемых растений и животных (Красная книга)
- Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)
- Лесной петух. (Глухарь)
- Наука о растениях. (Ботаника)
- Сколько ног у паука? (восемь)
- Пингвин птица или животное? (Птица)
- Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе (туман)
- Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)
-Зачем белке длинный пушистый хвост? (для «полетов» с дерева на дерево.)
-Какие камни находятся в реке? (мокрые.)
-Зачем рыбам нужен хвост? (чтобы плавать.)
-Какая птица не высиживает яиц? (кукушка.)
-Кого считают предком собаки? (предками домашней собаки считают волка или обыкновенного шакала.)
На сегодняшний день существует много программ по экологическому образованию дошкольников разного возраста. Одни из них широко применяются педагогами дошкольных учреждений в работе и сейчас, другие активно использовались дошкольными учреждениями в течение определенного времени. Экологическое воспитание представлено в программах: «Детство», «Развитие», «Радуга» и др.
1. А знаете ли вы авторские программы по экологии?
Соедините стрелками название программы с ее автором.
«Наш дом – природа» Н. Рыжова,
«Юный эколог» С. Н. Николаева,
«Мы» Н. Н. Кондратьева
«Мы земляне» А. Вересов
«Паутинка» Ж. Л. Васякиной-Новиковой
В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое ярко проявляется при восприятии художественных произведений. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей после чтения воспитателем художественной литературы, становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их. В процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных.
2. Назовите детских писателей кто писал о природе.
А. С. Пушкин “ чтение – вот лучшее учение”.
В. Бианки, М. Пришвин, Э. Сетон-Томпсон, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, Д. Н. Мамина-Сибиряк Г. А. Скребицкий А. Барто, Н. Сладков, Л. Толстой, К. Паустовский, Г. Снегирев и др.
- Как называют таких писателей? (натуралисты)
- Кто играл на щепке из рассказа В. Бианки «Музыкант»? (медведь)
- В каком рассказе М. Пришвина ребята кричали утятам: «До свидания, утята!» («Ребята и утята»)
- Продолжите названия рассказов: «Как Муравьишка домой … (спешил)»
«Лесной Колобок — Колючий … (Бок)
- У Е. Чарушина есть рассказ «Почему Тюпу прозвали Тюпой? Герой этого рассказа, когда видит что-то интересное, двигает губами и «тюпает» : «Тюп-тюп-тюп». Кто это такой? (Котёнок)
- Какой зверек был путешественником на корабле в сказке В. Бианки? (Мышонок Пик)
Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции - это событийно - значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками. Акции - это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности. «Теория без практики - мертва, практика без теории - слепа».
Составить план акции «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!»
Решение педагогических ситуаций.
1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!». Мужчина, идущий мимо и слышавший этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот отвечает «Просто так…»
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?
2. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.
Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Ваши действия? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей / детей /, или остановитесь и поговорите с матерями / детьми / ?
3. Дети вместе с воспитателем ухаживали за яблоней на своем участке. Они поливали дерево, рыхлили землю, удобряли, наблюдали за яблоком, которое с каждым днем поспевало и наливалось. Но однажды дети пришли посмотреть на яблоню и увидели, что листья сорваны, некоторые ветки поломаны, а от яблока остался лишь огрызок на земле. Воспитатель знал, кто это сделал. Как должен поступить в этой ситуации воспитатель?
4. Воспитатель старшей группы спрашивает у воспитанников, что интересного в окружающей природе они видели по дороге в детский сад или возвращаясь из него.
– Когда я вышел, – говорит мальчик, – видел солнце. Оно большое, красное. Я теперь знаю, какое солнце нужно рисовать.
– А я видела красивые деревья, на них иней.
– Я видел, как переливаются на солнце сосульки, как блестит снег на солнце. Если присмотреться, снег голубоватого цвета, и в тени это заметнее.
– Я видела, как кружились и падали пушистые хлопья снега, – говорит Лена.
– Молодец, Леночка, – сказала воспитатель, – красиво рассказала. Почти как в стихотворении, помните?
Белый снег пушится,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Дети повторяют строки и вспоминают, что и они видели, как снег падает, кружится. Они говорят, что это очень красиво.
Зачем воспитатель просила детей рассказать, что интересного они видели по дороге в детский сад? В чем проявилась у детей любовь к природе?
5. Утром, придя в детский сад, Ира первая заметила цветок настурции, подбежала к окну, захлопнула в ладоши, закричала:
-Дина Давыдовна, ой какой! Какой красивенький, - наклонилась, осторожно погладила листок рядом с цветками, позвала свою подружку Лену. Подбежали и другие дети. Некоторые улыбались цветку, пытались его понюхать, другие стояли молча и смотрели на это «чудо».
Перед завтраком воспитательница собрала всех детей, чтобы еще раз посмотреть, какой расцвел цветок.
-Красивый, желтый с красным. Совсем такой, как на картинке.
Снова показала детям картинку, которую они рассматривали перед посевом. Дети обрадовались знакомой иллюстрации и с интересом сверяли ее глазами с натурой.
- Он пахнет хорошо, - продолжала воспитательница. - Когда много расцветет, понюхаем, а сейчас не надо, один сломать можно. - Показала детям бутон:
-Из него скоро такой же цветок расцветет, надо поливать настурцию, руками не трогать и не рвать.
Так, в течение всего времени цветения никто не сорвал ни одного лепестка, в первую очередь дети стремились полить настурцию.
Вопросы: Какие чувства возникли у детей в результате наблюдения за цветущей настурцией? Чем можно объяснить бережное отношение детей к растению?
6. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»
Вопросы: Назовите ошибки воспитателя? Как бы вы поступили в данной ситуации?
Анализируя педагогические ситуации можно сделать вывод, что экологическое воспитание занимает одно из важнейших направлений в работе с дошкольниками и для повышения эффективности экологического воспитания мы с вами применяем разнообразные методы и формы работы.
А сейчас предлагаю вам самим оценить свою работу по экологическому воспитанию : что уже сделано, а что только планируется. Возьмите ручку красного и зеленого цветов. Ознакомьтесь с утверждениями. Если вы делаете то, о чем идет речь, рисуйте круг красного цвета, если нет – зеленого. (Перед вами 2 ягодки, на красной напишите, что вам удалось реализовать в работе по экологическому воспитанию дошкольников? На зеленой постарайтесь кратко записать, какие минусы в вашей работе по экологическому воспитанию вы можете отметить)
Утверждения:
-Я постоянно провожу с детьми наблюдения за объектами природы на территории детского сада.
-Периодически организую экскурсии с детьми в лес, на пруд и т. п.
- Воспитанники моей группы знают, какую пользу приносят животные, насекомые и птицы.
- Наблюдения за объектами природы связываю с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.
- Осуществляю уход за цветами в уголке природы совместно с детьми.
- Провожу экологические акции с детьми и родителями.
- На нашем участке есть кормушки. Зимой мы с детьми подкармливаем птиц.
- В группе есть картотека загадок о природных явлениях и животных.
- Читаю детям художественные произведения, подробно обсуждаю, как автор описывает природу.
- Дети моей группы знают стихи о природе.
- В групповой библиотечке есть книги о природе.
- В группе есть плакаты, альбомы, дидактический материал по теме экологического воспитания детей, которые сделала я сама, а также с детьми и родителями.
- Закрепляю правила поведения в природе с детьми и родителями в ходе совместных мероприятий.
- Оформляю и постоянно обновляю наглядную агитацию для родителей в группе.
- По возможности участвую с воспитанниками в конкурсах различного уровня.
От правильного построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.
Чувством любви к природе наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мы, воспитатели вместе с родителями являемся первыми проводниками детей в природу.
Подводя итог педсовета хочу напомнить, что именно от нас зависит, какими будут наши дети. Мы хотим, чтобы они любили природу, понимали ее и берегли. Но мало хотеть, этого надо добиваться совместными усилиями. На этом наша экологическая гостиная подошла к концу.
Решения педагогического совета:
1. Продолжать работу по экологическому воспитанию детей, используя разнообразные приемы и методы.
Срок исполнения: постоянно.
Ответственные: педагоги.
2. Регулярно использовать элементарные опыты и эксперименты в природе для развития познавательной деятельности дошкольников.
Срок исполнения: постоянно.
Ответственные: педагоги.
3. Педагогам активизировать работу с родителями по повышению компетентности родителей по экологическому воспитанию.
Срок исполнения: постоянно
Ответственные педагоги
4. Привести экологические центры наблюдений и экспериментальной деятельности в природе в соответствие с требованиями СанПиН, ФГОС. В группах продумать формы фиксации детского экспериментирования (в младших заполняется воспитателем)
Срок исполнения: постоянно
Ответственные: педагоги